Диагностические и тренировочные материалы по подготовке к ОГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку
Диагностические и тренировочные материалы по подготовке к ОГЭ 8-9 классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ. 3 варианта.
Вариант 1
Прочтите текст и выполните задания 2–12.
(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.
(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.
(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.
(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.
(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.
— (31)Плыви, — сказал Славка.
(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…(33)Славка был счастлив. (По В.Крапивину)
2. Как характеризует Славку информация, заключённая в предложениях 14—17?
1)Славка — честный и совестливый человек, который при любых обстоятельствах старается держать данное слово.
2)Славка — бесстрашный пловец, которого не пугают никакие препятствия и трудности.
3)Славка — маменькин сынок, который привык во всём подчиняться маме и выполнять любые её требования.
4)Славка — нерешительный, робкий человек, которого пугает спасательная экспедиция.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1. ( 14)До парусника было метров двадцать.
2. (15)Доплыть — раз плюнуть.
3. (19) Камни обросли скользкой зеленью.
4. (32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море.
4. Из предложений 8 -12 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется правилом « перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».
5. Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».
6. Замените слово «жутковато » в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «каменный скос », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 18.
9. Среди предложений 1- 7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Можно (1), конечно (2) , успокоить совесть тем (3), что спасательная экспедиция — это не купание (4), но лучше сначала попробовать другой способ. Славка торопливо разулся (5), шагнул на первый камень.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Он давно хотел похожий кораблик (1), мечтал (2), как будет пускать его в заливе. Но ведь не для него(3), Славки (4), его строили (5), а для того (6), чтоб плыл он по морям и океанам.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий:15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста. Почему Славка был счастлив? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Вариант 2
Прочтите текст и выполните задания 2–12.
(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.
(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.
(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. (По Л. Улицкой)*
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Илью, Саню и Миху связала настоящая дружба?»
1)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости.
2)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.
3)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
4)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1. (1)Илья и Саня вместе учились с первого класса.
2. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин
3. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
4. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
4. Из предложений 18 -21 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется правилом « перед глухими согласными на конце приставки пишется С».
5. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».
6. Замените слово «болтали » в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «полотняные салфетки », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
9. Среди предложений 21-25 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Миха подробно рассказал (1), как утром (2), по дороге в школу (3), вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки (4), собиравшейся его загрызть. Но отнести его домой (5), однако (6), он не мог (7), потому что тётя(8), у которой он жил с прошлого понедельника (9), ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Миха подробно рассказал (1), как утром (2), по дороге в школу (3), вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки (4), собиравшейся его загрызть. Но отнести его домой (5), однако (6), он не мог (7), потому что тётя(8), у которой он жил с прошлого понедельника (9), ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста. Объясните предложение « Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.?» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Вариант 3
Прочтите текст и выполните задания 2–12.
(1)Вот тут-то и появился Лис.
– (2)Здравствуй, – сказал он.
– (3)Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
– (6)Я – Лис, – сказал Лис.
– (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно...
– (9)Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – (10)Я не приручён.
– (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.
– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...
– (17)Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.
– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
– (24)Пожалуйста, приручи меня!
– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Спервá сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...
(36)Так Маленький принц приручил Лиса.
(37)И вот настал час прощания.
– (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.
– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
– (41)Да, конечно, – сказал Лис.
(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.
– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (По А. Сент-Экзюпери)*
*Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944) – французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис сказал, что будет плакать о Маленьком принце?»
1) Лис хотел разжалобить Маленького принца и заставить его остаться.
2) Маленький принц обидел Лиса.
3) Лис будет сожалеть о том, что остался один, без друга.
4) У Лиса была скучная жизнь, и он часто плакал.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
фразеологизм.
1. (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!
2. (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.
3. (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц.
4. (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
4. Из предложений 42–45 выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется правилом « перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».
5. Из предложений 12-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «в суффиксе ЕНН/ОНН прилагательного, образованного от существительного, пишется НН».
6. Замените слово «поодаль » в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «людские шаги », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 22 .
9. Среди предложений 17–22 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов(1), где торговали бы друзьями(2), конечно(3), нет(4), и потому люди больше не имеют друзей.Если хочешь(5), чтобы у тебя был друг(6), приручи меня!
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающую (ие) запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов(1), где торговали бы друзьями(2), конечно(3), нет(4), и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь(5), чтобы у тебя был друг(6), приручи меня!
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл 52 предложения текста: «Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Ответы на задания
тренировочной работы №1.
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
2 | 1 | 4 | 3 |
3 | 4 | 4 | 4 |
4 | разбиваясь | рассказал | взгляни |
5 | каменной | длинный | единственный |
6 | страшно | разговаривали | подальше |
7 | скос из камней | салфетки из полотна | шаги людей |
8 | Славка разулся, шагнул | отобрали и стали перекидывать | Лис замолчал и смотрел |
9 | 2 | 21 | 20 |
10 | 1,2 | 5,6 | 2,3 |
11 | 2 | 2 | 2 |
12 | 2,6 | 1,7,8,9 | 4 |
Предварительный просмотр:
Готовимся к ОГЭ.
Вариант № 1
Инструкция но выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 14 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется па основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трех предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.
Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения
1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)В палисаднике было очень весело. (2)Игра в разбойники шла как нельзя лучше, но одно обстоятельство чуть-чуть не расстроило всего. (З)Серёжа Ивин споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево так сильно, что я думал, он расшибётся вдребезги. (4)Но, несмотря на страшную боль, он не показал виду, что ему больно, не заплакал, и игра продолжилась.
(5)Вскоре к нашей компании присоединился ещё Иленька Грап. (6)Он был сыном бедного иностранца, который когда-то жил у моего деда, был ему чем-то обязан и почитал теперь своим долгом присылать часто к нам своего сына. (7) Но мы не только не были дружны с Иленькой, но обращали на него внимание только тогда, когда хотели посмеяться над ним.
(8)Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением. (9)Когда я теперь вспоминаю его, я нахожу, что он был очень услужливый, тихий и добрый мальчик. (10)Тогда же он мне казался таким презренным существом, о котором не стоило ни жалеть, ни даже думать.
(11)Когда игра в разбойники прекратилась, мы уже в доме начали щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. (12)Серёжа беспрестанно затевал новые шалости: через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами, при этом выделывал ногами такие уморительные штуки, что невозможно было удержаться от смеха. (13)После этой последней штуки он помигал глазами и вдруг с совершенно серьёзным лицом подошёл к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». (14)Грап покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.
(15)Серёжа взял его за руку. (16)Володя и старший Ивин нагнули ему голову, а я и Сережа схватили мальчика за тоненькие ноги и с громким смехом вскинули их кверху.
(17)Вот теперь молодец, - сказал Серёжа, хлопнув его рукою.
(18)Иленька молчал и, отчаянно стараясь вырваться, махал ногами в разные стороны. (19)0дним из таких движений он ударил каблуком по глазу Серёжу так больно, что Серёжа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз и из всех сил толкнул Иленъку.. (20)Иленька. лишённый поддержки, как что- то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:
- (21)3а что вы меня тираните?
(22)Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу, плакал.
- (23)Эй, Сергей, - скачал я. - зачем ты это сделал?
- (24)Я не заплакал, небось, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости, - сказал Серёжа, - (25)Так что же он хнычет?
«(26)Да, это правда, - подумал я. - (27)Иленька просто плакса, а вот Серёжа - так это молодец!..»
(28) Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему' без всякой причины, все согласились ненавидеть и гнать его.
(29) Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? (30)Куда девалось чувство сострадания? (По JI.H. Толстому*)
* Лев Николаевич Толстой (1828—1910 гг.) - великий русский писатель, автор трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность». В основе трилогии Толстого — повествование о нравственном становлении её главного героя, Николеньки Иртеньева.
Ответами к заданиям 2—14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мальчики заставили Иленьку встать кверху ногами?»
1)Серёжа беспрестанно затевал новые шалости и решил приобщить Иленьку к всеобщему веселью.
21 Мальчики хотели научить Иленьку гимнастическим упражнениям.
3) Мальчики хотели поиздеваться над Иленькой, заранее предвкушая, как он смешно будет выглядеть в своей беспомощности и неуклюжести.
4) Серёжа хотел, чтобы Иленька продемонстрировал выдержку и силу воли в необычных для него обстоятельствах. Ответ:_______
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Серёжа Ивин споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево так сильно, что я думал, он расшибётся вдребезги.
2) Иленька Грап был мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушпо-покорпым выражением.
3) Иленька, лишённый поддержки, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слёз мог только выговорить:
- За что вы меня тираните?
4) «Да, это правда, — подумал я. - Иленька просто плакса, а вот Серёжа - так это молодец!..»
Ответ:________________
4 Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного. Ответ:_______________
5 Из предложений 18- 21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ:_______________________________________________________________
6 Замените разговорное слово «хнычет» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ:_______________
7 Замените словосочетание «ударился сильно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________
8 Выпишите грамматическую основу предложения 1. Ответ: _____________
9 Среди предложений 18-22 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. Ответ:________
10 В приведённых ниже предложенияхиз прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
- Эй,(1) Сергей,(2) - сказал я, (3) - зачем ты это сделал?
- Я не заплакал,(4) небось,(5) сегодня,(6) как разбил себе ногу почти до кости,(7) - сказал Серёжа. — Так что же он хнычет?
«Да, (8) это правда», (9) — подумал я. - Иленька просто плакса,(10) а вот
Серёжа — так это молодец!..» Ответ:_______________
11 Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_____________________________________________________________
12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Игра в разбойники шла как нельзя лучше, (1) но одно обстоятельство чуть - чуть не расстроило всего. Серёжа Ивин споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево так сильно, (2) что я думал, (3)он расшибётся вдребезги. Но, (4) несмотря на страшную боль, (5) он нe показал виду, (6) что ему больно,(7) не заплакал,(8) и игра продолжилась. Ответ: _______________
13 Среди предложений 5-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:________________________
14 Среди предложений 11-14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:____________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните па бланке отпетое № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как я не подошёл к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания?»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое индивидуальность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ключи:
изложение | |
4 | |
3 | |
безжизненное | |
лишённый | |
плачет | |
Ударился с силой | |
Было весело | |
20 | |
4,5 | |
3 | |
1,8 | |
---- | |
12 | |
сочинение |
Вариант № 2
Инструкция но выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 14 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется па основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трех предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.
Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.
1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1) Теперь, когда я окончательно сжился с «дурным обществом», грустная улыбка Маруси стала мне почти так же дорога, как улыбка сестры.
(2) Тут я был нужен: я чувствовал, что каждый раз моё появление вызывает румянец оживления на щеках девочки.
(3) На время небо опять прояснилось, с него сбежали последние тучи, и над просыхающей землёй в последний раз перед наступлением зимы засияли солнечные дни. (4)Мы каждый день выносили Марусю наверх, и здесь она как будто оживала. (5)Девочка смотрела вокруг широко раскрытыми бездонными глазами, на щеках её загорался румянец. (б)Казалось, что ветер, обдававший её своими свежими взмахами, возвращал ей частицы жизни, похищенные серыми камнями подземелья.
(7)Но это продолжалось недолго. (8)Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. (9)На все наши ухищрения с целью занять её она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали её смеха. (10)Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку' только на короткое время. (11)Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.
(12)У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. (13)На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне её на время. (14)Я так убедительно просил её об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, сначала только прижимавшая куклу к себе, отдала мне её и обещала в течение двух-трёх дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.
(15)Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу' больную превзошло все мои ожидания. (16)Маруся, которая увядала, как цветок осенью, вдруг опять, казалось, ожила. (17)Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой. (18)Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлёпая по полу слабыми ногами.
(19)Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут. (20)Дня через два старушка няня заметила пропажу и стала рыскать по углам, пытаясь найти куклу.
(21)Но вскоре Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо её горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. (22)Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.
(23)Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. (24)Но мы ошиблись! (25)Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и на исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. (26)Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. (27)Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни. (По В.Г. Короленко*)
* Владимир Галактионович Короленко (1853 -1921) - известный русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве.
Ответами к заданиям 2—14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик решил принести Марусе куклу?»
- Рассказчик надеялся таким образом привлечь внимание девочки.
- Маруся была капризным ребёнком и постоянно требовала новые подарки.
- Рассказчик хотел доставить счастливые минуты больной девочке, надеялся, что кукла поможет ей выздороветь.
- Рассказчик пытался выяснить, жадина ли его сестра Соня. Ответ:________________
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Тут я был нужен: я чувствовал, что каждый paз моё появление вызывает румянец оживления на щеках девочки.
2) Маруся, которая увядала, как цветок осенью, вдруг опять, казалось, ожила.
3) У Сони была большая кукла с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери.
4) Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни. Ответ:__________________________
4 Из предложений 19-24 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного. Ответ:______________________
5 Из предложений 5-8 слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Ответ:________________
6 Замените разговорное слово «рыскать» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ:___________________
7 Замените словосочетание «тревожные минуты», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ______________________
8 Выпишите грамматическую основу предложения 11. Ответ: __________________________
9 Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. Ответ:_________________________________
10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Маруся,(1) которая увядала,(2) как цветок осенью, (3) вдруг опять, (4) казалось, (5)ожила. Она так крепко меня обнимала, (6) так тонко смеялась, (7) разговаривая со своей новой знакомой.
Ответ:__________________________________________________________
11 Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
Ответ:_____________________________________________________________
12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
На время небо опять прояснилось, (1) с него сбежали последние тучи, (2) и над просыхающей землёй, (3) в последний раз перед наступлением зимы, (4) засияли солнечные дни. Мы каждый день выносили Марусю наверх, (5) и здесь она как будто оживала. Девочка смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, (6) на щеках её загорался румянец. Ответ: _______________________
13 Среди предложений 12-16 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_______________________________________________________________________
14 Среди предложений 19-24 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните па бланке отпетое № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий:15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.2 или 15.3.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой н последней радости её недолгой жизни».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: одни пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ключи:
изложение | |
3 | |
2 | |
раскидались | |
похищенные | |
искать | |
Минуты тревоги | |
Я решился обратиться | |
12 | |
4,5 | |
5 | |
2,5 | |
---- | |
23 | |
сочинение |
Вариант № 3
Инструкция но выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 14 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется па основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трех предложенных заданий (, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.
Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения
1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2—14.
(1)А тем временем праздник у Димки Сомова приближался к концу. (2)Часть ребят разошлась, и осталась только мироновская компания, самые близкие друзья.
- (З)Давайте гулять до утра, - предложила Шмакова.
- (4)Шмакова дело предлагает! - закричал Попов. - (5)А, ребя?..
(6)У Попова Шмакова всегда предлагала «дело».
- (7)Лохматый. ты ночуешь у меня, - сказал Рыжий.
- (8)Везуха! - ответил Лохматый. - (9)Не надо тащиться в лесничество. (Ю)Валька подскочил к проигрывателю и врубил его на полную мощность.
(11)Чтобы у Бессольцевых стёкла звенели! - хохотнул он. - (12)Хорошо веселимся!..
(13)Шмакова схватила i за руку Димку; и они начали танцевать.
(14)Шмакова крутилась, извивалась - танцы были её стихия.
(15)И вот тут открылась дверь, и... явился новый, совершенно неожиданный гость. (16)В комнату ворвалась Ленка. (17)Но какая!.. (18)Неузнаваемая!..
- Вязаная шапочка натянута до бровей, куртка нараспашку, а под нею знаменитое обгорелое платье.
- Но дело было не в том, как она одета, а в том, какое у неё было необыкновенное лицо, преображённое до неузнаваемости её смелым поступком (21)Раньше лицо у нее бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным.
(22)И всем сразу стало ясно, что она пришла к ним затем, чтобы сделать то, что хочет.
(23 )И помешать ей никто не сможет. (24) Они всё это поняли и замерли. (25)Только что смеялись, хохотали, танцевали, а тут окаменели. (26)Ждали, что же будет дальше.
(27)А Ленка не торопилась.
- (28)Братцы, чего же вы не танцуете? - спросила Ленка. - (29)Давайте! .. (З0)Прыгайте!.. - (31)Она начала танцевать, кривляясь и паясничая.
(32)Но тут пластинка кончилась, музыка оборвалась, и наступила тишина.
- (33)Жалко, не потанцевали. - (34)Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула. (35)Она почувствовала в своей душе давно забытый покой. - (З6)Какие вы все красивые!.. - (37)Прошлась по комнате, оглядывая каждого, как будто очень давно их не видела. - (38)Не дети, а картинка!
(39)Ленка остановилась посреди комнаты.
- (40)А я - чучело! - (41)Резко сдёрнула шапочку, открывая всему миру свою остриженную голову. - (42)Чу-че-ло! - (43)Ленка похлопала себя по голове. - (44)Хороший кочанчик, правда?! (45)И рот до ушей, хоть завязочки пришей. (46)Правда, Шмакова?
(47)Ленка улыбалась, и уголки губ у неё поползли вверх, а она старалась их разодрать посильнее, чтобы они как-нибудь достали до ушей. (48)При этом она крутила головой, чтобы всем было видно, какое она настоящее страшное чучело!
(По В.К. Железникову*)
* Владимир Карпович Железников (род. в 1925 г.) — детский писатель, кинодраматург, Заслуженный деятель искусств России, автор множества книг и киносценариев, посвященных проблемам взросления и отношений между людьми. Был дважды удостоен Государственной премии СССР за сценарии к кинофильмам « Чудак из 5-Б» и « Чучело».
Ответами к заданиям 2—14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята, увидев Ленку, окаменели?»
- Ленка задерживалась, её уже перестали ждать на дне рождения, и вдруг она пришла.
- Лепка была странно одета, вовсе не по-праздничному: вязаная шапочка, натянутая до бровей, куртка нараспашку, а под ней знаменитое обгорелое платье.
- На фоне Шмаковой, для которой танцы были её стихией, танец Ленки был похож на кривляние и паясничание.
(4) Преображённое лицо Ленки свидетельствовало о том, что она решилась на смелый поступок. Ответ:____________
3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
- Только что смеялись, хохотали, танцевали, а тут окаменели.
- Валька подскочил к проигрывателю и врубил его на полную мощность.
- Раньше лицо у нее бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным.
- Ленка остановилась посреди комнаты.
- А я - чучело! Ответ:__________
4 Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного. Ответ:__________________
5 Из предложений 15-20 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН». Ответ:_______________
6 Замените разговорное слою «тащиться» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ:________________
7 Замените словосочетание «разодрать посильнее», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________
8 Выпишите грамматическую основу предложения 9. Ответ: __________________
9 Среди предложений 15-21 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения. Ответ:___________
10 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Она почувствовала в своей душе давно забытый покой.
- Какие вы все красивые!.. — Прошлась по комнате,(1) оглядывая каждого, (2) как будто очень давно их не видела. - Не дети, (3) а картинка! Ленка остановилась посреди комнаты.
- А я — чучело! — Резко сдёрнула шапочку,(4) открывая всему миру свою остриженную голову. — Чу-че-ло! — Ленка похлопала себя по голове. — Хороший кочанчик, (5) правда?! И рот до ушей, (6) хоть завязочки пришей. Правда, (7) Шмакова? Ответ:_________________
11 Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой. Ответ:_____________________
12 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Ленка улыбалась,(1) и уголки губ у неё поползли вверх,(2) а она старалась их разодрать посильнее,(3) чтобы они как-нибудь достали до ушей. При этом она крутила головой,(4) чтобы всем было видно,(5) какое она настоящее страшное чучело! Ответ: ___________
13 Среди предложений 20-26 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Ответ:_____________
14 Среди предложений 28-37 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Ответ:____________
Используя прочитанный текст из части 2, выполните па бланке отпетое № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.2 или 15.3.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл высказывания: «Раньше лицо у нее бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным. И всем сразу стало ясно, что она пришла к ним затем, чтобы делать то, что хочет. И помешать ей никто не сможет».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Как Вы понимаете значение слова ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое индивидуальность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
изложение | |
4 | |
1 | |
извивалась | |
преображённое | |
ходить | |
Разодрать с силой | |
Не надо тащиться | |
20 | |
7 | |
4 | |
12 | |
---- | |
32 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренировочные материалы по подготовке к ЕГЭ
тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ...
тренировочные материалы по подготовке к ЕГЭ
тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ...
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ
В материале предоставлены задачи первой части ЕГЭ с В1 по В12, данные задачи могут использоваться при составлении вариантов для самостоятельного решения....
Тренировочные материалы для подготовки к диагностическим работам по английскому языку в 6 классе.
Неотъемлемой частью современной школы стали независимые диагностики. Диагностические работы проводятся с целью определения уровня освоения учащимися 6-х классов предметного содержания курса английског...
Диагностические и тренировочные материалы по подготовке отдельных заданий ОГЭ с ключами.
Диагностические и тренировочные материалы по подготовке к ОГЭ 8-9 классы .Данные материалы помогут учителю выявить пробелы в знаниях учащихся, отработать отдельные задания и проверить их....
Диагностические и тренировочные материалы по подготовке отдельных заданий ЕГЭ
Диагностические и тренировочные материалы по подготовке отдельных заданий ЕГЭ...
Диагностические и тренировочные материалы по отработке отдельных заданий ЕГЭ
Диагностические и тренировочные материалы по подготовке к ЕГЭ. Данные материалы помогут учителю выявить пробелы в знаниях учащихся, отработать отдельные задания и проверить уровень их усвоения...