Еще немного о сочинении ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Голомидова Маргарита Леонидовна

В статье представлена теоретическая и практическая информация о написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Дано пояснение к написанию комментария как одной из обязательных частей сочинения. Уделено внимание композиции сочинения-рассуждения. Предложена памятка выпускнику с целью избежать возможных ошибок.

Ключевые слова: образование, обучение, сочинение, русский язык, комментарий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Еще немного о сочинении ЕГЭ по русскому языку

Голомидова Маргарита Леонидовна

учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»

Аннотация: В статье представлена теоретическая и практическая информация о написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Дано пояснение к написанию комментария как одной из обязательных частей сочинения. Уделено внимание композиции сочинения-рассуждения. Предложена памятка выпускнику с целью избежать возможных ошибок.

Ключевые слова: образование, обучение, сочинение, русский язык, комментарий

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький.

Конфуций

Какой путь выберут наши выпускники, зависит от нас! Любой учитель русского языка, занимающийся подготовкой к ЕГЭ, знает, что выпускникам не хватает времени для качественной работы над сочинением, 27 заданием (всего для экзамена отведено 3ч 30 минут). Практика показывает, что зачастую сочинение пишется почти без черновика. Выпускник вынужден дописывать творческую работу в последние минуты экзамена. Где уж тут проработать черновик! В связи с этим, готовясь к написанию сочинения-рассуждения, 27 задания, ученикам и преподавателям необходимо уделить особое, более серьезное внимание этой нелегкой работе. Ведь почти половина всего результата за ЕГЭ по русскому языку - это количество баллов за

27 задание (из 59 первичных баллов 25- за сочинение). В 2021 году ЕГЭ по русскому языку снова претерпел изменения, а именно формулировка задания № 27: уточнены критерии оценивания, прибавлен один балл в К2, за комментарий проблемы. Теперь, правильно прокомментировав текст, мы можем получить заветные 6 баллов, а не 5, как это было ранее. (Справедливости ради стоит сказать, что это одна из самых сложных частей написания сочинения-рассуждения). Мы сегодня не будем выяснять, почему изменения коснулись именно этого критерия. Безусловно, причины есть. Наша задача в другом: научить выпускников комментарию текста, чтобы набрать максимальное количество баллов. А для этого следует научиться анализировать текст, видеть позицию автора, четко и последовательно излагать свои мысли… Что еще? Уметь комментарий отличать от пересказа, анализировать смысловую связку и т.д.

Теперь перейдем к сути. Так что же от нас требуется при комментарии текста? Нам нужно прокомментировать проблему текста с опорой на исходный текст. Это условие четко обозначено в задании по написанию сочинения. Нельзя пускаться в общие рассуждения, отрываться от текста. Необходимо помнить, что мы комментируем не проблему вообще, а отношение автора к выдвинутой проблеме. Комментарий – это не пересказ текста. Чем же отличается пересказ от комментария? Помните, что пересказ – это то, что делают герои текста, а комментарий – это то, что делает автор. Комментарий-это своеобразный анализ авторской мысли, ее последовательности, логики в раскрытии проблемы.

Итак, прокомментировать проблему надо обязательно с опорой на исходный текст. В сочинение необходимо включить, во-первых, два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые будут важны для понимания проблемы (2 балла). Во-вторых, нужно дать пояснение к каждому примеру-иллюстрации (2 балла). В-третьих, необходимо указать смысловую связь между примерами-иллюстрациями (1 балл) и грамотно проанализировать её (1 балл). Если мы все это учтем и выполним, получим заветные 6 баллов за комментарий. Что же для этого нужно?

Конечно, мы скажем, что надо уметь работать с текстом, знать правила его построения. Безусловно, так. Но это не так просто, особенно, когда до экзамена осталось несколько месяцев. Поэтому можно предложить выпускникам вот такой алгоритм работы с текстом.

1)Читаем текст очень внимательно, находим ключевые слова. 2) Определяем основную мысль текста. 3) Условно делим текст на 2 части. Это поможет найти два примера - иллюстрации, подтверждающие авторскую позицию. 3) Далее в каждой части находим яркие цитаты, которые могут быть использованы как примеры-иллюстрации. 4) Устанавливаем смысловую связь между примерами – иллюстрациями. Для этого нужно понять, как соотносятся эти примеры. Это может быть причина, пояснение, дополнение, следствие, противопоставление. 5) Анализируем, поясняем смысловую связку. (Зачем противопоставляются примеры? Какова роль причинно-следственной связи? и т.д.)

Это предварительная работа с текстом. Далее начинаем работать над текстом сочинения. Хорошо, если выпускники усвоили способы составления сочинения-рассуждения.

Комментируя первую и вторую части условно поделенного текста, мы отвечаем на вопросы: что пишет автор, как пишет автор, почему (для чего) он так пишет. Используя данную схему, выпускник не собьется, не заблудится, не уйдет от авторской позиции, выдержит жанр сочинения, сэкономит время.

При составлении сочинения следует обратить внимание и на композицию работы. Здесь ничего особенного придумывать не надо. Все дано в формулировке задания: сформулировать проблему, прокомментировать ее, включить два примера-иллюстрации из прочитанного текста, дать пояснение каждому примеру, указать смысловую связку, проанализировать ее, сформулировать позицию автора, обосновать, выразить свое отношение к авторской позиции.

Все вроде бы понятно. И еще. Чтобы не было слишком больших разрывов между частями сочинения, можно предложить выпускникам использовать так называемые способы выражения мысли, смысловые связки-переходы (они представлены в таблице ниже).

В критериях оценки сочинения не определено количество абзацев. Ребята об этом часто спрашивают. Да, действительно, количество абзацев не уточнено. Мы говорим, что сочинение имеет трехчастную структуру. Но ведь внутри основной части много подпунктов. Поэтому целесообразно предложить выпускникам вот такой тренажер для написания сочинения.

1.Вступление

(тезис-формулировка проблемы текста)

(1 абзац)

Данный текст показался мне довольно интересным. В нем (автор) поднимает важную, на мой взгляд, проблему (чего?). Он ставит вопрос:…

2. Основная часть.

1)Комментарий проблемы.

1 пример-иллюстрация

(2 абзац)

Раскрывая свое отношение к проблеме, автор текста (что делает?)

Писатель убежден…

Автор текста обращает внимание…

Автор текста обращается к собственному опыту и вспоминает…. (если текст публицистический)

Писатель не случайно приводит слова (кого? чьи?)

Пояснение

(2 абзац)

Действительно, этим примером автор убеждает нас в том, что…

Именно в этих словах заключена важность авторской мысли…(если взята цитата из текста).

2 пример-иллюстрация

(3 абзац)

Исследуя проблему далее, автор текста…(что делает?) отмечает, описывает, подчеркивает…

Он (ФИО автора) обращается…, приводит пример…, ссылается…, отмечает важность, опирается на мнение…

Ему важно сказать

Он убежден…

Автор заставляет задуматься (над чем?)…

и т.д.

Пояснение

(3 абзац)

Безусловно, писатель хочет сказать, что…

Смысловая связка

(4 абзац)

Обращаясь к этим примерам, автор хочет (сказать, показать, убедить…)

Все вышесказанное позволяет (понять, осознать, прийти к выводу)…

Приводя эти примеры, автор стремится разобраться … (в чем?)

Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют (увидеть, понять, осознать…)

Пояснение смысловой связи между иллюстрациями

(4 абзац)

Расписать более подробно смысловую связку

2)Позиция автора текста по проблеме (5 абзац)

Раскрывая проблему, автор текста приводит нас к основной мысли.

(Формулируем авторскую позицию.  Это прямой ответ на проблемный вопрос).

Таким образом, размышляя над проблемой (чего?), автор текста подводит нас к основной мысли.

Позиция автора предельно ясна. Он убежден (считает, уверен), что…

3)Позиция пишущего (6 абзац)

Мне понятна позиция автора текста. Я тоже считаю, что… (свое утверждение, тезис с опорой на тот материал, которым будете пользоваться, аргументируя свою позицию).

4)Пояснение, обоснование своей точки зрения (6 абзац)

В подтверждение своей мысли хочу привести пример из (литературы, истории, жизненного опыта). (Подробно описать пример).

3. Заключение-вывод. (7 абзац)

В заключение хочется сказать, что проблема, поднятая автором текста, довольно актуальна. Она позволяет (заставляет) задуматься над важными вопросами современной жизни.

(Все выражения, смысловые связки, абзацы носят рекомендательный характер).

Работая по данному тренажеру, выпускники определятся и в абзацном членении. Кроме того, они не пропустят ни одного критерия, у них не будет смысловых разрывов в работе, что позволит избежать логических недочетов. Следование четкому алгоритму написания сочинения позволит выпускнику сэкономить время на экзамене и набрать максимальное количество баллов.

Итак, вопросы статьи исчерпаны. Заканчивая разговор о написании сочинения, хочется дать еще некоторые советы (их можно оформить отдельной памяткой для выпускника):

  1. Пишите сочинение разборчивым почерком.
  2. Не анализируйте средства речевой выразительности.
  3. Не переписывайте предложения из 26 задания (текст задания есть в материалах для экспертов). Внимательно прочитайте это задание, интерпретируйте его.
  4. Если вы не уверены в определении жанра текста, не рискуйте. Не называйте его статьей или рассказом. Используйте слова: текст, отрывок, фрагмент. Так вы не допустите фактических ошибок.
  5. Не указывайте лишнюю информацию о стиле текста, средствах речевой выразительности.

Данная информация останется не связанной с последующими размышлениями.

  1. Избегайте чрезмерного цитирования. Обратите внимание, что мысль может оформлена не только в виде прямой речи, но и косвенной.
  2. Обратите внимание на фамилию автора текста, убедитесь, будет ли она склоняться.
  3. Не переписывайте сложные авторские метафоры. Высказывайте мысли своими словами.
  4. Авторские неологизмы заключайте в кавычки.
  5. Помните об этических нормах. Никого не ругайте, не оскорбляйте, относитесь с уважением к чужому мнению. При написании фамилии автора теста добавляйте инициалы.
  6.  Работу оформляйте аккуратно, черной гелевой пастой. Соблюдайте поля.
  7.  Особое внимание обратите на слова, от чьего лица ведется повествование: герой, рассказчик, автор текста (получите консультацию у педагога).

Литература

1. Курсы «Структура и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ по предметам (русский язык)». ФГАОУ «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации». Платформа дополнительного профессионального образования

2. Павлова Т.И. Сочинение-рассуждение на экзамене//Знаю. Понимаю. Могу.2013. с.3.

3. Сенина Н.А. Русский язык//Сочинение на ЕГЭ.2013. с.26-32.

4. Цыбулько И.П. Русский язык.// Типовые экзаменационные варианты.// Национальное образование.// Москва.: 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку

Презентация поможет наглядно объяснить ученикам систему оценивания изложения и сочинения по русскому языку...

Проблемы сочинений ЕГЭ по русскому языку

Хороший  материал для подготовки к ЕГЭ части С(сочинение)...

Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку

Комментарии к критериям оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Пособие по подготовке к итоговому сочинению со ссылками на тексты художественных произведений и подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку

В пособии есть как итоговые сочинения по литературе, так и сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку, которые были написаны после обсуждения с выпускниками, также есть подробная инструкция, которая по...