Разработка урока по теме" Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx | 47.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: учебник « Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской
Цель деятельности учителя | Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении |
Тема урока | Тире между подлежащим и сказуемым |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать правила постановки тире в предложении; различать по смыслу подлежащее и сказуемое выраженные существительными. Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, расставлять знаки препинания, уметь читать вслух, отвечать на вопросы, формулировать свою точку зрения. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Основные понятия | Подлежащее, сказуемое |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотива- ция (само- определе- ние) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово: Был у поэта письменный стол. Ящиков в нём было чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточия, Чёрточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берёт из коробки, Иное словечко поставит он в скобки, Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак. Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный. В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставил тире, Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для конца многоточия. - О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? - Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей) | Листы обратной связи |
2. Актуа-лизация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях | - Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом. Вариант 1. Мы быстро плыли на лодке через пролив. За поворотом открылся вид на зелёный остров. Он был великолепен. Вариант 2. Бор высок и дремуч. Деревья качают своими могучими вершинами. Сосна – смолистое дерево. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Просмотр мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока | - При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? - Обратите внимание на предложения: Лес – наше богатство. Лес – верный помощник в борьбе за урожай. - Объясните смысл этих предложений и постановку тире. - Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока. | Смотрят презентацию, осваивают лингвисти-ческие термины. Обдумывают ответы на вопросы | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Листы обратной связи. Составление карточки-схемы | |
3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния | Эвристическая беседа, письменная работа | Выборочно-распределительный диктант. - Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах. Наш долг – защищать Родину. Путь в лесах – это километры тишины и безветрия. Ум без книги как птица без крыльев. Говорить не думая – стрелять не целясь. Он порча, он чума, он язва здешних мест. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Лето прекрасно и чудесно. Сердце не камень. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Исключение из правила) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Составляют памятку | Индивидуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. Составление памятки |
Физкультминутка | Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | ||
4. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затрудне-ния | Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы | Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. Контролирует составление схемы предложений с постановкой тире. | Работают с учебником: заучивают правила, записывают предложения, объясняют постановку тире, выполняют упражнения по данной теме 169, 170, 171 | Групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания | Устные ответы, письменная работа |
5. Практи-ческая деятель-ность | Эвристическая беседа. Письменная работа в группах | - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку. 1-я группа Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин. Март весна света апрель весна воды. Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений. 2-я группа На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики. Май красивый по-праздничному радостный месяц года. | Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы | Групповая, индивидуальная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы |
6. Первич-ное закрепле-ние с комменти-рованием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эстафета-игра в группах, анализ достижений | Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставит в них знаки препинания и объяснить их постановку. 1-я группа Знание высшее богатство. Старость не радость. Чтение вот лучшее учение. Ласковое солнце что весенний день. 2-я группа Татьяна не дитя. Книга лучший дар дружбы. Семью пять тридцать пять. Погода солнечная дорога замечательная. | Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Устные ответы |
7. Включе-ние в систему знаний и повторе-ние | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | - Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз: Время – хлеб, - считает тракторист. Километры, - вторит машинист. Время – сталь, - отрубит сталевар. Жар в котле, - дополнит кочегар. Если песня оставляет след, Время – строки, - говорит поэт. Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными. | Слушают запись, отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащихся на уроке |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | Диагностика достижений планируемых результатов. | - Ребята, посмотрите на экран и продолжите фразы -Я на уроке узнал…. -Я на уроке повторил… - Я на уроке научился -Ребята, поднимите руки те, кто считает, что готов по данной теме на «5»! на «4»! на «3» Озвучивает оценки за урок | Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке, достижение поставленных целей. Определяют своё настроение | Фронтальная | Познавательные:систематизируют, обобщают, делают выводы. Регулятивные: анализируют и оценивают свои учебные достижения; соотносят свои действия с планируемыми результатами. | |
9. Домашнее задание: § 34 упражнение 172 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна
Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...
Методическая разработка по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"- 5 класс
Цели: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; выработать навык правильной постановки тире, сформировать умение выделять подлежащее и сказуемое в предложении, раз...
Разработка урока 8 класс "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок с презентацией...
Разработка урока "Тире между подлежащим и сказуемым" 5 класс
Часто на уроках русского языка мы замечаем, что у наших учеников пропадает интерес к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы ...
Разработка урока "Тире между подлежащим и сказуемым"
Разработка урока для 5 класса....
Технологическая карта урока .Тема: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. 5 кл
Карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...