Технология решения образовательных кейсов как инструмент развития метапредметных результатов учащихся.
материал по русскому языку (8 класс)
Статья поможет в разработке уроков при помощи кейс-технологий для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение учащихся с ОВЗ при помощи кейс-технологий. | 12.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология решения образовательных кейсов как инструмент развития метапредметных результатов учащихся.
Сегодня ФГОС стремится обеспечить такие особенности школьного образования, как, например:
- оптимизация его содержания;
- проблематизация и ситуативность;
- метапредметность.
Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности разных научных дисциплин, учебных предметов, теории и практики. Он подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий и учебных действий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.
Фактически это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит интеграция учебного материала и принцип рефлексивного отношения к основным позициям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».
Конечно, формирование и диагностика сформированности метапредметных умений требует наличия у учителя оптимальных технологий. К числу последних можно отнести кейс-технологию.
Кейс-технология – метод, при котором школьники могут иметь возможность развития творческого начала личности, коммуникативной компетенции, умения работать в команде или же по самостоятельному заданию, действовать и принимать решения в условиях избытка или недостатка информации.
Темой нашего кейса является классификация сказуемых и синтаксис русского языка – плановая программа 8 класса. Во главе угла разрабатываемого нами кейса стоит как раз ситуационная задача – анализ лингвистического высказывания в рамках дискуссии на предполагаемой школьной научной конференции. Но чтобы справиться с дискуссией, школьнику необходимо будет не только проявить коммуникативные навыки, но и достаточно разнопланово изучить теоретическую сторону вопроса. Поэтому задания и методическое обеспечение кейса достаточно разнообразно.
Список коммуникативно-речевых метапредметных умений, которые сформирует решение таких ситуационных задач по русскому языку, достаточно велик. Подробнее мы можем рассмотреть их на приведенном слайде.
Особенности метапредметных заданий:
- наличие ключевых понятий, явлений, объектов;
- необходимость использования универсального способа решения проблемы, создания алгоритма действия;
- множественность допустимых решений.
Освоение учащимися умения полноценного понимания текстов разного характера - одна из задач современной школы, без которой не может быть достигнут качественный предметный, личностный и метапредметный результат образования. Поэтому многие задания кейса направлены на работу с текстом и формирование в ходе этой работы операций мышления, таких как сравнение, анализ, синтез и др.
Алгоритмы выполнения облегчают учащимся восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.
Работа с информацией предполагает освоение учащимися умений полноценного понимания текстов разного характера – поэтому предполагается, что учащиеся будут работать с разными видами текстов: сплошными и несплошными (диаграмма, таблица, график и т.д.).
При отборе текстов можно использовать ресурсы интернета, тексты рекламы, материалы других учебных предметов – таких как биология, география или химия, задания открытого банка ФИПИ для экзаменов по русскому языку. Разноплановые аналитические задания позволяют применять лингвистические знания в новых условиях, требуют определённых метаумений. Место использования кейса в ходе освоения образовательной программы педагог определяет уже в зависимости от темы, типа и цели конкретных учебных задач.
В результате проведенной работы на сегодня можно сделать выводы о том, что кейс-технология способствует:
- развитию личностных качеств учащегося;
- выработке коммуникативных качеств;
- развитию инициативности учащегося.
Таким образом, кейс–метод является хорошим инструментом для организации занятий по формированию метапредметных компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся
По планете уверенной поступью шагает ХХI век, неся радость и горе, новые ценности и идеалы. В мире меняются взгляды на общество, меняетсяи совершенствуется наша школа. Постиндустриальное об...
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В условиях глобальной информатизации и повсеместного внедрения информационных технологий особое внимание стоит уделить вопросу развития системы электронного обучения. Так, в Федеральном законе №...
Доклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"
оклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"...
Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»
Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»...
Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.
Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может при...
Основные подходы к оцениванию метапредметных результатов учащихся при переходе на образовательные стандарты нового поколения.Из опыта работы
В презентации представлены основные подходы к оцениванию метапредметных результатов учащихся при переходе на образовательные стандарты нового поколения. Из опыта работы....
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...