олимпиада по русскому языку 10-11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс)

Родкина Наталья Алексеевна

задания для школьного этапа олимпиады по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_rus_10-11.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

10-11  класс

ЗАДАНИЕ  1.

Поставьте ударение в следующих словах.

Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

Итого: 10 баллов

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.

За правильный ответ - 12 баллов

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту и завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

 Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы-...

2. Убить двух птиц одним камнем-...

3. По самые локти-....

4. Просто, как упасть с бревна-...

5. Чёрная овца в семье-...

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 10 баллов)

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

За правильный ответ - 1 балл

ЗАДАНИЕ 6. 

Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

     Переписка с 88 странами. (по 1 б, итого 5б)

ЗАДАНИЕ 7.

В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».

Далее следовали подсчёты, из которых вытекало, что это  «…стоит ежегодно русскому народу 1 294 150 рублей». Какая буква так дорого обходилась российской казне и почему? (1б)

ЗАДАНИЕ 8.

Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)

Вода - … водянистость

 

ОТВЕТЫ

Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный. (10б)

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

1. В первом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частица. Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза. (Итого: 12б)

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.

Б) ХОДИЛИ  также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту и завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ) Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит (не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).

2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев (Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)

3. По самые локти-по горло (очень много)

4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)

5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог - как дважды два (очень просто)

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование - 10 баллов)

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

"Лишнее"слово - сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

За правильный ответ - 1 балл

ЗАДАНИЕ 6 (5 баллов).

Альбом с шестьюстами семьюдесятью восьмью иллюстрациями. Стеллаж с одной тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами. Поход продолжался двадцать два дня.Трехсот двадцати пяти миллионный вклад. Переписка с восьмьюдесятью восьмью странами.

ЗАДАНИЕ 7. (1 балл). В отрывке речь идет о букве ъ «ер», которая до 1918 года употреблялась на конце слов после согласных. Теперь эта буква называетсятвердым знаком, употребляется после приставок, оканчивающихся согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я и имеет разделительную функцию.

ЗАДАНИЕ 8.  Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке? Восстановите словообразовательную цепочку (2 балла за верный ответ)

Вода - … водянистость

Не хватает двух звеньев: водяной - водянистый. Полная цепочка выглядит так: вода – водяной – водянистый – водянистость

Максимальное количество баллов - 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....

Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе

Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...