Внеклассное мероприятие, приуроченное Международному дню распространения грамотности (8 сентября) "Знатоки русского языка" для обучающихся 4 – 6 классов
план-конспект
Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" (к Международному дню распространения грамотности, 8 сентября)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГБОУ ЛНР «Лиманская средняя школа»
Внеклассное мероприятие,
приуроченное
Международному дню
распространения грамотности
(8 сентября)
для обучающихся 4 – 6 классов
Подготовила и провела:
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями
Слюсарева Надежда Анатольевна
2024-2025 учебный год
Цель:
- прививать любовь к русскому языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать уважение и бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширять словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Задачи:
1. Формировать интерес к языку и познавательную активность, умение выражать свои мысли.
2. Учить детей получать удовольствие от общения со сверстниками.
3. Обобщить знания детей, полученные на уроках русского языка, учить применять их на практике.
4. Развивать творческие способности учащихся, смекалку, сообразительность
5. Способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- карточки с ребусами;
- карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
- Вступительная часть
1 ученик:
В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдёшь
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаем вас сейчас
Поиграть в веселый час.
2 ученик:
Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Советник: Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.
3 ученик: Стихотворение “ Слово”
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей,
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей?
Советник: Могуч и прекрасен русский язык! Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские писатели.
(Учащиеся зачитывают высказывания писателей о русском языке, которые размещены на карточках на доске).
“Русский язык – настоящий, сильный, где нужно - строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно - бойкий и живой!”
Л.Н. Толстой
“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! ”
И.С.Тургенев
“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык! С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом”.
К.Г.Паустовский
Советник: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну Знаний русского языка и определим команду знатоков русского языка.
- А оценивать ваши ответы будет честные и доброжелательные жюри (представление жюри):
Советник: Наше путешествие начинается. Давайте же поближе познакомимся с командами сегодняшней игры - команда «Умники» и команда «Знатоки».
И так, команды, вам слово:
Представление команд
- название
- девиз
- приветствие
- капитан, состав команды
Советник: Напоминаю правила игры:
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Заслушиваются ответы обеих команд.
5. Учитывается скорость выполнения задания и правильность ответов.
6. Максимальная оценка – 3 балла за каждый конкурс, минимальная - 0 баллов.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!!!
- Конкурсы
Разминка.
– Перед началом серьёзной игры проведём разминку.
а) Я говорю вам существительные в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном числе. Отвечайте хором.
Школа - …(школы)
Кабинет - … (Кабинеты)
Спортзал - ….(спортзалы)
Тетрадь- … (тетради)
Учебник- … (учебники)
Народ-…(народы)
Президент -…(Президенты)
Республика- …(Республики)
Символ- ….(Символы)
Флаг- …(Флаги)
б) Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько согласных букв? (21 и два знака – твёрдый и мягкий)
Какие буквы могут обозначать 2 звука? (е ,ё, ю, я)
Советник: Поиграли и приступаем к серьёзным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах.
Конкурс №1 «Веселая грамматика» - распределите слова в три столбика:
- 1 группа: Что?
- 2 группа: Что делать?
- 3 группа: Какая?
Школа, входить, страна, светлая, класс, любить, библиотека, просторная, запомнить, большая, искать, яркая.
Конкурс №2 «Найди лишнее»
Команда «Умники»: Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Яблоко, ананас, огурцы, персик
Тетрадь, книга, дневник, самолёт
Картошка, морковь, клубника, помидор
Команда «Знатоки»: Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Земля, красная, жёлтая, зелёная
Увидеть, смотреть, краска, бегать
Осень, листопад, снег, дождь
Конкурс №3 «Скажи поговорку правильно» – найдите ошибку.
Например: Икра стоит свеч. (Правильно: Игра стоит свеч.)
Команда «Умники»: Будьте внимательнее! Есть ошибка.
- Машу маслом не испортишь.
- Лес рубят – кепки летят.
Команда «Знатоки»: Будьте внимательнее! Есть ошибка.
- Аппетит проходит во время еды.
- Готовь сени летом, а телегу зимой.
Конкурс №4 «Собери пословицу»
Команда «Умники» «Не гонись за золотом, гонись за знаниями»
Команда «Знатоки» «Если дружба велика, будет Родина крепка»
Конкурс №5 «Отгадай ребусы»
Команда «Умники» Команда «Знатоки»
(Тигр) (Аист)
ВАКРОО ЕБРЯАТ
5 6 1 3 2 4 23 1 4 6 5
Конкурс №6 «Наборщик»
Из букв данного слова составить как можно больше других слов. Использовать только те буквы, которые есть в данном слове
Б И Б Л И О Т Е К А
Конкурс №7 «Найди ошибки»
Команда «Умники»
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок солофья.
Команда «Знатоки»
У опушке мелкали голубым колоколчики, белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревне тенулась паляна.
Конкурс №8 «Превращение слов»
Заменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.
Пара-
Роща –
Свет-
Река –
Игла –
Уха –
Белка –
Бинт-
Конкурс №9 Задание: вычеркнуть слова, которые нельзя переносить.
Аист, яйцо, усы, ива, усики, огонь, урок, уроки, елка, сила.
Конкурс №10 «Собери слово»
Команда «Умники» Команда «Знатоки»
Фа + соль Банк + рот
Буй + вол Град + ус
Штука + тур Бал + кон
Заключение
Советник:
Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами поиграем.
Викторина
Как обозначаются звуки на письме? (буквами)
Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (по слогам)
Что такое алфавит? (Все буквы, расположенные по порядку)
Сколько слогов в слове машина? (3)
Какое правило применяется при написании слова “шишка”? (ши пиши с и)
В Москве живет москвич, а в Киеве? (киевлянин)
Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы)
Скороговорки. Быстро, правильно и четко рассказать скороговорку:
Циркач циркачке Зиночке подарил косыночку .
Цыплята и курица пьют чай на улице
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Черепаха, не скучая час сидит за чашкой чая
Отгадайте загадки
Один льет, другой пьет, третий растет. (дождь, земля, трава)
Двенадцать братьев мчат вперед,
Всегда вперед, за годом год.
Но им друг друга не догнать.
Скажи, как братьев этих звать? (месяцы)
Через поле и лесок
Подается голосок.
Но им друг друга не догнать.
Скажешь здесь
А слышно там. (телефон)
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза)
Ног нет, а хожу
Рта нет, а скажу.
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
Не сеют не сажают, а сами вырастают. (волосы)
Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
Золотое решето черных домиков полно. (подсолнух)
Растут в поеле сестрички: желтый глазок, белые реснички. (ромашки)
Не говорит не поет, а кто хозяину идет, она знать дает. (собака)
Итоги. Награждение команд.
Советник: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.
- Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.
Подведение итогов. Награждение команд.
Команды получают грамоты и поощрительные призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия к Международному дню грамотности
Мероприятие рассчитано для проведения учащимися. К сценарию предагался видеоряд....
Внеклассное мероприятие приуроченное к международному ко Дню толерантности "Толерантность - путь к миру"
Форма проведения – интерактивное занятие. Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравстве...
Беседа Международный день распространения грамотности
Беседа на тему: - Международный день распространения грамотности» Цель. Познакомить учащихся с историей праздника .Прививать желание быть грамотным.Воспитывать чувство гордости за свою...
Презентация "Международный день распространения грамотности"
Данная презентация подойдет для проведения классного часа или внеклассного мероприятия. Слайды содержат активные ссылки на тематический видеоролик, увлекательные интерактивные задания и иг...
Международный День распространения грамотности и 210-летие Бородинской битвы
Что же объединяет эти даты?Начнем, пожалуй, с Международного дня Распространения Грамотности. Этот праздник возник благодаря усилиям министров образования разных стран. Наиболее распространена проблем...
Внеклассное мероприятие, приуроченное к недели русского языка и литературы «Занимательный русский язык»
Квест, приуроченный к недели русского языка и литературы....