Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работе по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (10 класс)
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работе по русскому языку содержит комплекс теоретических и практических заданий, выполнение которых позволит выявить пробелы в знаниях обучающихся 1-х курсов для последующего их своевременного устранения.
Представленные материалы позволят в процессе выполнения самостоятельной работы закрепить теоретические знания и практические навыки по основным разделам:
- Язык и речь. Функциональные стили речи
- Лексика и фразеология
- Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
- Морфология и орфография
- Синтаксис и пунктуация (сложное предложение)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_dlya_sr_po_russkomu_yazyku.docx | 83.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов
по ОУД.01
РУССКИЙ ЯЗЫК
Выполнил обучающийся
2.1 ЗТ группы специальности
36.02.02 Зоотехния
________________________________
Проверил:
Преподаватель
Люст И. А.
пос. Ракитное 2020 г.
Рассмотрена и одобрена
на заседании МК преподавателей
общеобразовательного цикла
протокол № ___
от «__» августа ______г.
председатель МК
ОГАПОУ «РАТТ»
__________ __________
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студента по ОУД. 01 Русский язык разработана в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности среднего профессионального образования 36.02.02 Зоотехния
Разработчик: Люст Ирина Анатольевна, преподаватель
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы разработана в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОУД.01 Русский язык для специальности среднего профессионального образования 36.02.02 Зоотехния.
Основная цель – закрепить и систематизировать знания по основным разделам учебной дисциплины Русский язык, развивать и совершенствовать устную и письменную речь, формировать логический тип мышления.
Тетрадь содержит комплекс теоретических и практических заданий, выполнение которых позволит выявить пробелы в знаниях обучающихся 1-х курсов для последующего их своевременного устранения.
Представленные материалы позволят в процессе выполнения самостоятельной работы закрепить теоретические знания и практические навыки по основным разделам:
- Язык и речь. Функциональные стили речи
- Лексика и фразеология
- Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
- Морфология и орфография
- Синтаксис и пунктуация (сложное предложение)
При выполнении заданий следует внимательно ознакомиться с заданием, письменно ответить на вопросы в специально отведенном для этого месте, заполнить таблицы и схемы.
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы должна оформляться аккуратно.
Для подготовки к занятиям рекомендуется изучить материал лекций и соответствующий материал учебника:
- Воителева Т.М. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
- Воителева Т.М. Русский язык и литература: Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса: среднее общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 336с.
Самостоятельная работа № 1
Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Задание №1. Подготовить устное сообщение по теме «Функциональные стили речи»
Выполнение работы:
Памятка.
Связное выступление (сообщение) – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, а также и краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно, на современном уровне. Записанное сообщение дополняется материалом из других источников.
Этапы подготовки сообщения:
1. Прочитать текст, составить его развернутый план.
3. Продумать, какие части можно сократить так, чтобы содержание было правильно понято слушателями.
4. Записать наиболее интересные факты.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное.
6. При записи сложные предложения заменить простыми.
Выступление должно быть рассчитано на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.
Рекомендации по подготовке сообщений:
- Изучить литературу по теме.
- Выделить основные понятия.
- Составьте план.
- Подберите дополнительные данные, характеризующие объект изучения.
Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности: схемы, презентации, иллюстрации и т.д..
Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения
Критерий | Баллы |
Грамотность, логичность сообщения | 4 |
Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией | 4 |
Краткие выводы из всего сказанного | 2 |
Оценивание сообщения
- 10 баллов – «отлично»;
- 8-9 баллов – «хорошо»;
- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;
- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».
Задание №2. Провести устный сравнительный анализ текстов разных стилей по предложенному плану
План анализа
1. Тема, основная мысль текста
2. Функция текста (сообщение, предписание, воздействие)
3. Микротемы
4. Функциональный стиль речи
5. Тип речи
6. Способ связи предложений в тексте (параллельная, цепная, последовательная)
7. С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических)
8. Лексические средства выразительности
9. Синтаксический строй
Текст №1
ОТЕ́ЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА́ 1812, война России за свободу и независимость против агрессии Франции и её союзников. Явилась следствием глубоких политич. противоречий между Францией имп. Наполеона I Бонапарта, стремившейся к европ. господству, и Рос. империей, противостоявшей её политич. и территориальным притязаниям. Со стороны Франции война носила коалиц. характер. Только Рейнский союз поставил в наполеоновскую армию 150 тыс. чел. Из иностр. контингентов были составлены 8 армейских корпусов. В Великой армии находилось ок. 72 тыс. поляков, св. 36 тыс. пруссаков, ок. 31 тыс. австрийцев, значит. количество представителей др. европ. государств. Общая численность франц. армии составляла ок. 1200 тыс. чел. Более половины её предназначалось для вторжения в Россию.
Текст №2
Характеристика
на студентку группы 25.1ПК
ОГАПОУ «Ракитянский агротехнологический техникум»
Иванову Аллу Сергеевну
29.11.2004года рождения,
Проживающую по адресу: Белгородская область,
Ракитянский район,
п. Ракитное, ул. Юбилейная, д.1
Иванова Алла обучается на 1 курсе ОГАПОУ «Ракитянский агротехнологический техникум» по профессии «Повар, кондитер» с 1 сентября 2020 года по настоящее время.
За время обучения показала себя с положительной стороны.
По учебным дисциплинам в основном имеет положительные оценки. Добросовестно относится к выполнению домашних работ, активно работает на уроках. С интересом относится к будущей профессии, принимал активное участие в мастер-классах.
Прислушивается к замечанию старших, не отказывает в помощи, все поручения и просьбы выполняет ответственно. С товарищами по группе поддерживает хорошие, дружеские отношения. Пропусков без уважительных причин не имеет.
Текст №3
Подали ужинать; сердце ее сильно забилось. Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется, и стала прощаться с отцом и матерью. Они ее поцеловали и, по обыкновению, благословили: она чуть не заплакала. Пришедшая в свою комнату, она кинулась в кресла и залилась слезами. Девушка уговаривала ее успокоиться и ободриться. Все было готово. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все ей казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме все утихло и заснуло. Maшa окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу.
Задание №3.Создайте устный портрет своей языковой личности (или личности известного общественного деятеля), проанализировав свою (его) речь по плану
План
1. В какой социальной среде происходило формирование и развитие личности (семья, круг общения, школа, культурный контекст, национальная группа, увлечения, профессия)?
2. Какие психологические особенности отразились в речи исследуемой личности (возраст, пол, тип темперамента и акцентуация характера)?
3. Насколько активно и успешно используются при общении невербальные средства?
4. Какие коммуникативные качества присущи речи исследуемой личности?
5. Насколько успешно личность инициирует общение, достигает цели коммуникации?
6. Успешно ли соблюдаются в речи нормы русского литературного языка?
7. Развит ли навык языкового самоанализа? Осознает ли личность особенности собственной речи, работает ли над повышением уровня культуры речи?
Модель ответа
Самую важную роль в развитии моей языковой личности сыграла семья. В кругу семьи я получил представление о нормативном аспекте русского литературного языка, так как мои мама и бабушка – преподаватели словесности. Любовь к чтению, которая прививалась мне с детства, позволила расширить и обогатить мой словарный запас. В школе эти знания закрепились, речь стала разнообразнее, мой активный словарь пополнился жаргонизмами, я стал использовать сленг. В моей речи также встречаются диалектизмы (запон – фартук, мост – часть деревенского дома), так как каждое лето я провожу в деревне у второй своей бабушки. По причине восприимчивости к особенностям языка окружающих меня деревенских жителей я легко адаптируюсь к новой речевой ситуации и начинаю активно использовать местный диалект. В моей речи также встречаются слова спортивной тематики (вне игры, пас, сравнять счет), так как я серьезно занимаюсь футболом и много времени провожу с ребятами из команды. Я могу причислить себя к холерикам. Я быстро двигаюсь и говорю, активно жестикулирую во время разговора. Мое настроение часто меняется. Я назвал бы себя экстравертом, так как мне необходимо общение, я люблю быть в центре внимания и общаться сразу со многими людьми. Мне легко заговорить даже с незнакомым человеком. Я уверен, что смогу найти общий язык с любым собеседником. Моя речь не слишком образная, но разнообразная, у меня большой словарный запас, встречаются слова-паразиты, но я с ними борюсь. Я привык четко выражать свои мысли. Я стараюсь придерживаться в своей речи норм литературного языка, но частенько допускаю ошибки в постановке ударения в сложных словах. Я стараюсь над этим работать и почаще заглядывать в словарь.
Задание №4 Дополните таблицу, используя знания о функциональных стилях речи.
Стиль речи | Функция | Сфера использования | Стилевые черты. Языковые особенности |
Разговорный стиль | Общение | Общение в быту, беседы. | Употребление обиходно-бытовой, разговорной лексики |
Слова для справок:
Публицистический стиль; изобразить, создать образ, передать чувства, эмоции; деловые отношения; художественные произведения; Научный стиль; термины, профессионализмы; объяснить причины явления; официально-деловая лексика; сообщение информации с целью воздействия на читателей и слушателей; научно-исследовательская деятельность; деловые бумаги; официально-деловой стиль; используется в газетах, журналах, митингах, собраниях; художественный стиль; разнообразная лексика, побудительные, восклицательные вопросы, риторические вопросы, эмоциональность; язык художественной литературы
Задание №5 Выполнение упражнений по теме «Функциональные стили речи»
Упражнение1 Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают официальную (деловую) обстановку.
Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании.
Упражнение2 Распределите слова по группам: разговорные, общеупотребительные (нейтральные) слова. Составьте словосочетания, в которых наиболее ярко проявляется стилистическая окраска слова
Брякнуть, сказать, вкалывать, наворовать, нахапать, стырить, вскопать, провалить (экзамен), котенок, стаканчик, стол, грязища, машина, рыба, хлебушек.
Разговорные слова Общеупотребительные (нейтральные) слова
_______________________________ ______________________________________
_______________________________ _______________________________________
_______________________________ ________________________________________
_______________________________ _________________________________________
Упражнение 3. Найдите ошибки, возникшие вследствие употребления стилистически окрашенных слов в чуждых контекстах. Отредактируйте предложения.
Вследствие нарушения сроков поставок грузов на станции возникла неразбериха с транспортом. В текущем году заготовлена уйма картофеля. Тракторист позвал на подмогу соратников, чтобы закончить вспашку поля. Некоторые делегаты тихонечко покинули зал заседаний. На учредительной конференции обсуждался спорный вопрос, и поэтому возникла перепалка. Первое сентября принято считать как бы началом учебного года. Задания доводятся до студентов в виде тестов, проверяемых в централизованном порядке. По причине задержки в пути электрички он опоздал на занятия.
Задание №6 Выполните упражнения (подготовка к практической работе)
Упражнение1. Определите, к какому стилю принадлежат приведенные ниже тексты:
1) разговорному;
2) художественному;
3) публицистическому;
4) официально-деловому;
5) научному.
Докажите правильность своего суждения.
ТЕКСТ 1.
О целесообразности внедрения в лесокультурное производство ягодников свидетельствует передовой опыт алтайских лесоводов по созданию государственных лесных полос в сухой Кулундинской степи с участием этих ягодников в опушечных рядах. Во всяком случае, местное население с большой благодарностью оценивает такое мероприятие, ежегодно до последней ягодки собирая обильный урожай смородины, золотистой облепихи, не повреждая кустарников.
ТЕКСТ 2.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, обществом с ограниченной ответственностью (далее – ООО) признается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли определенными учредительными документами.
ТЕКСТ 3.
Для передачи, приема и записи оперативной информации используется телефонограмма – официальное сообщение, переданное по телефону. Если разговор по телефону – это диалог, то телефонограмма – это письменная фиксация монолога по телефону, регламентированного во времени. Обязательными для телефонограммы являются: наименование учреждений адресанта и адресата; реквизит «от кого» и «кому» с указанием должности; время передачи и приема телефонограммы; должности и фамилии передавшего и принявшего телефонограмму; номера телефонов; текст и подпись.
ТЕКСТ 4.
Мы сидели у Дарьи, самой старой из старух. Лет своих в точности никто из них не знал, потому что точность эта осталась при крещении в церковных записях, которые потом куда-то увезли, – концов не найдешь. О возрасте своем старухи говорили так:
– Я уж Ваську на загорбке таскала, когда ты на свет родилась. Я уж в памяти находилась, помню.
Упражнение 2 Прочитайте текст и выполните данные после текста задания
- Хоть на первый взгляд вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустяком, он имеет весьма важное значение. 2) Ничто не приобретается с таким трудом, как хорошие манеры, которые не имеют ничего общего ни с натянутой церемонностью, ни с наглой развязностью, ни с нелепой застенчивостью. 3) Некоторая доля сдержанности всегда бывает нужна точно так же, как совершенно необходима известная степень твёрдости, внешне же человеку всегда подобает быть скромным. 4) Во всём, что ты говоришь, следует быть чрезвычайно точным, ясным и определённым, иначе вместо того, чтобы развлечь других или что-то им сообщить, ты только утомишь их и затуманишь им головы. 5) Нельзя также забывать и о том, как ты говоришь и какой у тебя голос: есть люди, которые ухитряются говорить, почти не раскрывая рта, поэтому их просто невозможно бывает понять, другие же говорят так быстро и так глотают при этом слова, что понять их ничуть не легче; одни привыкли говорить так громко, как будто перед ними глухой, другие до того тихо, что вообще ничего не слышно. 6) Подобные привычки неуместны и неприятны, и избавить от них может лишь пристальное к себе внимание. 7) По ним всегда легко узнать людей, не получивших должного воспитания.
1) Докажите, что это текст.
2) Укажите тему текста.
3) Назовите основную мысль текста.
4) Определите стиль текста (докажите своё мнение).
5) Определите тип текста (докажите своё мнение).
6) определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2_______________________________________________________
4 и 5_______________________________________________________
Упражнение 3. Используя данный ниже образец, напишите текст протокола собрания группы с повесткой: выборы старосты группы.
Образец:
Протокол № 2
собрания обучающихся средней 4.1 ЗТ группы ГГАПОУ «РАТТ» п. Ракитное
от 22 сентября 2020 года.
Присутствовало 35 человек.
Председатель собрания – Р. Иванов.
Секретарь собрания – О. Петрова.
Повестка дня:
- Организация помощи отстающим студентам.
Слушали: об организации помощи отстающим ученикам; С. В. Жукова, куратор группы,, отметила низкую успеваемость некоторых обучающихся следующим учебным дисциплинам: История, Физика, Основы зоотехнии.
Постановили:
- Организовать индивидуальные занятия с отстающими учениками. Поручить Ольге Петровой заниматься с Сидоровым Игорем по физике и истории, Ивановй Рашиду – с Семёновой Анной – по зоотехнии.
- Заслушать отчёты об успеваемости Сидорова и Семёновой на следующем собрании учащихся (через месяц).
Председатель собрания ___________ Р. Иванов
Секретарь собрания ______________О. Петрова
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа № 2
Тема 2. Лексика и фразеология
Задание №1. Подготовьте устное сообщение по теме: «Русская лексика с точки зрения ее происхождения»
Рекомендации по подготовке сообщений:
- Изучить литературу по теме.
- Выделить основные понятия.
- Составьте план
- Подберите дополнительные данные, характеризующие объект изучения.
Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения
Критерий | Баллы |
Грамотность, логичность сообщения | 4 |
Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией | 4 |
Краткие выводы из всего сказанного | 2 |
Оценивание сообщения
- 10 баллов – «отлично»;
- 8-9 баллов – «хорошо»;
- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;
- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».
Задание №2. Составьте тест на тему «Многозначность лексики»
Требования к выполнению:
- изучить информацию по теме;
- провести ее системный анализ;
- создать тесты;
- создать эталоны ответов к ним;
- представить на контроль в установленный срок.
Типы тестовых заданий
По способу ответа, тестовые задания могут быть следующих основных типов:
1. Тесты с одним правильным ответом, в которых необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
2. Тесты с двумя и более правильными ответами, в которых из предложенных вариантов необходимо отметить не менее двух правильных ответов.
3. Тесты на нахождение соответствия, где в каждом варианте ответа необходимо проставить идентификатор (букву или номер) соответствующего ему понятия или описания.
4. Тесты на нахождение последовательности, где предложенные варианты событий, явлений, понятий требуется разместить в оговоренной в условии теста последовательности.
5. Тесты, в которых отсутствуют варианты правильных ответов, студент должен дать единственно правильный ответ самостоятельно Как правило применяется при формировании тестов, предполагающих ответ в виде результата вычислений, по данным в тесте условиям. При этом нужно внимательно следить за использованными в ответе единицами измерения и погрешностью вычисления.
Критерии оценки:
- соответствие содержания тестовых заданий теме;
- включение в тестовые задания наиболее важной информации;
- разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
- наличие правильных эталонов ответов;
- тесты представлены на контроль в срок.
Оценка «5» (отлично) выставляется, если тестовые задания содержат не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены без ошибок; представлены на контроль в срок.
Оценка «4» (хорошо) выставляется, если тестовые задания содержит не менее 19-20 слов информации; эстетически оформлены; содержание соответствует теме; не достаточно грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с незначительными ошибками; представлены на контроль в срок.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тестовые задания содержат менее 15 слов информации; оформлены небрежно; содержание поверхностно соответствует теме; не совсем грамотная формулировка вопросов; тестовые задания выполнены с ошибками; не представлены на контроль в срок.
Задание №3. Самостоятельная работа с дополнительной литературой (словарями, справочниками) «Исправь лексические ошибки»
1.Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
а) (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Стая (ворон, зайцев, волков), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
а) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
б) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
в) Все гости получили памятные сувениры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами. Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ.
а) Писатель писал роман в послевоенные годы.
б) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
в) Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Запишите интервью с вашим товарищем по группе, используя профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии
Интервью - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с социально значимой личностью по актуальным вопросам.
Этапы подготовки к интервью:
- изучение темы интервью;
- знакомство с героем интервью;
- составление вопросов для беседы;
- определение даты, времени и места интервью;
Изучение темы интервью.
Перед интервью журналист должен просмотреть и изучить источники, которые касаются темы его беседы. Для того, чтобы хорошо разбираться в теме интервью. Это поможет журналисту составить вопросы и выглядеть в глазах собеседника компетентным специалистом в данной области.
Составление вопросов для беседы
- Вопросы должны исходить из темы интервью, должны быть лаконичные и последовательными.
- Вопросы должны быть такими, чтобы на них нельзя было ответить «да» или «нет».
- Вопросы должны быть тактичными и выражать уважение к собеседнику.
- Многие журналисты за несколько дней до интервью присылают свои вопросы собеседнику, для ознакомления и подготовки.
І. Подготовка к интервью
1. Определяем цель. Любой текст должен иметь цель и интервью — не исключение. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и, соответственно, популярность интервью.
Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:
- Почему вы хотите взять интервью у этого человека?
- Чем он может быть интересным читателям?
- Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью ?
- Какие результаты планируете получить после публикации интервью?
2. Собираем информацию.
- Что нужно знать о человеке, к которому вы идете на интервью?
- имя
- возраст
- род деятельности
- чем известен
Постарайтесь собрать максимум информации о человеке, с которым планируете интервью, или о предмете разговора (если цель интервью — не знакомство с личностью, а беседа о сфере деятельности, событиях, новинках техники и т.д.).
Не владея информацией, очень сложно поддерживать беседу (интервью не должно сводиться к анкете, когда человек просто отвечает на вопросы). В процессе интервью у вас могут возникнуть новые вопросы, которые вытекают из ответов вашего собеседника.
3. Готовим предварительные вопросы.
- Какие вопросы категорически нельзя задавать при проведении в интервью?
- касающиеся личной жизни
- о здоровье
- о материальном положении
- провокационные
После того, как вы определили цель и собрали нужную информацию, можно приступать к подготовке вопросов. При их составлении помните одно важное правило — «От качества вопроса зависит качество ответа».
ІІ. Интервью
1. Встреча. Я думаю, не стоит говорить, что интервью должно начаться в обусловленное время и вы не должны на него опаздывать (даже если берете интервью в аське или скайпе).
- С чего начинается интервью?
- с приветствия
- надо представиться
Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста.
2. Начало. «Разминка». Не стоит в первом же вопросе брать «быка за рога» задавать самые главные и серьезные вопросы. Для начала надо установить контакт и просто начать беседу.
На этом этапе можно задать вопросы о хобби ( интересах, увлечениях, домашних животных).
3. Основная часть. Вот здесь и пора задавать подготовленные перед интервью вопросы. Их надо задавать в определенной последовательности.
В зависимости от темы интервью (событие, общественная проблема/конфликт интересов, личность собеседника) рекомендуют соответственно использовать хронологический, логический принцип последовательности вопросов.
4. Завершение интервью.
- А чем можно закончить интервью?
- поблагодарить
- попрощаться
Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. В конце интервью можно спросить, не хочет ли собеседник что-то добавить до выше сказанного.
Задание №5. Подготовьте устное сообщение о происхождении и значении фразеологизмов.
Рекомендации по подготовке сообщений:
- Изучить литературу по теме.
- Выделить основные понятия.
- Составьте план
- Подберите дополнительные данные, характеризующие объект изучения.
Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения
Критерий | Баллы |
Грамотность, логичность сообщения | 4 |
Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией | 4 |
Краткие выводы из всего сказанного | 2 |
Оценивание сообщения
- 10 баллов – «отлично»;
- 8-9 баллов – «хорошо»;
- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;
- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».
Задание №6 Выполните тест по теме «Лексика и фразеология»
А).Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
- Бросились искать приезжего, а его и след ...
- У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
- Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...
- Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
- Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...
Б). Отметьте ряд, в котором все слова являются старославянизмами:
а) здоровый, мочь, зима, чуждый;
б) здравый, мощь, добродетель, чуждый;
в) здравый, зима, мочь, чужой.
В) Подберите синонимичные слова и выражения к разным значениям многозначного слова. Например: бедный человек – нищий, бедный словарный запас – ограниченный, бедный больной – несчастный.
1. Прямой путь, прямой ответ, прямой депозит.
2. Гибкий спортсмен, гибкий график, гибкий подход (к клиенту).
3. Свежий хлеб, свежий воздух, свежий взгляд.
Г) Подведите к словам из левого столбика соответствующие по употреблению слова из правого столбика:
- одеть - пальто;
ребенка;
на голову;
- объемная – книга;
сумка;
информация
- дипломатичная – нота;
женщина;
служба
Д) Допишите окончания имен существительных.
а) группа сапер…;
б) несколько вольт…;
в) пять апельсин…;
г) пара рельс….
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
85%-100% | 5 | отлично |
65%-85% | 4 | хорошо |
50%-65% | 3 | удовлетворительно |
менее 50% | 2 | неудовлетворительно |
Самостоятельная работа № 3
Тема 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Задание №1. Выполните устно упражнения по теме «Орфоэпия»
1. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) дОсуха, нажитА, нАчавший, сирОт
2) зАпертый, тОртов, агЕнт, нОвостей
3) кОнусов, кровоточАщая, прибЫв, клАла
4) рвалА, крАлась, откУпорить, мОлящий
2. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?
1) довезЁнный, жилОсь, зАтемно, сверлИшь
2) зАвидно, баловАть, звонИт, в бАнтах
3) кремЕнь, нажИвший, красИвее, навЕрх
4) лыжнЯ, вернА, созЫв,шофЁр
Задание №2. Выполните фонетический разбор слов «Осень, осенний, льются, варежка»
План звуко-буквенного (фонетического) анализа слова.
1. Напиши слово, прочитай его и произнеси.
2. Раздели слово на слоги и подсчитай их количество.
3. Укажи возможность переноса слова.
4. Определи ударный слог, обозначь его.
5. Выпиши все буквы слова в столбик.
6. Рядом с каждой буквой запиши в квадратных скобках соответствующий ей звук.
7. Определи и укажи характеристику гласных звуков по порядку:
- ударные,
- безударные.
8. Определи и укажи характеристику согласных звуков по порядку:
- звонкие-глухие,
- парные-непарные,
- твердые-мягкие,
- сонорные.
9. Подведи черту. Посчитай количество букв и звуков, запиши цифрами.
Самостоятельная работа № 4
Тема 4. Морфология и орфография
Задание №1. Подготовить устное сообщение по теме: «Морфемика как наука»
Рекомендации по подготовке сообщений:
- Изучить литературу по теме.
- Выделить основные понятия.
- Составьте план
- Подберите дополнительные данные, характеризующие объект изучения.
Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Критерии и показатели, используемые при оценивании сообщения
Критерий | Баллы |
Грамотность, логичность сообщения | 4 |
Степень раскрытия сущности проблемы. Владение терминологией | 4 |
Краткие выводы из всего сказанного | 2 |
Оценивание сообщения
- 10 баллов – «отлично»;
- 8-9 баллов – «хорошо»;
- 6-7 баллов – «удовлетворительно»;
- меньше 6 баллов – «неудовлетворительно».
Задание №2. Выполните упражнения (подготовка к практической работе)
1. Распределите записанные ниже слова по столбикам. В первый столбик выпишите слова с гласной А в корнях с чередованием, во второй — с гласной О.
Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Р…стислав, изл…гать.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Прочтите, устно объясните постановку пропущенных буквы О-Ё. Найдите к каждому слову однокоренное с ним слово или измените его форму так, чтобы на месте ударного звука О был звук, обозначаемый буквой Ё.
Ж..ванный, реш..тка, ж..лоб, ж..лудь, щ..голь, ш..пот, тяж..лый, ж..лтый, деш..вый, ж..сткий, ч..рствый, прич..ска, ч..рточка, ч..рный, ш..лк, ч..лн, ч..ртик, уч..ба, щ..тка, пч..лка, печ..нка, пощ..чина, щ..лка, ч..лка, крыж..вник, обж..ра, трущ..ба.
3.Вберете только слова с приставкой «пре», спишите их.
Пр...восходный метод; пр...купить товар; пр...городный район; пр...высить полномочия; пр...увеличивать знание чего-то; пр...открыть дверь; пр...образовательные реформы; п...р...счет наличности; пр...ютить бездомных;
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Выполните Морфологический разбор выделенных слов с опорой на план
АКТИВНАЯ ОПТИКА, в астрономии – электронно-механическая система для автоматического поддержания идеальной формы и правильного расположения оптических элементов телескопа-рефлектора, прежде всего – его главного и вторичного зеркал.
План морфологического разбора существительного.
Часть речи. Общее грамматическое значение
(что обозначает, на какой отвечает вопрос…)
Н.ф. ( И.п. ед.ч.)
Постоянные признаки:
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
род (м.р., ж.р., ср.р.);
склонение (1-е, 2-е, 3-е; сущ. может быть также разносклоняемым или несклоняемым).
4. Непостоянные признаки:
падеж;
число.
5. Синтаксическая роль (каким членом предложения является?)
План морфологического разбора прилагательного.
1. Часть речи. Общее грамматическое значение
(что обозначает, на какой отвечает вопрос…)
2. Н.ф. ( И.п. ед.ч. м.р.)
3. Постоянные признаки:
разряд прилагательного (качественное, относительное, притяжательное);
4. Непостоянные признаки:
степень сравнения (только у качественных);
полная и краткая форма (только у качественных);
падеж (у полных форм);
число (мн.ч. или ед. ч.);
род (только в ед. числе).
5. Синтаксическая роль (каким членом предложения является?)
Задание №4. Выполните тест по теме «Чередующиеся гласные в корне»
1. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
1) отр..слевой, сокр..щать, р..скошный
2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания
3) благосл..вить, безотл..гательный, ди..гональ
4) предпол..жительно, прор..щивать, к..литка
2. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
1) д..монстрация, зам..реть, ж..лтизна
2) выч..тать, д..сант, ч..рстветь
3) д..алог, зап..рать, выл..ли
4) бл..снуть, д..серт, нагр..вающий
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?
1) инт..нация, м..ссажер, предл..жение
2) б..гаж, к..мбинат, скл..нить
3) г..лодать, к..саться, ох..рактеризовать
4) погл..тить, в..лейбол, прил..жение
4. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) неприм..римый, кам..ра, ном..р
2) прим..рять туфли, отм..рать, комм..рсант
3) нам..реваться, изм..рять, м..рцание
4) зам..рли, зам..рающий, сум..рки
5. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?
1) к..лонна, водор..сли, б..калея
2) раздр.жать, нагр..дной, ав..нгард
3) сл..гаемое, оз..рять, дор..сти
4) усл..жнять, в..робьиный, прил..скать
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
85%-100% | 5 | отлично |
65%-85% | 4 | хорошо |
50%-65% | 3 | удовлетворительно |
менее 50% | 2 | неудовлетворительно |
Задание №5. Выполните упражнения по теме «Склонение и употребление в речи числительных»
Расскажите об употреблении имен числительных, используя таблицу и свои примеры
Употребление имен числительных
«Очаги» нарушения норм | Правила употребления | Примеры |
Склонение - колич. числит. - порядк. числит. Употребление - собират. числит. - числит. оба - числит. полтора и полтораста | - изменяются все компоненты, входящие в их состав - изменяется только последнее слово могут употребляться: - со словами, обознач. лиц муж. пола; - с прил., перешедшими в существ.; - со словами, не имеющими форм ед. ч.; - со словами «дети, ребята, люди»; - со словами, обознач. детенышей животных; - с личными местоимениями. не могут употребляться: - со словами, обознач. лиц женс. пола; - со словами, обознач. взрослых животных - имеет муж. и ср. р.и ж. р. - согласуются с сущ. в косвенных пад. - в им. и вин. пад. употребляется с сущ. в ед. ч., в остальных падежах – с сущ. мн. ч. | Шестьюстами пятьюдесятью тремя В двести пятую комнату Двое братьев Трое военных Трое ножниц Двое ребят Семеро козлят Их было пятеро Обоих братьев/ окон Обеих сестер В полутора часах Полтора (им. п.) дня (ед. ч.) Более полутора (род. п.) дней (мн. ч.) |
Задание №6. Выполните практические упражнения при подготовке к контрольному изложению с элементами сочинения
Упражнение 1
Прочитайте предложение и выделите в нем главную информацию. Запишите полученные предложения.
А) Многие вещества биологического прои_хождения, основой которых является вода, имеют жидкокриста(л, лл)ическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, по_тверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из(за) пыли машины преждевременно изнашиваются.
Упражнение 2
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
1.Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты.
2.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Упражнение 3
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
1.Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.
2. Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
3.Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
4.Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода.
Упражнение 4
Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания? Аргументируйте свой ответ.
Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, необъяснимая радость, задымившаяся река.
Самостоятельная работа № 5
Тема 5. Синтаксис и пунктуация (сложное предложение)
Задание №1. Выполните задания по теме «Употребление главных и второстепенных членов предложения»
Подчеркните грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
1. У князя в хоромах собралось уже множество народа. 2.Не надеялся он его застать. 3.Жмуров, смотрясь в зеркало, продолжал отряхиваться и оглядывать свой костюм. 4.Старушки все — народ сердитый. 5. Мой отец — врач.
Задание №2. Выполните синтаксический разбор сложного предложения
План синтаксического разбора сложного предложения:
Указать, каким является предложение по цели высказывания (повествовательным, побудительным или вопросительным).
Определить вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
Охарактеризовать предложение по составу (простое или сложное).
Если предложение сложное, то определить:
Сколько простых предложений входит в его состав.
Союзное или бессоюзное.
Определить, как связаны между собой части сложного предложения (с помощью союза или интонации).
Если союзное, то сложносочинённое или сложноподчинённое.
Охарактеризовать каждую часть сложного предложения:
по составу (односоставное или двусоставное). Указать, чем выражены главные члены предложения.
б. по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
Если предложение распространённое, то указать, чем выражены второстепенные члены предложения
в. осложнённое или неосложнённое.
Если данное предложение является осложнённым, то указать, чем оно осложнено
(однородными членами (какими?), обращением, вводными словами или конструкциями).
5. Составить схему предложения.
Задание №3. Подготовьте кроссворд по теме «Служебные части речи»
Кроссворд должен соответствовать теме.
В случае если тест не соответствует требованиям, самостоятельная работа не оценивается.
Кроссворд составляется по следующим правилам :
- не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску;
- в каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква;
- слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа;
- вопросы к кроссворду должны быть чёткими, лаконичными и понятными.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы
Правила составления кроссвордов:
1.Составьте список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд, используйте для этого конспекты или теоретический материал учебника в соответствии с указанной темой.
3.Выпишите эти понятия, подчеркнув в них одинаковые повторяющиеся буквы.
5.Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.
6.Пронумеруйте слова.
7.В соответствии с номерами выпишите определения понятий.
8.Начертите сетку кроссворда, разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).
10.Оформите кроссворд. Подпишите его.
11.Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже;
12.Слов должно быть достаточно много (не менее 10-12), чтобы как можно полнее охватить всю тему.
Критерии оценки кроссворда:
- разнообразие содержания;
- грамотность;
- эстетичность.
Оценка снижается:
- определение понятий записано неточно;
- некорректно составлены вопросы;
- соответствие заданной теме.
Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов.
Оценка «5» (отлично) – работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» (хорошо) - работа выполнена с несущественными ошибками, не влияющих на общий результат работы.
Оценка «3» (удовлетворительно) - работа выполнена с ошибками, очень ограниченным объемом используемых понятий или в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – в работе допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно.
Задание №4. Выполните упражнения по теме «Сложное предложение»
Прочитайте представленные предложения (знаки препинания не расставлены) и заполните таблицу, указывая номер в соответствующей графе в столбике.
Простое предложение | Сложносочиненное предложение | Сложноподчиненное предложение
| Сложное бессоюзное предложение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Нам друзья мои пора!
- Поля и луга скрытые туманом мало-помалу проступали радуя глаз невообразимыми просторами.
- Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
- Цветы в саду благоухали и радовали разнообразием и от них пахло весной.
- В июне когда я собрался в отпуск мне позвонили из кадрового агентства.
- Дни каникул пролетели в один миг мы играли в казаков-разбойников ходили на рыбалку катались на лодке.
- Выпал снег и стайка синиц вспорхнула с повешенных школьниками кормушек.
- В детстве я зачитывался книжками о далеких и опасных путешествиях и мечтал отправиться куда-нибудь на корабле однако капитаном дальнего плавания стал мой одеоклассник.
- Гости уже съезжались но Миле еще не принесли её новый наряд.
- Глядя на окна трудно понять взошло солнце или нет.
- Гуляя по набережной вздыхая свежий морской воздух трудно представить что где-то зима и мороз.
За каждую выполненную задачу (заполнение столбца таблицы) ставится 4 балла, максимальное кол-во баллов - 16.
Оценивание таблицы:
- 11-12 баллов – «отлично»;
- 9-10 баллов – «хорошо»;
- 6-8 баллов – «удовлетворительно;
- мене 6 баллов – «неудовлетворительно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по МДК 02.01
Рекомендации учащимся...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОДБ. 17«Право»
Методический материал для организации самостоятельной внеаудиторной ратоты студентов СПО по учебной дисциплине ОДБ17. Право.....
Рабочая тетрадь для контрольных и практических работ по русскому языку
Рабочая тетрадь для практических и контрольных работ по русскому языку одобрена на заседании ЦМК общеобразовательных дисциплин и рекомендована для практического использования. Пособие содержит к...
Самостоятельная(внеаудиторная) работа по русскому языку.
Задания для самостоятельной работы и рекомендации к их выполнению....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ )
Методические указания рассчитаны для студентов 2- 3 курсов. В учебном пособии предусмотрены задания по формированию навыков устного и письменного общения в деловой среде. Внеаудиторная (самостоятельна...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ I
Методические указания предназначены для студентов по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа о...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ )
Методические указания предназначены для студентов 2-3 курсов, по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании. Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обуча...