Выборочное изложение
статья по русскому языку (6 класс)
Выборочное изложение - такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещённых в данном произведении.
При выборочном изложении происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного, устная и письменная передача содержания в определённой последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтения и некоторого умения отбирать материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie.odt | 72.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Выборочное изложение
Выборочное изложение - такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещённых в данном произведении.
При выборочном изложении происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного, устная и письменная передача содержания в определённой последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтения и некоторого умения отбирать материал.
Характер и содержание работы над выборочным изложением определяют и методику его проведения.
Основой написания выборочного изложения служит составление плана на данную тему, пересказ текста сначала в устной, а затем и в письменной форме.
При пересказе проводится грамматико-стилистический анализ текста, обращается внимание на построение предложений, установление связей между ними, происходит отбор соответствующей лексики и т.д.
Материалом для выборочного изложения могут служить литературно-художественные произведения или отрывки из них; в 9 классе – публицистика, литературно-критические статьи. Поскольку выборочное изложение предусматривает тематический отбор материала, тексты для него отбираются значительно большие по объёму, чем для других видов изложения.
Работая над выборочным изложением, учащиеся закрепляют навыки последовательной, полной, развёрнутой передачи содержания, т.к. последовательность и подробное освещение заданной темы составляют одно из требований выборочного изложения. Закрепляются и совершенствуются также навыки анализа текста, отбора материала, обусловленного не степенью важности отдельных положений текста, как в сжатом изложении, а заданной темой.
Работа над выборочным изложением ( Морозова И. Д.) :
1)прочитать текст
2) определить его тему и главную мысль
3) вдуматься в тему предложенного для выбора изложения
4) отобрать из текста материал необходимый для полного раскрытия данной темы
5) определить главную мысль изложения
6) продумать композиционную форму изложения
7) составить план изложения
8) продумать использование авторских речевых средств
9) подобрать слова для связи частей изложения
10) написать на черновике
11) проведение изложения
Выборочное изложение – вид работы, «при котором происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, , вычленение из него того, что относится к данной теме, обобщение отобранного и устная и письменная передача содержания в определённой логической последовательности» (Е. А. Баринова.)
Главная дидактическая задача изложения этого вида – сформировать у учащихся умение вычленять нужный материал, систематизировать отобранное, привести в систему всё выбранное (расположить логически верно и связать части собранного).
У учащихся при работе над выборочным изложением формируются и совершенствуются такие коммуникативные умения:
- умение выбрать из текста (текстов) материал на заданную тему;
- умение определить основную мысль предстоящего высказывания в случае её несовпадения с основной мыслью исходного текста;
- умение систематизировать собранный материал в соответствии с основной мыслью нового высказывания;
- умение построить высказывание иного типа по сравнению с типом исходного текста;
- умение в соответствии с поставленной коммуникативной задачей использовать речевые средства исходного текста, а также находить «свои» слова и словосочетания для связи отобранного материала.
До проведения урока написания выборочного изложения ученики должны научиться выполнять разнообразные по характеру подготовительные упражнения:
- выборочное чтение,
- выборочное списывание,
- извлечение из текста какой-то части,
- определение темы изложения,
- устное выборочное изложение.
Выборочное чтение
- Найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой.
- Найти в тексте и прочитать часть, соответствующую изображённому на иллюстрации.
- Ученикам предлагается тема, материал к которой рассредоточен в тексте. Его надо выбрать, затем прочитать.
Выборочное списывание
Это списывание, в основе которого лежит тематический отбор.
- Выписать из текста часть, где говорится о том, что …;
- Выписать из текста предложения, в которых раскрывается указанная тема;
Выписать предложение, в котором заключена основная мысль и т. д.
Извлечение из текста какой-то части
- Каждое предложение читается под углом зрения его отношения к заданной теме.
- Нужный материал подчёркивается.
Определение темы изложения
- Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем).
- Задача ученика – определить тему высказывания и доказать её.
Устное выборочное изложение
- устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки созданных текстов,
- учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом,
- использовать свои языковые средства при создании нового высказывания.
В ГОСТЯХ У НЕКРАСОВА
Мы поднимаемся по широкой пологой лестнице, по тем самым ступеням, по которым столько раз поднимались Некрасов, Тургенев, Лев Толстой, Островский… Всех не перечислишь.
На втором этаже останавливаемся перед дверью со скромной медной дощечкой, на которой написано: «Николай Алексеевич Некрасов».
Из прихожей через большую светлую комнату, обставленную старинной мебелью, приемную – попадаем в кабинет поэта.
Как много сделано в этой комнате для русской литературы! Здесь Некрасов работал. Вот за этим самым столом, на котором, как и тогда, стоят бюсты Пушкина и Гоголя.
А вот в этих глубоких мягких креслах, что стоят у камина, он любил отдыхать, читать, беседовать с гостями. Между кресел – маленький курительный столик, подарок друзей. На камине часы и фигурки двух лошадок. У письменного стола – этажерка, на которой лежали рукописи и корректуры. В книжных шкафах, что разместились вдоль стен, есть подлинные книги из библиотеки Некрасова. (135 слов)
4. Работа с текстом
Беседа по вопросам:
Определите стиль и тип текста? (Художественный, описание)
В каком стиле вы будете писать изложение?
Какие средства выразительности характерны для этого стиля?
В какой части текста автор описывает кабинет Некрасова? (Во второй части)
Какую часть текста мы не включим в изложение? (Описание лестницы, приемной опускается)
В каком предложении автор подчеркивает значение Некрасова для русской литературы? (Как много сделано в этой комнате для русской литературы!)
Именно с этого предложения рекомендуется начать изложение
С чего начинается описание кабинета Некрасова? (С письменного стола)
Почему именно с письменного стола? (Потому что именно этот предмет интерьера говорит о работе писателя)
Что еще в кабинете указывает на работу писателя? (Этажерка с рукописями и корректурами)
Где любил отдыхать Некрасов? (В глубоких мягких креслах, что стоят у камина)
Какое место в кабинете занимают книги? (Книги занимают одно из главных мест, они находятся в шкафах вдоль стен. Среди них есть подлинные книги из библиотеки Некрасова)
Какой глагол употребляет автор, говоря о книжных шкафах и почему? (Автор использует глагол «разместились» не случайно. Тем самым он подчеркивает, что книги играли важную роль в жизни писателя, и шкафы не просто стоят, они хранят в себе настоящие сокровища. Поэтому автор говорит о них, как о людях.)
Словарная работа:
(Некоторые слова вызывают затруднения у учащихся при определении их лексического значения. Данные слова записываю на доске с определением. Учащиеся записывают их в тетрадь или словарик)
Этажерка – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом
Корректура – исправление ошибок на оттиске типографского набора
Рукопись – подлинник или копия текста, написанные от руки
Особенности описания в данном тексте:
Обращаю внимание учащихся на особенности описания: предметы не просто перечислены, а показаны как бы через действия самого Некрасова:
Вот за этим самым столом; в этих глубоких мягких креслах…любил отдыхать; маленький курительный столик – подарок друзей.
Синтаксическая разминка:По теме, связанной с содержанием текста, составьте сложенное предложение. Расскажите о постановке в нем знаком препинания, составьте его схему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выборочное изложение по Паустовскому "Обыкновенная земля"
Примерное изложение...
Выборочное изложение "Судьба, опаленная войной"
Цели урока: Научить отбирать материал на заданную тему;Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собстве...
Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения
Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...
Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130
Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...
Выборочное изложение
Урок 41 - 7 класс...
урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Целью данного урока является повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...
Урок подготовки к написанию выборочного изложения в 6 классе
Выборочное изложение по рассказу В. Распутина "Уроки французского"...