Материалы к уроку
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Наречие как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narechie_kak_chast_rechi.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Наречие как часть речи

Тип урока: урок получения нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: усвоение учебной программы, т.е. иметь представление о наречии кА неизменяемой части речи, анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки, определять ео синтаксические признаки.

Используемые технологии: здоровьесбережения, игровые технологии, ИКТ, групповые технологии, технологии уровневой дифференциации

Методы работы на уроке: словесные; частично-поисковый; диалог, побуждающий к гипотезам и подводящий к открытию нового знания; организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группе.

Прогнозируемый результат (формируемые УУД): 

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства.

Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию, навыков самодиагностики.
Ожидаемый результат: дети должны научиться определять наречие по его морфологическим признакам.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности. Проверка готовности к уроку.

- Добрый день, ребята! Я очень рада приветствовать вас на уроке. Мне очень приятно видеть ваши внимательные лица, мудрые глаза. Надеюсь, этот урок будет плодотворным для вас.

- С каким настроением вы пришли на урок? Просигнальте, пожалуйста, с помощью карточек (веселый и грустный смайлики) . (Дети поднимают «карточки-настроения» в виде смайликов)

2. Орфографическая пятиминутка (разминка)

- Урок начнём с орфографической минутки, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.

- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!

1. Напишите непроизносимую согласную в слове безвозмезДный. (Д)

2. Напишите чередующуюся гласную корня в слове замЕр. (Е)

3. Напишите парную согласную корня в слове роК (К)

4. Напишите проверяемую гласную корня в слове наслАждаться … (А)

5. Напишите парную проверяемую согласную в слове зуБ (Б)

6. Напишите, какая удвоенная согласная есть в слове теРРаса … (Р)

7. Напишите орфограмму в глаголе повелительного наклонения нарежЬте… (Ь)

- Какое слово у вас получилось? (ДЕКАБРЬ)

3. Реализация домашнего задания.

- А какие пословицы об этом месяце вы приготовили? (Дети читают свои пословицы о декабре)

Например: Декабрь год кончает, а зиму начинает. Солнце в декабре светит , да не греет. В декабре мороз нарастает, зато день прибывает. Декабрь гвоздит, мостит, приколачивает. В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет и метет. (Все пословицы на слайде. Учитель может попросить объяснить одну их них.)

4. Актуализация новых знаний.

- Скажите, слов какой части речи много в пословицах? (Глаголов много)

- Верно. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой, самой молодой частью речи. Она появилась в языке позднее всех. Древние римляне называли ее «приглаголием». Как вы думаете, почему? (Может быть, она употребляется с глаголами, зависит от глаголов)

- Верно. Корень в названии этой части речи «РЕЧЬ», он и связывает ее с глаголом… (это наречие)

- Сформулируйте тему урока (Наречие как часть речи). Запишем ее в тетрадях.

5. Постановка целей деятельности.

- Давайте поставим перед собою исследовательские цели (на слайде опорные слова и выражения)

Узнать,.. (что обозначает наречие, на какие вопросы отвечает).

Научиться… (находить наречия в тексте).

Выяснить,.. (какую роль выполняет в предложении).

Выявить, ….(как изменяется наречие).

Узнать,….. какие существуют правила правописания наречий.

- У нас получилось много вопросов, которые мы должны решить в ближайшее время. Работа предстоит сложная, но интересная. Начнем ее сегодня. Будем работать сообща, дружно, добросовестно

6. Построение проекта исследовательской работы.

А) СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( в центре на доске записан глагол «бежать», от него отходят в разные стороны стрелки к наречиям (где?) впереди, (куда?)направо,(как?) дружно, (когда?)завтра, (почему?)с перепугу, (зачем?)специально,(откуда?) издалека. Обучающиеся, задают от определенных глаголов вопросы к наречиям и записывают их на доске)

Сделаем вывод: наречия отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И КАК?( на слайде все вопросы)

Физкультминутка

- я называю слова разных частей речи. Если вы слышите наречие, то нужно присесть, если – слово другой части речи, то поднять руки вверх.

Громкий, громко, интересный, интересуясь, интересноласково, ласкающий, товарищ, по-товарищески, одинокий, один, однажды.

Б) Роль наречия в предложении (Работа в парах)

- На ваших партах карточки с предложениями. Подчеркните на них выделенные жирным шрифтом наречия как члены предложения.

  • 1) Они ( ? ) радостно встретили друга.
  • 2) В ресторане отдыхающие заказали рис ( ? ) по-китайски.
  • 3) На душе у меня ( ? ) было радостно.
  • 4) ( ? ) Сегодня, как и вчера, уже никогда не повторится.

Сделаем вывод о роли наречия в предложении.( Наречие в предложении бывает подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством)

В) Как изменяются наречия? (Работа в группах) учащиеся работают с наречием РАНО

1 карточка: изменяется ли наречие по числам?

Прилетел(…) – прилетели(…)

Сделайте вывод:….( наречие не изменяется по числам)

2 карточка: изменяется ли наречие по родам?

Пришла(…) – пришло(…) – пришел(…)

Сделайте вывод:…. (наречие не изменяется по родам)

3 карточка: изменяется ли наречие, если оно связано с глаголами разного времени?

Приду(буд.вр) (…) – пришел(прош.вр.) (…) – прихожу(наст.вр.) (…)

Сделайте вывод:..( наречие не изменяется по временам)

4 карточка: изменяется ли наречие, если употребляется с глаголами разного лица?

придешь(…) придем(…)

приду(…) придете(…)

придет(…) придут(…)

Сделайте вывод:  (наречие не изменяется по временам)

5 карточка: можно ли изменить наречие так, чтобы оно отвечало на падежные вопросы?

КТО? ЧТО?

КОГО? ЧЕГО?
КОМУ? ЧЕМУ?
КОГО? ЧТО?
КЕМ? ЧЕМ?
О КОМ? О ЧЕМ?

Сделайте вывод:.. наречие не изменяется по падежам)

Г) Самостоятельная работа с текстом

(На столах у обучающихся карточки разного цвета с дифференцированным заданием)

Красная карточка - 1 уровень

Заданиесоставьте 1-2 связных по смыслу предложений о зиме с использованием наречий.

Зеленая карточка – 2 уровень

Заданиевставьте подходящие по смыслу наречия

«На пушистых ветках …..уселись птицы. ….. им искать корм под снегом. Помните: …..помогать пернатым в трудную пору. И тогда…… они отблагодарят нас своим чудесным пением».

Желтая карточка – 3 уровень

Задание: вставьте подходящие по смыслу наречия, используя слова для справок.

«Проснувшись….утром, я увидел завораживающую картину: ….. было……»

Слова для справок: белым-бело, рано, кругом

Проверка: Те, кто работали по первой карточке, читают свои предложения, называя наречия; те, кто работали по зеленой карточке, читают свои предложения,; те, кто работал по желтой карточке, проверяют себя по эталону на слайде) При наличии времени можно назвать средства художественной выразительности, используемые обучающимися и учителем.

Сделайте вывод. Какова роль наречий в тексте? (наречия, характеризуя действие, уточняют и конкретизируют его, эмоционально окрашивают)

7. Первичное закрепление во внешней речи учащихся.

Игра «Снежный ком» (работа в группах)

Правила игры: По заранее написанному плану составить рассказ на лингвистическую тему. Обучающиеся сами или с помощью учителя распределяют, кто будет отвечать на тот или иной вопрос. 1-й ученик произносит ответ на первый вопрос, 2-й повторяет ответ первого и добавляет ответ на свой вопрос, 3-й повторяет ответы 1-го и 2-го и добавляет свой...

План.

  1. Что обозначает наречие?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какую роль играют наречия в предложении?
  4. Как изменяются наречия?

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Скажите, а какая из изученных частей речи ближе всего к наречию? Почему? (Имя прилагательное, т.к. тоже обозначает признак)

- Давайте, работая в парах, сравним прилагательное и наречие. Для этого вам следует заполнить пропущенные места в следующем тексте. (Смена пары)

Текст для работы:

Имя прилагательное и наречие – это ___________части речи. Имя прилагательное обозначает ________ предмета, а наречие - ___________ действия или другого признака. Имя прилагательное - _______________ часть речи, поэтому у нее _______ окончание. Наречие - ___________ часть речи, поэтому у нее _______ окончания. В предложении прилагательное обычно бывает ___________, а наречие - ___________ .

9. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка результатов деятельности.

- Вот и подходит к концу наш урок. Что мы должны сделать? (Подвести итог и оценить свою работу)

- Вспомним, какие цели мы ставили, все ли их достигли? (нет, не все)

- Можно ли закончить изучение наречия? Почему? (Мы ничего не узнали о правописании наречия)

- Оцените свою работу на уроке с помощью наречия: Я поработал(а) хорошо, отлично, замечательно, чудесно, добросовестно.

- Дети, какое настроение у вас в конце урока? Просигнализируйте…

10. Домашнее задание: упр….. или выписать из Повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с наречиями, подчеркните их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Презентация урока на тему:"Малая металлопластика". Материалы к уроку технологии в 5 классах.

Данная презентация имеет следующее содержание: 1. Введение в "Малую металлопластику." 2. Содержит операционно-технологическую карту. 3. Знакомит с инструментами и материалами. 4.  Даёт технологию...

Материалы к уроку "Категория состояния" Конспект урока

Урок "Категория состояния" разработан для учащихся 10 класса на основе рассказа К. Паустовского "Телеграмма"...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Разработки уроков и материалы к урокам информатики и ИКТ

Здесь размещен материал к урокам информатики и ИКТ...

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке английского языка в 5-ом классе.

Конспект урока по теме "Описательная структура "There is/there are" (имеется, находится, есть (стол диван)/имеются, находятся, есть (столы, диваны))" с вариативным дидактическим материалом на уроке ан...