План-конспект урока "Различение частиц "не" и "ни""
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Различение частиц не и ни
Цели урока:
Закрепление правописания не и ни с разными частями речи, развитие связной монологической речи.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Рассказать о правописании не и ни с разными частями речи.
2. Проверка выполнения домашнего упр. 205.
— Какой общий заголовок вы подобрали к этим пословицам?
— С какими из них вы согласны, с какими — нет?
— Какие пословицы на эту тему вы подобрали?
— Объясните правописание не и ни.
3. Словарный диктант.
Не скрывал удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недёшево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далёкий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожжённый костёр; недовыполнить план, не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришёл никто; ни рыба ни мясо.
II. Работа по теме урока
Различение частиц не и ни (стр. 95 учебника).
Одиночное или двойное ни входит в устойчивые обороты: откуда ни возьмись, как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв, ни два ни полтора, ни то ни сё, ни дать ни взять.
Следует различать сочетания: ни один (никто) — не один (много); ни разу (никогда) — не раз (много раз).
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Объяснительный диктант.
1) Куда он только не обращался! 2) Куда он только ни обращался, везде был отказ. 3) Ни один из восходов солнца не бывает похож на другой (К. Паустовский). 4) Беспредельный морской шум не прекращался ни на минуту. 5) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь (Пословица). 6) Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России (К. Паустовский). 7) Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз.
2. Задание по вариантам.
Вариант I — упр. 197.
Вариант II — записать предложения с данными словосочетаниями, вставив пропущенные буквы:
(Н..) сказав (н..) кому (н..) слова; (н..) денег, (н..) билетов; (н..) могу (н..) помочь; (н..) ответа (н..) привета; (н..) слышно (н..) слова; (н..) кем заменить; (н..) чем (н..) поможешь; откуда (н..) возьмись.
Ответы:
Не сказав никому ни слова; ни денег, ни билетов; не могу не помочь; ни ответа ни привета; не слышно ни слова; некем заменить; ни чем не поможешь; откуда ни возьмись.
IV. Самостоятельная работа. Тест
Вариант I
— Отметьте случаи правописания не.
• Н..(1) чуть н..(2) изменился.
• Н..(3) куда ходить н..(4) надо.
• Н. .(5) рыбёшки н..(6) поймал.
• Н..(7) знал н..(8) правил, н..(9) формул.
• Н..(10) мог н..(11) слышать крика.
• Куда н..(12) кинь взор, всюду развалины.
• Сколько н..(13) звал, он н..(14) оглянулся.
• Нельзя н..(15) любоваться закатом.
• Он н..(16) разу н..( 17) был н..( 18) только ранен, но даже поцарапан.
• Он н..(19) имел н..(20) какой должности, н..(21) получал н..(22) гроша жалованья, находил, однако, средства для развлечения.
Ответы:
2, 4, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19, 21.
Вариант II
— Отметьте случаи правописания ни.
1) Н.. за что благодарить, 2) н.. за что не благодарил, 3) н..кого просить, 4) увидел н..кого иного, как однокурсника, 5) сообщил н..кому иному, как декану, 6) н..кому иному нельзя, 7) н.. на что купить, 8) н..откуда взять, 9) здание было н..чем иным, как университетом, 10) н..чем иным это не объяснить, 11) н..раз спрашивали, 12) н..разу не ответил.
Ответы:
2, 6, 10, 12.
Домашнее задание
Упр. 198 — домашняя контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович
Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса
План- конспект урока обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...