Материалы к уроку
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Наречие как часть речи
Тип урока: урок получения нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: усвоение учебной программы, т.е. иметь представление о наречии кА неизменяемой части речи, анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки, определять ео синтаксические признаки.
Используемые технологии: здоровьесбережения, игровые технологии, ИКТ, групповые технологии, технологии уровневой дифференциации
Методы работы на уроке: словесные; частично-поисковый; диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию нового знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД):
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства.
Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию, навыков самодиагностики.
Ожидаемый результат: дети должны научиться определять наречие по его морфологическим признакам.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности. Проверка готовности к уроку.
- Добрый день, ребята! Я очень рада приветствовать вас на уроке. Мне очень приятно видеть ваши внимательные лица, мудрые глаза. Надеюсь, этот урок будет плодотворным для вас.
- С каким настроением вы пришли на урок? Просигнальте, пожалуйста, с помощью карточек (веселый и грустный смайлики) . (Дети поднимают «карточки-настроения» в виде смайликов)
2. Орфографическая пятиминутка (разминка)
- Урок начнём с орфографической минутки, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.
- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!
1. Напишите непроизносимую согласную в слове безвозмезДный. (Д)
2. Напишите чередующуюся гласную корня в слове замЕр. (Е)
3. Напишите парную согласную корня в слове роК (К)
4. Напишите проверяемую гласную корня в слове наслАждаться … (А)
5. Напишите парную проверяемую согласную в слове зуБ (Б)
6. Напишите, какая удвоенная согласная есть в слове теРРаса … (Р)
7. Напишите орфограмму в глаголе повелительного наклонения нарежЬте… (Ь)
- Какое слово у вас получилось? (ДЕКАБРЬ)
3. Реализация домашнего задания.
- А какие пословицы об этом месяце вы приготовили? (Дети читают свои пословицы о декабре)
Например: Декабрь год кончает, а зиму начинает. Солнце в декабре светит , да не греет. В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет. (Все пословицы на слайде. Учитель может попросить объяснить одну их них.)
4. Актуализация новых знаний.
- Скажите, слов какой части речи много в пословицах? (Глаголов много)
- Верно. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой, самой молодой частью речи. Она появилась в языке позднее всех. Древние римляне называли ее «приглаголием». Как вы думаете, почему? (Может быть, она употребляется с глаголами, зависит от глаголов)
- Верно. Корень в названии этой части речи «РЕЧЬ», он и связывает ее с глаголом… (это наречие)
- Сформулируйте тему урока (Наречие как часть речи). Запишем ее в тетрадях.
5. Постановка целей деятельности.
- Давайте поставим перед собою исследовательские цели (на слайде опорные слова и выражения)
Узнать,.. (что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает).
Научиться… (находить наречия в тексте).
Выяснить,.. (какую роль выполняет в предложении).
Выявить, ….(как изменяется наречие).
Узнать,….. какие существуют правила правописания наречий.
- У нас получилось много вопросов, которые мы должны решить в ближайшее время. Работа предстоит сложная, но интересная. Начнем ее сегодня. Будем работать сообща, дружно, добросовестно
6. Построение проекта исследовательской работы.
А) СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( в центре на доске записан глагол «бежать», от него отходят в разные стороны стрелки к наречиям (где?) впереди, (куда?)направо,(как?) дружно, (когда?)завтра, (почему?)с перепугу, (зачем?)специально,(откуда?) издалека. Обучающиеся, задают от определенных глаголов вопросы к наречиям и записывают их на доске)
- Сделаем вывод: наречия отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И КАК?( на слайде все вопросы)
Физкультминутка
- я называю слова разных частей речи. Если вы слышите наречие, то нужно присесть, если – слово другой части речи, то поднять руки вверх.
Громкий, громко, интересный, интересуясь, интересно, ласково, ласкающий, товарищ, по-товарищески, одинокий, один, однажды.
Б) Роль наречия в предложении (Работа в парах)
- На ваших партах карточки с предложениями. Подчеркните на них выделенные жирным шрифтом наречия как члены предложения.
- 1) Они ( ? ) радостно встретили друга.
- 2) В ресторане отдыхающие заказали рис ( ? ) по-китайски.
- 3) На душе у меня ( ? ) было радостно.
- 4) ( ? ) Сегодня, как и вчера, уже никогда не повторится.
Сделаем вывод о роли наречия в предложении.( Наречие в предложении бывает подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством)
В) Как изменяются наречия? (Работа в группах) учащиеся работают с наречием РАНО
1 карточка: изменяется ли наречие по числам?
Прилетел(…) – прилетели(…)
Сделайте вывод:….( наречие не изменяется по числам)
2 карточка: изменяется ли наречие по родам?
Пришла(…) – пришло(…) – пришел(…)
Сделайте вывод:…. (наречие не изменяется по родам)
3 карточка: изменяется ли наречие, если оно связано с глаголами разного времени?
Приду(буд.вр) (…) – пришел(прош.вр.) (…) – прихожу(наст.вр.) (…)
Сделайте вывод:..( наречие не изменяется по временам)
4 карточка: изменяется ли наречие, если употребляется с глаголами разного лица?
придешь(…) придем(…)
приду(…) придете(…)
придет(…) придут(…)
Сделайте вывод: … (наречие не изменяется по временам)
5 карточка: можно ли изменить наречие так, чтобы оно отвечало на падежные вопросы?
КТО? ЧТО?
КОГО? ЧЕГО?
КОМУ? ЧЕМУ?
КОГО? ЧТО?
КЕМ? ЧЕМ?
О КОМ? О ЧЕМ?
Сделайте вывод:.. наречие не изменяется по падежам)
Г) Самостоятельная работа с текстом
(На столах у обучающихся карточки разного цвета с дифференцированным заданием)
Красная карточка - 1 уровень
Задание: составьте 1-2 связных по смыслу предложений о зиме с использованием наречий.
Зеленая карточка – 2 уровень
Задание: вставьте подходящие по смыслу наречия
«На пушистых ветках …..уселись птицы. ….. им искать корм под снегом. Помните: …..помогать пернатым в трудную пору. И тогда…… они отблагодарят нас своим чудесным пением».
Желтая карточка – 3 уровень
Задание: вставьте подходящие по смыслу наречия, используя слова для справок.
«Проснувшись….утром, я увидел завораживающую картину: ….. было……»
Слова для справок: белым-бело, рано, кругом
Проверка: Те, кто работали по первой карточке, читают свои предложения, называя наречия; те, кто работали по зеленой карточке, читают свои предложения,; те, кто работал по желтой карточке, проверяют себя по эталону на слайде) При наличии времени можно назвать средства художественной выразительности, используемые обучающимися и учителем.
- Сделайте вывод. Какова роль наречий в тексте? (наречия, характеризуя действие, уточняют и конкретизируют его, эмоционально окрашивают)
7. Первичное закрепление во внешней речи учащихся.
Игра «Снежный ком» (работа в группах)
Правила игры: По заранее написанному плану составить рассказ на лингвистическую тему. Обучающиеся сами или с помощью учителя распределяют, кто будет отвечать на тот или иной вопрос. 1-й ученик произносит ответ на первый вопрос, 2-й повторяет ответ первого и добавляет ответ на свой вопрос, 3-й повторяет ответы 1-го и 2-го и добавляет свой...
План.
- Что обозначает наречие?
- На какие вопросы отвечает?
- Какую роль играют наречия в предложении?
- Как изменяются наречия?
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Скажите, а какая из изученных частей речи ближе всего к наречию? Почему? (Имя прилагательное, т.к. тоже обозначает признак)
- Давайте, работая в парах, сравним прилагательное и наречие. Для этого вам следует заполнить пропущенные места в следующем тексте. (Смена пары)
Текст для работы:
Имя прилагательное и наречие – это ___________части речи. Имя прилагательное обозначает ________ предмета, а наречие - ___________ действия или другого признака. Имя прилагательное - _______________ часть речи, поэтому у нее _______ окончание. Наречие - ___________ часть речи, поэтому у нее _______ окончания. В предложении прилагательное обычно бывает ___________, а наречие - ___________ .
9. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности.
- Вот и подходит к концу наш урок. Что мы должны сделать? (Подвести итог и оценить свою работу)
- Вспомним, какие цели мы ставили, все ли их достигли? (нет, не все)
- Можно ли закончить изучение наречия? Почему? (Мы ничего не узнали о правописании наречия)
- Оцените свою работу на уроке с помощью наречия: Я поработал(а) хорошо, отлично, замечательно, чудесно, добросовестно.
- Дети, какое настроение у вас в конце урока? Просигнализируйте…
10. Домашнее задание: упр….. или выписать из Повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с наречиями, подчеркните их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.
Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать звуки ш-ж”. Учить учащихся г...
Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.
Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4. Даёт технологию...
Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока
Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ
Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.
Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...