Олимпиадные задания по русскому языку.
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Мишагина Марина Германовна

Олимпиадная работа по рсскому языку 10-11 класс. Школьный этап

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_russkiy_10-11.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

 2017-2018 учебный год

10-11 класс

1. Сколько раз встречается [й] в следующих строках?        

Горячей головы качанье,

И нежный лед руки чужой,

И темных елей очертанья…                                                                                     (3,5 балла)

2. Являются ли слова «больной» и «больная» формами одного слова или это разные слова? Объясните свой ответ.                                                                                  (2 балла)

3. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.                                                                               (6 баллов)

4. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный?                  (3 балла)

5. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:
А) Столовая – стая
Б) Портной - герой
В) Рыбачий – рабочий
Г) Лекторий – лисий                                                                                              
(1 балл)

6. Найдите словосочетания с ошибками, исправьте их:

Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос.                                                                                                       (5 баллов)

7. Какими частями речи являются выделенные слова?

Сколько раз я просила его помочь!

В окно тихо стукнули: раз, два, три…

Как-то раз я уже приходила в этот парк.

Разя люблю тебя, то ты должен мне доверять.                                                        (4 балла)                                   

8. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля.

Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

 Попытайтесь таким же образом передать следующую русскую пословицу:

Собака лает, ветер носит.                                                                                       (6 баллов)

9. Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам.

Лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.                                            (14 баллов)

10. В чем заключается синтаксическое своеобразие  поэтической строчки из поэмы Пушкина «Полтава» На холмах пушки присмирев // Прервали свой голодный рев?  Возможна ли в ней  расстановка знаков препинания? Если возможна, то какая?

(7 баллов)

11. Переведите отрывок из «Сказания об Индийском царстве» на современный русский литературный язык.

Есть у мене земля, в неи же суть люди, очи у них в челах. Есть у мене полата злата, в неи же есть зерцало праведное, стоить на 4-рех столпhх златых. Кто зрить в зерцало, тои видить своя грhхи, яже сътворил от юности своея. Близ того и другое зерцало цкляно. Аще мыслить зло на своего господаря, ино в зерцалh том зримо лице его блhдо, аки не живо. А кто мыслить добро о осподарh своем, ино лице его в зерцалh зримое, аки солнце. А во дворh моем церквеи 150, ины сътворены богом, а ины руками человеческыми.

(7 баллов)

 

 

       

Ответы

1. Звук й встречается 7 раз: горячей, качанье, нежный, чужой, елей, очертанья.

(3,5 балла)

2. «Больной» и «больная» -  формы одного слова, если речь идет о прилагательных, но два разных слова, если речь идет о существительных.                                              (2 балла)

3. 1. Это этимологически родственные слова.

2. Возможный комментарий: Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, этимологическим (исходным) корнем  для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно  rodzina  (семья), r?d (род), rjdzi? (родить)  и  родина, родить(ся), род, родственник, родной, урожай,  объединенные общим значением  «рождение, появление на свет». 

1. Ответ на вопрос – 1 б.

2. Комментарий – до 5 баллов в зависимости от полноты и правильности.

4. В современном русском языке слова НЕ-ВЕР-/О/-Я-Т-Н-ЫЙ

НЕ-ИМ-/О/-ВЕР-Н-ЫЙ Общими являются морфемы: НЕ-, -ВЕР-, -О-, -Н-, -ЫЙ. С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –ИМ- и –Я-, доказательством чего является чередование этих корней в словах ВЗЯТЬ - ВЗИМАТЬ, ПОНЯТЬ – ПОНИМАТЬ, ОБНЯТЬ – ОБНИМАТЬ.

             2 балла за верно выделенные морфемы + 1 балл, если указали как общие морфемы –ИМ – и – Я –.       Всего 3 балла.

5. Г) В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая, в слове стая – я).
 Б) Портной - герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)
 В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

                                                                                                                                (1 балл)

6. Косный мозг (правильно: костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство (правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр).                                                                                               (5 баллов)

7. 1) Существительное     2)имя числительное    3) наречие    4) подчинительный союз.

4 балла

 8. Что написано пером, то не вырубишь топором. (1 балл)

Например:

Информация, высказываемая в какой угодно форме, многократно тиражируется и распространяется повсюду. (5 баллов)                                                              Всего 6 баллов

 

9. 1) Лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко, лучник – восходит к корню лук- со значением «изгиб, кривизна»

 2) Лучевой, лучезарный, лучина, лучистый - восходит к корню луч- со значением «испускание света»

3) случай, получка, лучше -восходит к корню луч- со значением «метко бросать, попадать, получать»

4) луковица- восходит к корню лук- со значением «растение»

                                            по 1 б. за выделение словообразовательного гнезда, минус 0,5б.  за каждое неверно помещенное слово. Всего 14 баллов

10. Своеобразие этой конструкции заключается в том, что подлежащее пушки находится внутри обстоятельства на холмах присмирев, выраженного деепричастным оборотом (2). В этом случае обособление его не требуется, так как в противном случае подлежащее будет отделено от сказуемого запятой, что противоречит нормам русской пунктуации (2). В случае же если в качестве обстоятельства рассматривать одиночное деепричастие присмирев, то его необходимо выделить запятыми (1). Однако такой вариант прочтения фразы не соответствует смыслу, заложенному в эту строку автором, поэтому знаки препинания в ней расставлять не следует (2).

Комментирование синтаксиса  -  2 балла.

Комментирование каждого из вариантов пунктуации – до 2 баллов.

Максимум 7 баллов.

11. Есть у меня земля, а в ней люди, у которых очи во лбу. Есть у меня палата золотая, а в ней – правдивое зеркало; оно стоит на четырех золотых столбах. Кто смотрит в зеркало, тот видит свои грехи, какие сотворил с юности своей. Вблизи того зеркала есть другое зеркало, стеклянное. Если мыслит кто-нибудь зло на своего господина, то лицо его в том зеркале выглядит бледным, как бы неживым. А кто хорошо думает о господине своем, то лицо его в зеркале сияет как солнце. А во дворце моем сто пятьдесят церквей; одни сотворены богом, а другие человеческими руками.

[Памятники литературы Древней Руси: XIII век / сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. – М.: Художественная литература, 1981. – 616 с. (с. 472-473)]

Максимум: 7 баллов

 

Всего: 57, 5 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...