Контрольная работа по русскому языку для 8 класса 1 вариант
материал по русскому языку (8 класс)
Контрольная работа по русскому языку для 8 класса 1 вариант в рамках промежуточной аттестации учащихся в конце учебного года. Русский язык. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_8_klass_1_variant.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Промежуточная проверочная работа по русскому языку за 2020-2021 учебный год учени____ 8 класса __________________________________________ |
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 17 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В поз..нюю осень старик замет..л что на футляр лежавший, как обычно, поодаль на земле сел воробей. Музыкант уд..вился что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё проп..тание. Правда за день сейчас трудно накорми(т/ть)ся (2): все деревья уже уснули на зиму насекомые ум..рли земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, пита(т/ть)ся в осень и в зиму воробью?
Воробей обслед..вав (3) всю крышку футляра (н..)чего полезного на ней для себя не нашёл (4). Тогда он пош..велил ножками денежные монеты взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней (не)известно куда. Значит, он (не)даром пр..летел — хоть что(нибудь), а взял! Пусть ж..вёт и заботится, ему тоже надо сущ..ствовать.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
(3) — морфологический разбор слова;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
(4) — синтаксический разбор предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 3
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (Не)включенный телевизор; (не)лестный отзыв; крайне (не)осторожно
2) (Не)хватает сил, (не)надо печалиться, (не)свежий, а испорченный
3) (Не)досмотреть за ребёнком; далеко (не)лёгкое решение; (не)раскрученный рекламой бренд
4) (Не)забываемые дни; (не)рыбное место; (не)шутя.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 4
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется одна Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.
1) Приготовле(н/нн) для посадки, комари(н/нн)ое жужжание, серебря(н/нн)ый источник
2) Письме(н/нн)ая работа, це(н/нн)ое замечание, натренирова(н/нн)ая мышца
3) Увеличе(н/нн)а громкость, рискова(н/нн)ый шаг, утин(н/нн)ая походка
4) Меблирова(н/нн)ая квартира, ржа(н/нн)ой хлеб, пенсио(н/нн)ая реформа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Мышление, начать, простыня, цепочка.
Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку
2) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
3) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
4) Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 7
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться. (2)Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. (3)В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.
(4)Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника перекричать, испугать обвинениями — это пустой человек, и спор его пустой.
(5)Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
(6)Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. (7)Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
(8)Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно в случае необходимости признать полную или частичную правоту противника. (9)Этим вы завоевываете уважение окружающих. (10)Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
(11)Конечно, признавать правоту противника, спорящего с вами, можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими). (12)Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д. (13)Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, — как это красиво!
(272 слова)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 8
Определите и запишите микротему второго абзаца текста.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 9
Определите, каким средством языковой выразительности является слово «пустой (человек)» из предложения 4. Запишите ответ.
_____________________________________________________________________ |
Задание 10
В предложениях 5−7 найдите слово с лексическим значением «ценность, чувство собственной значимости, самоуважение». Выпишите это слово.
_____________________________________________________________________ |
Задание 11
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Интеллигентность обнаруживается
2) Заботится об истине
3) Выслушает противника
4) Умный спорщик
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 12
Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.
_____________________________________________________________________ |
Задание 13
Определите тип односоставного предложения под номером 1. Запишите ответ.
_____________________________________________________________________ |
Задание 14
Среди предложений 1− 3 найдите предложение (-я) с однородными членами, укажите номер (-а)
_____________________________________________________________________ |
Задание 15
Среди предложений 11−13 найдите предложение с обособленным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 16
Среди предложений 1−3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Задание 17
Среди предложений 1−3 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[сказуемое подлежащее, подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее].
Выпишите номер этого предложения.
_____________________________________________________________________ |
Система оценивания работы
Задание 1
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
K1 | Соблюдение орфографических норм |
|
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при заполнении пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов | 4 |
Допущено не более двух ошибок | 3 | |
Допущены три-четыре ошибки | 2 | |
Допущено пять ошибок | 1 | |
Допущено более пяти ошибок | 0 | |
K2 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено более двух ошибок | 0 | |
K3 | Правильность списывания текста |
|
| Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). | 2 |
Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера: | 1 | |
Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: | 0 | |
Максимальный балл | 9 |
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Верное написание
В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка ещё не спит и даже в темноте вечера занята работой на своё пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна… Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью?
Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашёл. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетел — хоть что-нибудь, а взял! Пусть живёт и заботится, ему тоже надо существовать.
Задание 2
№ | Указания по оцениванию | Баллы |
K1 | Выполнение морфемного разбора |
|
| Разбор выполнен верно | 3 |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
K2 | Выполнение словообразовательного разбора | |
Разбор выполнен верно | 3 | |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
K3 | Выполнение морфологического разбора |
|
| Разбор выполнен верно | 3 |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
K4 | Выполнение синтаксического разбора предложения |
|
| Разбор выполнен верно | 3 |
При разборе допущена одна ошибка | 2 | |
При разборе допущены две ошибки | 1 | |
При разборе допущено более двух ошибок | 0 | |
Максимальный балл | 12 |
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Пояснение.
Морфемный и словообразовательный разборы слова
Накормиться(2)
На(приставка)корм(корень)и(суффикс)ть(окончание)ся(суффикс)накорми(основа)
Накормиться ← кормиться + ̚по (приставочный)
Морфологический разбор слова
Обследовав(3) — деепричастие;
1. Не нашёл (когда?) обследовав: от глагола «обследовать».
2. Неизменяемое; совершенного вида.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
Сущ. | Деепр. | Мест. | Сущ. | Сущ. | Мест. |
Воробей | обследовав | всю | крышку | футляра | ничего |
Прил. | Пр. Мест. | Пр. Мест. | Част. Гл. | ||
полезного | на ней | для себя | не нашёл. |
(Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.)
Задание 3
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Пояснение.
Не хватает сил (не с глаголами пишется раздельно)
Не надо печалиться (не с глаголами ( категория состояния) пишется раздельно)
Не свежий, а испорченный (есть противопоставление с союзом А)
Задание 4
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Правильный выбор ряда слов | |
Правильно выписан ряд слов | 1 |
Неправильно выписан ряд слов. ИЛИ Ряд слов не выписан | 0 |
Объяснение условия выбора раздельного написания | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 4 |
Пояснение.
Приготовлен для посадки (в кратком причастии пишется одна буква Н)
Комариное жужжание (в суффиксе -ИН- отыменного прилагательного пишется одна буква Н),
Серебряный источник (в суффиксе -ЯН- отыменного прилагательного пишется одна буква Н)
Задание 5
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Верно поставлено ударение во всех словах | 2 |
Верно поставлено ударение только в трёх словах | 1 |
Верно поставлено ударение только в одном-двух словах. ИЛИ Ударение во всех словах поставлено неверно / не поставлено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Пояснение.
МышлЕние, начАть, простынЯ, цепОчка.
Задание 6
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Верно найдены и исправлены два предложения | 2 |
Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение. ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение | 1 |
Дан неверный ответ. ИЛИ Выписаны, но не исправлены ошибочные варианты предложений | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Пояснение.
1) По окончании работы необходимо книги сдать в библиотеку.
2) Когда мы подъезжали к дому, нам послышался чей-то крик.
Задание 7
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Основная мысль не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите основную мысль текста.
Пояснение.
В споре человек должен заботиться об истине, а не победе над своим оппонентом, быть умным и вежливым спорщиком.
Задание 8
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Микротема определена верно, полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении | 2 |
Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно, в нём употреблены слова в свойственном им значении. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущен один речевой недочёт | 1 |
Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено более двух речевых недочётов. ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта. ИЛИ Микротема абзаца не определена / определена неверно независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложения и словоупотреблении | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Определите и запишите микротему первого абзаца текста.
Пояснение.
Пустой человек ведёт пустой спор.
Задание 9
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Определение средства выразительности | |
Правильно указано средство выразительности | 1 |
Неправильно указано средство выразительности | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Пояснение.
Эпитет.
Задание 10
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Определение слова по лексическому значению | |
Правильно выписано слово | 1 |
Неправильно выписано слово | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Пояснение.
Достоинство.
Задание 11
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Определение словосочетаний | |
Правильно выписаны три словосочетания | 2 |
Правильно выписаны два словосочетания из трёх | 1 |
Правильно выписано одно словосочетание. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Определение вида подчинительной связи в словосочетаниях | |
Дан правильный ответ | 3 |
Допущена одна ошибка | 2 |
Допущено две ошибки | 1 |
Допущено три ошибки. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 5 |
Пояснение.
Заботится об истине (управление).
Выслушает противника (управление).
Умный спорщик (согласование).
Задание 12
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Определение грамматической основы предложения | |
Правильно выписана грамматическая основа | 1 |
Неправильно выписана грамматическая основа | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Пояснение.
Вы завоёвываете.
Задание 13
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Определение типа односоставного предложения | |
Правильно определён | 1 |
Неправильно определён | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Пояснение.
Безличное.
Задание 14
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Нахождение предложений с однородными членами | |
Правильно указаны два предложения | 2 |
Правильно указано одно предложение | 1 |
Неправильно определён | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Пояснение.
1,3.
Задание 15
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Распознавание предложения | |
Правильно определено предложение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Обоснование условий обособления | |
Дано правильное полное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Пояснение.
В предложении 11 есть распространённое определение «спорящего с вами», выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, поэтому оно обособляется.
Задание 16
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Распознавание предложения | |
Правильно определено предложение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Обоснование условий обособления | |
Дано правильное обоснование (возможно: графическое) условий обособления | 1 |
Ответ неправильный. ИЛИ Ответ не дан | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Пояснение.
В предложении 2 обособляется обстоятельство «отстаивая свои убеждения», выраженное деепричастным оборотом.
Задание 17
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Распознавание предложения | |
Правильно определено предложение | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 1 |
Пояснение.
3.
Система оценивания выполнения всей работы
Максимальный балл за выполнение работы − 53.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-22 | 23-35 | 36-45 | 46-53 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольные работы по русскому языку 2 класс УМК ПНШ
конрольные диктанты , списывание, словарные диктанты 2 класс УМК ПНШ...
контрольные работы по русскому языку 3 класс УМК ПНШ
контрольные диктанты (усложнённый вариант для сильного класса), списывание, словарные диктанты 3 класс УМК ПНШ...
Диагностическая контрольная работа по русскому языку. 9 класс. Варианты 1, 2
Предлагаемый материал содержит два варианта контрольной работы по русскому языку для учащихся 9-х классов в формате ГИА. Задания разработаны на основе рассказов В.Н. Крупина "Утя" и "А ты улыбайся!"...
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 8 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)
Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...
Диагностическая контрольная работа по русскому языку 7 класс 1-2 вариант (Подготовка к ГИА)
Данная контрольная работа предполагает подготовку к экзамену по русскому языку в новой форме (ГИА). Работа максимально приближена к КИМам по русскому языку в 9 классе. Учителя могут использовать данны...
Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Работа по тексту.
Работа с текстом...
Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс
Контрольный диктант (списывание) с грамматическим заданием. Учебник А.Д. Шмелева. 6 класс. Гл. 2...