Материалы к уроку
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Страдательные причастия.
- Оргмомент.
- Целеполагание.
Сегодня на уроке мы узнаем, как образуются страдательные причастия.
·Поговорим о правописании суффиксов страдательных причастий.
· Научимся образовывать страдательные причастия.
- Актуализация знаний.
Что такое причастие?
Какие виды причастий бывают?
Все причастия бывают действительными или страдательными и могут быть настоящего и прошедшего времени.
Как образуются действительные причастия?
Сегодня нам интересны страдательные причастия, как настоящего, так и прошедшего времени.
Для начала припомним, что такое страдательное причастие. Страдательное причастие обозначает признак, возникший под действием другого предмета.
Ну, а теперь послушаем историю о страдательном причастии.
Жил себе-поживал один глагол. Не просто какой-то глагол, а переходный. Любил прогуляться туда-сюда, а больше всего любил переходить на винительный падеж. Если винительного падежа рядом с ним не было – он начинал немедленно его требовать.
В зависимости от настроения глагол бывал то несовершенным, то совершенным.
И вот у этого-то странного глагола было двое сыновей-страдательных причастий. Настоящего времени и прошедшего.
Страдательные причастия были разные. И друзья у них были разные.
Страдательное причастие настоящего времени дружило с суффиксами -ем-, -ом-, -им-. И были эти друзья хоть и уважаемыми, но зато ведомыми и зависимыми от чужого мнения.
А вот страдательному причастию прошедшего времени больше подходили суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-). Они, хотя и были невоспитанные и с виду не очень ладно скроенные, зато кого хочешь могли сделать развеселённым.
А как-то к этим суффиксам заявился суффикс -т-. Вот, говорит. Я, конечно, забитый, некрасиво одетый и не очень-то хорошо помытый, но возьмите меня к себе, а?!
И пришлось взять!
Как и действительные, страдательные причастия образуются по формуле «Основа глагола + нужный суффикс = причастие». И давайте посмотрим на нужные нам компоненты.
Мы опять вспоминаем, что у нас есть глаголы совершенного вида и несовершенного. Так вот, страдательные причастия настоящего времени, как и действительные, разборчивы и образуются только от глаголов несовершенного вида. А прошедшему времени страдательных причастий походит как совершенный вид, так и несовершенный.
Все страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Давайте поразмышляем, почему.
Если мы что-то наливаем – например, воду – то она легко становится наливаемой или налитой. Если читаем книгу – то про нее всегда можно сказать, что она читаемая или читанная. А если мы чего-то боимся – ну, хотя бы той же воды? Что мы можем сказать про воду? Что она для нас – страшная, пугающая. Но ровно ничего, что образовано от глагола «бояться».
Что касается нужных суффиксов, мы о них уже слышали. Для страдательных причастий настоящего времени это -ем- (-ом-), -им-, а для страдательных причастий прошедшего времени это -нн-, -енн- (-ённ-) и -т-.
Рассмотрим образование страдательных причастий настоящего времени. Для них нам понадобится основа глагола несовершенного вида (помним, что основа нужна настоящего времени!) и суффиксы -ем-, (-ом-), -им-: несомый, изучаемый, видимый.
Но как же узнать, какая буква должна стоять в суффиксе перед м? Ведь там может стоять е, о или и.
Как и в случае с действительными причастиями настоящего времени, выбор гласной зависит от спряжения глагола.
Если мы образуем причастие от глагола I спряжения, мы используем суффиксы -ем- или -ом-.
А вот страдательные причастия настоящего времени от глаголов II спряжения неразлучны с суффиксом -им-.
Итак, для образования страдательного причастия настоящего времени нам нужно взять основу настоящего времени глагола. Для этого мы ставим глагол в форму 3-го лица, мн. ч, наст. вр.: что они делают? Определяем по окончанию спряжение и отбрасываем окончание. Потом добавляем нужный суффикс (в соответствии со спряжением) и окончание причастия.
Несут – мы видим, что это первое спряжение, поэтому суффикс -ом- – несомое.
Оберегают – первое спряжение, поэтому суффикс -ем- – оберегаемый.
Хранят – второе спряжение, поэтому суффикс -им- – хранимый.
А если нам нужно образовать такое причастие от инфинитива?
Тогда мы сначала ставим его в нужную форму, а потом уже образовываем причастие.
Например: пинать – пинают – пинаемый;
клеить – клеят – клеимый.
Как же образуется страдательное причастие прошедшего времени?
Чтобы его образовать, нам нужна основа инфинитива какого-нибудь переходного глагола и суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-), -т-: сваренный, размешанный, налитый.
На этот раз выбор гласной в суффиксе зависит не от спряжения, а от окончания основы.
Если основа заканчивается на -ать или -ять, то в суффиксе причастия будет стоять -а-, -я-: послать – посланный, сеять – сеянный.
А если основа глагола заканчивается не на -ать, -ять, а на что угодно другое, то в суффиксе причастия будет -е- или -ё-: видеть – увиденный, сушить – осушенный, увлечь – увлечённый.
Но что же с суффиксом -т-? Для него никаких особенных правил нет. Нужно просто вслушиваться в причастия, которые мы образуем. Мы ведь не скажем: мыенный, одеянный, бриенный. Мы говорим: мытый, одетый, бритый – это гораздо привычнее на слух.
Правда, есть причастие «убиенный», но его можно встретить только в старых книгах или в церкви. В современной речи мы пользуемся причастием «убитый».
Итак, чтобы образовать страдательное причастие прошедшего времени, нам нужно взять инфинитив и прибавить к основе глагола нужный суффикс. Гласная перед нужным суффиксом зависит от того, на что заканчивается основа глагола. Например: утомиться – утомлённая, увешать – увешанная, разукрасить – разукрашенный.
А теперь давайте попробуем сыграть в игру «Свари себе причастие»!
У нас есть котел и ингредиенты: глагол и суффиксы -нн-, -енн- (-ённ), -ем- (-ом), -им-, -т. Сделаем страдательное причастие из глагола прочитать.
Отбрасываем -ть и добавляем суффикс -нн-. Получается прочитанный. Все правильно.
Давайте от того же глагола образуем страдательное причастие настоящего времени. Мы помним, что причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени. Так что нам нужен еще такой компонент, как Они (то есть, форма третьего лица единственного числа). Добавляем его… И теперь мы видим, что, поскольку перед нами глагол первого спряжения, мы должны добавить суффикс -ем. Прочитаемый.
Ой, мы что-то сделали неверно. Дело в том, что мы забыли, что глагол прочитать – совершенного вида, а от совершенного вида причастия настоящего времени образовываться не желают.
А вот если мы возьмем не глагол прочитать, а глагол читать, то мы можем успешно образовать от него причастие. Читать – возведем в форму 3-го лица мн. ч. – они читают – и добавим суффикс -ем- – получилось читаемый.
А можем ли мы образовать страдательное причастие от глагола лететь? Нет. Наш опыт прекратится в самом начале. Ведь лететь – непереходный глагол, а страдательные причастия могут образовываться только от переходных!
Может быть, нам больше повезет с глаголом хвалить? Ведь хвалить можно кого-то, значит, нам подходит этот глагол. Итак, давайте начала возведем его в 3-е лицо мн. числа: они хвалят. Мы видим, что перед нами глагол I спряжения. Значит, к нему подойдет суффикс -им-. Задействуем этот суффикс и получаем хвалимый.
Напоследок давайте образуем страдательное причастие прошедшего времени от глагола накрыть. Для начала отбросим -ть. А теперь какой же суффикс нам выбрать: -енн-, или, может быть, -нн-? Но ведь и накрыенный, и накрынный звучит как-то странно. Зато накрытый звучит очень даже хорошо. Этот вариант нам подходит больше других.
Что же нам требуется запомнить?
Страдательные причастия.
- Оргмомент.
- Целеполагание.
Сегодня на уроке мы узнаем, как образуются страдательные причастия.
·Поговорим о правописании суффиксов страдательных причастий.
· Научимся образовывать страдательные причастия.
- Актуализация знаний.
Что такое причастие?
Какие виды причастий бывают?
Все причастия бывают действительными или страдательными и могут быть настоящего и прошедшего времени.
Как образуются действительные причастия?
- Проблемный вопрос.
Сегодня нам интересны страдательные причастия, как настоящего, так и прошедшего времени.
Для начала припомним, что такое страдательное причастие. Страдательное причастие обозначает признак, возникший под действием другого предмета.
Ну, а теперь послушаем историю о страдательном причастии.
Жил себе-поживал один глагол. Не просто какой-то глагол, а переходный. Любил прогуляться туда-сюда, а больше всего любил переходить на винительный падеж. Если винительного падежа рядом с ним не было – он начинал немедленно его требовать.
В зависимости от настроения глагол бывал то несовершенным, то совершенным.
И вот у этого-то странного глагола было двое сыновей-страдательных причастий. Настоящего времени и прошедшего.
Страдательные причастия были разные. И друзья у них были разные.
Страдательное причастие настоящего времени дружило с суффиксами -ем-, -ом-, -им-. И были эти друзья хоть и уважаемыми, но зато ведомыми и зависимыми от чужого мнения.
А вот страдательному причастию прошедшего времени больше подходили суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-). Они, хотя и были невоспитанные и с виду не очень ладно скроенные, зато кого хочешь могли сделать развеселённым.
А как-то к этим суффиксам заявился суффикс -т-. Вот, говорит. Я, конечно, забитый, некрасиво одетый и не очень-то хорошо помытый, но возьмите меня к себе, а?!
И пришлось взять!
- Открытие новых знаний.
Как и действительные, страдательные причастия образуются по формуле «Основа глагола + нужный суффикс = причастие». И давайте посмотрим на нужные нам компоненты.
Настоящее время.
Итак, для образования страдательного причастия настоящего времени нам нужно взять основу настоящего времени глагола. Для этого мы ставим глагол в форму 3-го лица, мн. ч, наст. вр.: что они делают? Определяем по окончанию спряжение и отбрасываем окончание. Потом добавляем нужный суффикс (в соответствии со спряжением) и окончание причастия.
Несут – мы видим, что это первое спряжение, поэтому суффикс -ом- – несомое.
Оберегают – первое спряжение, поэтому суффикс -ем- – оберегаемый.
Хранят – второе спряжение, поэтому суффикс -им- – хранимый.
А если нам нужно образовать такое причастие от инфинитива?
Тогда мы сначала ставим его в нужную форму, а потом уже образовываем причастие.
Например: пинать – пинают – пинаемый;
клеить – клеят – клеимый.
Прошедшее время.
На этот раз выбор гласной в суффиксе зависит не от спряжения, а от окончания основы.
Если основа заканчивается на -ать или -ять, то в суффиксе причастия будет стоять -а-, -я-: послать – посланный, сеять – сеянный.
А если основа глагола заканчивается не на -ать, -ять, а на что угодно другое, то в суффиксе причастия будет -е- или -ё-: видеть – увиденный, сушить – осушенный, увлечь – увлечённый.
Но что же с суффиксом -т-? Для него никаких особенных правил нет. Нужно просто вслушиваться в причастия, которые мы образуем. Мы ведь не скажем: мыенный, одеянный, бриенный. Мы говорим: мытый, одетый, бритый – это гораздо привычнее на слух.
Правда, есть причастие «убиенный», но его можно встретить только в старых книгах или в церкви. В современной речи мы пользуемся причастием «убитый».
Итак, чтобы образовать страдательное причастие прошедшего времени, нам нужно взять инфинитив и прибавить к основе глагола нужный суффикс. Гласная перед нужным суффиксом зависит от того, на что заканчивается основа глагола. Например: утомиться – утомлённая, увешать – увешанная, разукрасить – разукрашенный.
А теперь давайте попробуем сыграть в игру «Свари себе причастие»!
У нас есть котел и ингредиенты: глагол и суффиксы -нн-, -енн- (-ённ), -ем- (-ом), -им-, -т. Сделаем страдательное причастие из глагола прочитать.
Отбрасываем -ть и добавляем суффикс -нн-. Получается прочитанный. Все правильно.
Давайте от того же глагола образуем страдательное причастие настоящего времени. Мы помним, что причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени. Так что нам нужен еще такой компонент, как Они (то есть, форма третьего лица единственного числа). Добавляем его… И теперь мы видим, что, поскольку перед нами глагол первого спряжения, мы должны добавить суффикс -ем. Прочитаемый.
Ой, мы что-то сделали неверно. Дело в том, что мы забыли, что глагол прочитать – совершенного вида, а от совершенного вида причастия настоящего времени образовываться не желают.
А вот если мы возьмем не глагол прочитать, а глагол читать, то мы можем успешно образовать от него причастие. Читать – возведем в форму 3-го лица мн. ч. – они читают – и добавим суффикс -ем- – получилось читаемый.
А можем ли мы образовать страдательное причастие от глагола лететь? Нет. Наш опыт прекратится в самом начале. Ведь лететь – непереходный глагол, а страдательные причастия могут образовываться только от переходных!
Может быть, нам больше повезет с глаголом хвалить? Ведь хвалить можно кого-то, значит, нам подходит этот глагол. Итак, давайте начала возведем его в 3-е лицо мн. числа: они хвалят. Мы видим, что перед нами глагол I спряжения. Значит, к нему подойдет суффикс -им-. Задействуем этот суффикс и получаем хвалимый.
Напоследок давайте образуем страдательное причастие прошедшего времени от глагола накрыть. Для начала отбросим -ть. А теперь какой же суффикс нам выбрать: -енн-, или, может быть, -нн-? Но ведь и накрыенный, и накрынный звучит как-то странно. Зато накрытый звучит очень даже хорошо. Этот вариант нам подходит больше других.
Что же нам требуется запомнить?
Глагольная сказка.
Жил себе-поживал один глагол. Не просто какой-то глагол, а переходный. Любил прогуляться туда-сюда, а больше всего любил переходить на винительный падеж. Если винительного падежа рядом с ним не было – он начинал немедленно его требовать.
В зависимости от настроения глагол бывал то несовершенным, то совершенным.
И вот у этого-то странного глагола было двое сыновей-страдательных причастий. Настоящего времени и прошедшего.
Страдательные причастия были разные. И друзья у них были разные.
Страдательное причастие настоящего времени дружило с суффиксами -ем-, -ом-, -им-. И были эти друзья хоть и уважаемыми, но зато ведомыми и зависимыми от чужого мнения.
А вот страдательному причастию прошедшего времени больше подходили суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-). Они, хотя и были невоспитанные и с виду не очень ладно скроенные, зато кого хочешь могли сделать развеселённым.
А как-то к этим суффиксам заявился суффикс -т-. Вот, говорит. Я, конечно, забитый, некрасиво одетый и не очень-то хорошо помытый, но возьмите меня к себе, а?!
И пришлось взять!
Глагольная сказка.
Жил себе-поживал один глагол. Не просто какой-то глагол, а переходный. Любил прогуляться туда-сюда, а больше всего любил переходить на винительный падеж. Если винительного падежа рядом с ним не было – он начинал немедленно его требовать.
В зависимости от настроения глагол бывал то несовершенным, то совершенным.
И вот у этого-то странного глагола было двое сыновей-страдательных причастий. Настоящего времени и прошедшего.
Страдательные причастия были разные. И друзья у них были разные.
Страдательное причастие настоящего времени дружило с суффиксами -ем-, -ом-, -им-. И были эти друзья хоть и уважаемыми, но зато ведомыми и зависимыми от чужого мнения.
А вот страдательному причастию прошедшего времени больше подходили суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-). Они, хотя и были невоспитанные и с виду не очень ладно скроенные, зато кого хочешь могли сделать развеселённым.
А как-то к этим суффиксам заявился суффикс -т-. Вот, говорит. Я, конечно, забитый, некрасиво одетый и не очень-то хорошо помытый, но возьмите меня к себе, а?!
И пришлось взять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...