Разработка урока по теме" Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Елисеева Елена Кузьминична

Технологическая карта по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык» под редакцией  Т.А. Ладыженской

Цель деятельности учителя

Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении

Тема урока

Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать правила постановки тире в предложении; различать по смыслу подлежащее и сказуемое выраженные существительными.

Метапредметные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, расставлять знаки препинания, уметь читать вслух, отвечать на вопросы, формулировать свою точку зрения.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия

Подлежащее, сказуемое

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотива-

ция (само-

определе-

ние) к

учебной

деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков в нём было чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставил тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для конца многоточия.

- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?

- Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире.

Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей)

Листы обратной связи

2. Актуа-лизация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

- Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.

Вариант 1.

Мы быстро плыли на лодке через пролив.

За поворотом открылся вид на зелёный остров.

Он был великолепен.

Вариант 2.

Бор высок и дремуч.

Деревья качают своими могучими вершинами.

Сосна – смолистое дерево.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Просмотр мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока

- При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире?

- Обратите внимание на предложения:

Лес – наше богатство.

Лес – верный помощник в борьбе за урожай.

- Объясните смысл этих предложений и постановку тире.

- Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.

Смотрят презентацию, осваивают лингвисти-ческие термины. Обдумывают ответы на вопросы

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Листы обратной связи.

Составление карточки-схемы

3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния

Эвристическая беседа, письменная работа

Выборочно-распределительный диктант.

- Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.

Наш долг – защищать Родину.

Путь в лесах – это километры тишины и безветрия.

Ум без книги как птица без крыльев.

Говорить не думая – стрелять не целясь.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Лето прекрасно и чудесно.

Сердце не камень.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Исключение из правила)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Составляют памятку

Индивидуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы.

Составление памятки

Физкультминутка

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон

Выполняют элементарные физические

упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

4. Целепо-лагание и построение проекта выхода из затрудне-ния

Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы

Формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода.

Контролирует составление схемы предложений с постановкой тире.

Работают с учебником: заучивают правила, записывают предложения, объясняют постановку тире, выполняют упражнения по данной теме 169, 170, 171

Групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы, письменная работа

5. Практи-ческая деятель-ность

Эвристическая беседа. Письменная работа в группах

- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.

1-я группа

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Март весна света апрель весна воды. Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений.

2-я группа

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года.

Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы

Групповая,

индивидуальная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

6. Первич-ное закрепле-ние с комменти-рованием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эстафета-игра в группах, анализ достижений

Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставит в них знаки препинания и объяснить их постановку.

1-я группа

Знание высшее богатство.

Старость не радость.

Чтение вот лучшее учение.

Ласковое солнце что весенний день.

2-я группа

Татьяна не дитя.

Книга лучший дар дружбы.

Семью пять тридцать пять.

Погода солнечная дорога замечательная.

Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы.

Групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Устные ответы

7. Включе-ние в систему знаний и повторе-ние

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

- Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:

Время – хлеб, - считает тракторист.

Километры, - вторит машинист.

Время – сталь, - отрубит сталевар.

Жар в котле, - дополнит кочегар.

Если песня оставляет след,

Время – строки, - говорит поэт.

Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными.

Слушают запись, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащихся на уроке

8. Подведение итогов. Рефлексия.

Диагностика достижений планируемых результатов.

- Ребята, посмотрите на экран и продолжите фразы

-Я на уроке узнал….

-Я на уроке повторил…

- Я на уроке научился

-Ребята, поднимите руки те, кто считает, что готов по данной теме на «5»! на «4»! на «3»

Озвучивает оценки за урок

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке, достижение поставленных целей.

Определяют своё настроение

Фронтальная

Познавательные:систематизируют, обобщают, делают выводы.

Регулятивные: анализируют и оценивают свои учебные достижения; соотносят свои действия с планируемыми результатами.

9. Домашнее задание: § 34 упражнение 172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна

Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...

Методическая разработка по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"- 5 класс

Цели: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; выработать навык правильной постановки тире, сформировать умение выделять подлежащее и сказуемое в предложении, раз...

Разработка урока "Тире между подлежащим и сказуемым" 5 класс

     Часто на уроках русского языка мы замечаем, что у наших  учеников пропадает интерес  к учению, видим, как они замирают в тоске посреди урока. В чём дело? Может мы ...

Технологическая карта урока .Тема: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. 5 кл

Карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...