Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технология проблемного обучения использавалась на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Буквы З-С на конце приставок". Представлены 2 технологических карты урока (урок изучения нового материала и урок закрепления). К каждому уроку разработана презентация. Имеется обоснование актуальности использования технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._pristavki_na_z-s._urok_1.docx | 33.9 КБ |
tehnologicheskaya_karta._pristavki_na_z-s._urok_2.docx | 34.41 КБ |
razdatochnyy_material._urok_1.docx | 14.33 КБ |
razdatochnyy_material._urok_2.docx | 14.1 КБ |
pristavki_na_z-s._urok_1.pptx | 89.06 КБ |
pristavki_na_z-s._urok_2.pptx | 69.43 КБ |
obosnovanie_ispolzovaniya_obrazov.tehnologiy.docx | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Буквы З-С на конце приставок»
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях [Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, - Москва: «Просвещение», 2014 г. ] |
Тема урока | Буквы З-С на конце приставок |
Тип урока | Урок изучения и закрепления первичных новых знаний |
Цель урока | Показать условия выбора согласной З и С на конце приставок; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; формировать навыки работы в коллективе. |
Планируемые результаты | Предметные: знать правило написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием. Метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; использовать современные телекоммуникационные технологии Личностные: сформировать потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Технологии | Проблемно-диалогическая, элементы личностно-ориентированной, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, дифференцированного обучения. |
Формы работы | Наблюдение над языком; эвристический метод; творческая; спортивная разминка; формы обучения – индивидуальная, парная, фронтальная.
|
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки |
Этап урока, цель, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 2 мин. | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята! Покажите, какое у вас сегодня настроение? Поднимите карточку с цветом: синий – спокоен, готов к уроку; желтый – готов, но не уверен в своих знаниях; красный – не готов, меня что-то тревожит. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение и вы все готовы к уроку, надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. Открываем тетради, отступаем 2 строчки от предыдущей работы, записываем число и «классная работа». Проверяет готовность класса к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на восприятие новых знаний. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, показывают карточки с цветом настроения. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе. | Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, чувства |
2. Проверка домашнего задания. (упр.436) Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала (употребление приставок с единообразным написанием), проверить навыки практического применения, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы. 7 мин. | Проверка домашнего задания. Самостоятельная проверка (сверка с материалом на слайде) Фонетический разбор слова взять (Слайд 1) Морфологический разбор слова поведешься (Слайд 1). - Проверим, правильно ли вы вставили пропущенные буквы (комментированное чтение) - Оцените выполнение своего домашнего задания в тетрадях и поставьте на поле оценку карандашом. - Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием. | Самостоятельно сверяют написанное в тетрадях со слайдом. Комментируют вставленные орфограммы. 1. Уважение трудно заработать, но легко потерять. 2. Хоть в пень колотить, лишь бы день проводить. 3. Ему дай яичко, да еще и облупленное. 4. За пирогом и чаем и мы не подкачаем. 5. Умей взять, умей и отдать. 6. С лодырем поведёшься – горя наберёшься. 7. Наскоро делать – переделывать. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Личностные: самооценка своей работы. Коммуникативные: умение осуществлять коррекцию своей работы. |
3.Актуализация знаний Цель: пробное учебное действие, воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей 4 мин. | Актуализация знаний – Давайте вспомним пройденный материал. На какие три группы делятся все приставки русского языка?(Неизменяемые приставки, приставки, оканчивающиеся на з/с и приставки при-/пре). - Вспомните правило написания неизменяемых приставок. Приведите свои примеры. (Гласные и согласные в неизменяемых приставках пишутся одинаково (по традиции) - Вот как много мы с вами вспомнили. А теперь пора перейти к определению темы нашего сегодняшнего урока К нам в школу утром попала записка с просьбой о помощи, но она была частично повреждена водой, некоторые буквы размыло. Давайте попробуем восстановить текст (Слайд 2). Помогите, мы попали в чре..вычайное прои..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось в 42°57´северной широты, 61°25´западной долготы. Мы ра..положились на бли..лежащем острове, ра..били лагерь и ра..считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы, но не ..даются и проявляют чре..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамматика». У нас есть возможность отправить текст СМС-сообщением в службу МЧС. Сможем ли грамотно напечатать это сообщение и достаточно ли у нас знаний о том, как пишутся слова с приставками, оканчивающимися на буквы З-С? (Нет) Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Слайд 3) | Отвечают на вопросы Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою собственную точку зрения. |
4. Изучение нового материала. Цель этапа: знакомство с условиями выбора букв З и С на конце приставок 10 мин. | Направляет и корректирует деятельность учащихся Какова цель нашего урока? – Спрогнозируйте цель урока. Изучить правило написания з-с на конце приставок. Повторить звонкие и глухие согласные. Научиться применять изученное правило. Чтобы достичь цели нашего урока, можно пойти разными путями: прочитать в учебнике или изобрести правило самим. Вам как интереснее? (Интереснее изобрести самим) 2. Работа в парах Понаблюдаем и исследуем На каждой парте лежат карточки с записанными в столбик словами. Карточка №1 Задание: Выделите в каждом слове приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается. Затем выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается. - В каком столбике корень начинается со звонкой, а в каком – с глухой согласной? (В первом – со звонкой, а во втором – с глухой). Карточка №2 Задание: выделите приставки в словах. Подумайте, какой вид приставок в данных словах (изменяемые или неизменяемые)? В каких словах нет приставок ? Почему слова второго столбика начинаются с буквы з? Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки?(Наверное, от того, с какого согласного начинается корень. Если корень начинается со звонкого согласного, то надо писать букву З, а если с глухого – то букву С).
- Проверим себя по учебнику | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникамии самостоятельно) необходимые действия, операции |
5. Физкультминутка 2 мин. | - Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. Она тоже не совсем обычная. Я называю слова с приставками, а вы хлопаете в ладоши, если в приставке пишется буква З, если в приставке пишется буква С, то не хлопаете. Вознестись, бесценный, разгорячиться, измерить, разбитый, исследовать, бесцельный, измерить, взбираться, бесшумный. | Выполняют упражнения | Регулятивные: саморегуляция; Личностные: настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе |
6.Применения знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: закрепление условий правописания приставок на З-С 16 мин. | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1. Рассмотрите ещё раз орфограмму в учебнике. Обратите внимание на то, как она выделяется. А теперь я предлагаю вам использовать на практике полученные знания. Обратимся к упражнению 437 на странице 30. Прочитайте вслух задание. Авторы учебника предлагают вам образец рассуждения. Прочитайте его. Понятен ход рассуждения? Давайте вместе выполним это упражнение. «Первое слово безболезненный. В этом слове приставка БЕЗ- стоит перед буквой Б, которая обозначает звонкий согласный, поэтому на конце приставки пишется буква З». (Первые два слова комментирует и записывает учитель, затем дети по очереди выходят к доске и выделяют орфограммы). 2. «Не съешьте вторую букву!» От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму (слайд 4 ) Образец: Без заботы - беззаботный Без совести - Без края - Без цели - Без сердца - Без границы – 3. Контроль А теперь предлагаю поторопиться и отправить сообщение в МЧС о терпящем бедствие экипаже судна «Грамматика» .Вставим пропущенные буквы в сообщение для МЧС, выпишем в тетрадь слова с нашей орфограммой. Помогите, мы попали в чрезвычайное происшествие, не смогли избежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно разбилось в 42°57´северной широты, 61°25´западной долготы. Мы расположились на близлежащем острове, разбили лагерь и рассчитываем на помощь. Хотя женщины и дети испуганы, но не сдаются и проявляют чрезмерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамматика». - Надеюсь, теперь нашу записку в МЧС прочитают правильно, и люди, терпящие бедствие, будут спасены. | Знакомятся с заданием, слушают учителя. Выполняют упражнение на доске и в тетради, графически выделяют орфограммы. Строят рассуждение по образцу | Познавательные: умение применять информацию для решения практических задач; умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; умение строить доказательства; Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона коррекция; Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации; умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: самоопределение; развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха. |
7. Домашнее задание 2 мин. | Даёт комментарий к выполнению задания. Я предлагаю вам на выбор два варианта домашнего задания. Вы должны выбрать только один вариант задания.
(Слайд 6) | Учащиеся выбирают одно задание для выполнения его дома | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; |
8. Рефлексия 3 мин. | Рефлексия. – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Покажите карточку настроения. Синяя – материал усвоил, все понятно. Желтая – материал усвоил, но что-то осталось непонятным. Красная – ничего не понял. Выставление оценок. | Учащиеся соотносят результаты своей деятельности с поставленными целями и задачами | Личностные: самооценка на основе успешности |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Буквы З-С на конце приставок»
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях [Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, - Москва: «Просвещение», 2014 г. ] |
Тема урока | Буквы З-С на конце приставок |
Тип урока | Урок-закрепление |
Цель урока | Закрепить навыки выбора согласной З и С на конце приставок; развивать навыки морфемного работа, мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; формировать навыки работы в коллективе. |
Планируемые результаты | Предметные: знать правило написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием. Метапредметные: уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; использовать современные телекоммуникационные технологии Личностные: сформировать потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Технологии | Проблемно-диалогическая, элементы личностно-ориентированной, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, дифференцированного обучения. |
Формы работы | Наблюдение над языком; эвристический метод; творческая; спортивная разминка; формы обучения – индивидуальная, парная, фронтальная.
|
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки |
Этап урока, цель, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. 3 мин. | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение? Громко прозвенел звонок- Открываем тетради, отступаем 2 строчки от предыдущей работы, записываем число и «классная работа». Проверяет готовность класса к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на восприятие новых знаний. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе. | Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, чувства |
2. Словарная работа Цель: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности 7 мин. | - Повторим орфограмму «Безударные гласны в корне слова, проверяемые ударением». Наша задача – подобрать проверочные слова. Один ученик будет записывать на доске, остальные – в тетради: Диктует словосочетания : полоскать белье (полощет), посидеть на скамейке (сидя), поласкать котенка (ласка), поседеть от старости (седенький), цветной телевизор (цвет), развивать усидчивость (развитие). Организует взаимопроверку, помогает исправить ошибки | Записывают слова, подбирают проверочные. Взаимопроверка | Познавательные: обобщение наблюдений Коммуникативные: умение строить монологическую речь |
3. Проверка домашнего задания. (упр.438) Цель: Проверить уровень усвоения теоретического материала, навыки практического применения, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные ошибки. 7 мин. | Проверка домашнего задания. - Те, кто выполнял упражнение, передайте свои тетради на проверку тем, кто готовил карточки. А те, кто готовил карточку, передайте их для выполнения тем, кто выполнял упражнение. - Оцените выполнение домашнего задания своего одноклассника и поставьте на карточке или в тетради оценку карандашом. - Те учащиеся, кто готовил карточки, оцените выполненную работу и поставьте оценку цветной ручкой. В конце урока мы проверим и прибавим эти оценки к итоговой за урок. - Молодцы! Вы хорошо справились с домашним заданием. | Самостоятельно сверяют написанное в тетрадях со слайдом. Выполняют работу на карточках. Взаимопроверка работы. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Личностные: самооценка своей работы. Коммуникативные: умение осуществлять коррекцию работы одноклассников. |
3.Актуализация знаний Цель: воспроизведение ранее изученного материала 3 мин. | Актуализация знаний - Вспомните правило написания неизменяемых приставок. Приведите свои примеры. (Гласные и согласные в неизменяемых приставках пишутся одинаково (по традиции) - А как пишутся приставки на З-С? От чего зависит выбор написания буквы? Приведите примеры. Как вы думаете, какими будут цели нашего урока? | Отвечают на вопросы Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою собственную точку зрения. |
4. Закрепление материала. Цель : закрепление условий выбора букв З и С на конце приставок 5 мин. | Организует работу по закреплению материала 1. Устное упражнение. Вставить з или с. Объяснить выбор буквы:Ра..таять, и..бежать, бе..вкусный, чре..мерный, бе..брежный, ра..чётливый, ра..свет. (Слайд 1) 2. Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на -з, -с и запишите их. - ночь без звёзд – - даль без предела – - зима без снега – - ночь без сна – -рыцарь без страха (Слайд 2). | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: Планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникамии самостоятельно) необходимые действия, операции |
5. Физкультминутка 2 мин. | - Мы уже много работаем. Пора немного размяться. У нас физкультминутка. Все подняли руки - раз! На носках стоит весь класс, Два присели, руки вниз, На соседа посмотри. Раз! - И вверх, Два! - И вниз, На соседа посмотри. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз - присели, два - поднялись. Пусть мужает ваше тело. Кто старался приседать, Может уже и отдыхать | Выполняют упражнения | Регулятивные: саморегуляция; Личностные: настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе |
6.Закрепление знаний и контроль. Цель этапа: закрепление условий правописания приставок на З-С 14 мин. | Организует деятельность по закреплению правописания приставок. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1. Работа с учебником. Упражнение 443(работа в группах) 1 группа – выписывает слова с приставкой на С; 2 группа – с приставкой на З, 3 группа – без приставок( в этих словах З входит в корень) Проверка со слайда (Слайд 3). 2. Контроль. Выполнение теста 1. Найти ряд, где все слова с приставкой С – а)…доровье, …гореть, …дёрнуть; б) …двинуть, …бросить, …держать; в) …беречь, …пособный, …лететь; г) …дравствуй, …дешний, …дание 2.Найти ряд, где все слова с приставкой на З – а) ра…бить, …гореть, бе…вкусный; б) ра…сказать, бе…звучный, бе…ценный; в) во…звание, ра…писание, бе…численный; г) бе…брежный, и...балованный, ра...двинуть 3. Найти ряд, где все слова с приставкой на С – а) и..хоженные, бе…злобный, бе...чувственный; б) ра...бросать, в…порхнуть, бе…численный; в) и…чезнуть, бе…шумный, бе…крайний; г) бе…форменный, бе…брежный, ра…стилаться 4. Найти ряд, где все слова являются исключениями а) …дешний, …давить, …дороваться; б) …дравница, …доровый, …гинуть; в) …дравствуйте, …дравие, …дание; г) …десь, …двинь, ...доровье 5. Найти ряд, где в словах нет приставок С –, на С – , на З – а)…бережение, …гладить, …дунуть б)…бруя (лошади), бе…иться, и…колотить; в) и...криться, …дравомыслие, …доровенный; г) и...следовать, в...дыбиться, …говориться | Знакомятся с заданием, слушают учителя. Выполняют упражнение в тетради, графически выделяют орфограммы. Выполняют тест | Познавательные: умение применять информацию для решения практических задач; умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; умение строить доказательства; Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона коррекция; Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации; умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: самоопределение; развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха. |
7. Домашнее задание 2 мин. | Даёт комментарий к выполнению задания.
(Слайд 4) | Учащиеся выбирают одно задание для выполнения его дома | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; |
8. Рефлексия 2 мин. | Покажите карточку настроения. Синяя – мне все понравилось на уроке, активно работал. Желтая – материал усвоил, но мало работал. Красная – неактивно работал.
Выставление оценок. | Учащиеся соотносят результаты своей деятельности с поставленными целями и задачами | Личностные: самооценка на основе успешности |
Предварительный просмотр:
Карточка №1. Выделите в каждом слове приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается. А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.
Разбить Безбрежный Взлететь Изгнать Раздать Разглядеть | Расписать Бесполезный Вскружить Испортить Расчертить вспомнить |
Карточка №2. Выделите приставки в словах. Подумайте, какой вид приставок в данных словах (изменяемые или неизменяемые)? В каких словах нет приставок? Почему слова второго столбика начинаются с буквы з?
Сбить сгибать сдавать сжимать сделать счистить | здесь здание здравствуйте здоровье здешний |
Предварительный просмотр:
Подпишите листок. Выполните тест
1. Найти ряд, где все слова с приставкой С –
а)…доровье, …гореть, …дёрнуть;
б) …двинуть, …бросить, …держать;
в) …беречь, …пособный, …лететь;
г) …дравствуй, …дешний, …дание
2.Найти ряд, где все слова с приставкой на З –
а) ра…бить, …гореть, бе…вкусный;
б) ра…сказать, бе…звучный, бе…ценный;
в) во…звание, ра…писание, бе…численный;
г) бе…брежный, и...балованный, ра...двинуть
3. Найти ряд, где все слова с приставкой на С –
а) и..хоженные, бе…злобный, бе...чувственный;
б) ра...бросать, в…порхнуть, бе…численный;
в) и…чезнуть, бе…шумный, бе…крайний;
г) бе…форменный, бе…брежный, ра…стилаться
4. Найти ряд, где все слова являются исключениями
а) …дешний, …давить, …дороваться;
б) …дравница, …доровый, …гинуть;
в) …дравствуйте, …дравие, …дание;
г) …десь, …двинь, ...доровье
5. Найти ряд, где в словах нет приставок С –, на С – , на З –
а)…бережение, …гладить, …дунуть
б)…бруя (лошади), бе…иться, и…колотить;
в) и...криться, …дравомыслие, …доровенный;
г) и...следовать, в...дыбиться, …говориться
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Помогите , мы попали в чре .. вычайное прои ..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра ..билось в 42°57´северной широты, 61°25´западной долготы. Мы ра ..положились на бли ..лежащем острове, ра ..били лагерь и ра .. считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы , но не .. даются и проявляют чре ..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамматика».
Буквы З и С на конце приставок
Образец: Без заботы - беззаботный Без совести - Без края - Без цели - Без сердца - Без границы –
Помогите, мы попали в чре .. вычайное прои ..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра ..билось в 42°57´северной широты, 61°25´западной долготы. Мы ра ..положились на бли ..лежащем острове, ра ..били лагерь и ра .. считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы , но не .. даются и проявляют чре ..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамматика».
Домашнее задание Выберите только одно задание: Составить словарный диктант из 20 слов с орфограммой «Буквы З и С на конце приставок». Упр. 438
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на -з, -с и запишите их. - ночь без звёзд – - даль без предела – - зима без снега – - ночь без сна – -рыцарь без страха
Приставка на С Приставка на З Без приставки Сдать, сбегать, сбить, сделать, спуститься, распустить, растолкать, сговориться Раздать, избежать, разбить, бездействовать, разговориться Здесь, здание, здоровый, здравствуй, возчик, низкий, здешний
Домашнее задание: § 83 Упр. 446 (письменно). Упр. 444 (устно)
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения стала для меня приоритетной, во-первых, потому, что учащиеся 5 класса обладают низкой мотивацией к обучению; во-вторых, в этой технологии есть много положительных моментов: личностная включенность всех учащихся в процесс обучения, развивается интеллектуальный потенциал обучающихся, наблюдается высокий познавательный уровень и строится на субъект-субъектных отношениях. Все это характерно как раз для учащихся 5 класса.
Технология проблемного обучения делает урок уроком открытия знаний. Технология проблемного обучения применяется мной не на всех типах урока. Особенно удачны уроки добывания новых знаний на уроке объяснения нового материала или на уроке обобщения знаний. Используемые мною формы и методы технологии проблемного обучения помогают поддерживать устойчивость мотивов учения. Дети при этом не чувствуют усталости, потому что переключаются от простых мыслительных операции на более сложные. Возрастает темп урока.
Необычное начало урока способствует созданию психологического настроя на восприятие учебного материала. Формы тренировочно-творческих упражнений не повторяются из урока в урок. Каждая работа стала открытием для ученика. Широко использую прием семантизации (смысловое значение слова), учу видеть в тексте незнакомое слово, не проходить мимо, подбираем однокоренные слова, которые используются в разных стилях. Прием новизны используется при демонстрации учебных презентаций мной на уроках русского языка.
Прежде чем применять технологию проблемного обучения со всеми ее этапами, я проводила обучающие тренинги по отработке навыков решения проблемных задач. Разработала алгоритм подачи нового материала и тем самым обеспечила применение данной технологии на уроках объяснения нового материала и обобщения.
Приемы создания проблемной ситуации использую разные: предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций, сравнить, обобщить и сделать выводы из конкретной ситуации, ставлю конкретные вопросы на логику рассуждения, ставлю проблемные задачи с недостаточной информацией. Эти приемы позволяют организовать самостоятельную мыслительную деятельность пятиклассников, направить на поиск решения познавательной задачи. При применении этих приемов устанавливаю обратную связь через вопросы: что вас удивило? вы смогли выполнить задание? почему не получается? чем это задание не похоже на предыдущие? Использую прием «Задай вопрос», при котором ученик имеет право задать вопрос товарищу, учителю. Неожиданные ответы учеников приветствуются.
Тематические физминутки (тематические стихотворения на изучаемую орфограмму) позволяют дать учащимся возможность отдохнуть и в то же время развивают память.
В конце каждого урока этап рефлексии показывает, на сколько интересен был урок, на каком уровне находятся полученные-усвоенные знания, намечается алгоритм дальнейшей работы.
Для выявления результатов моей работы использую диагностики:
№ 1 - «Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации»;
№2 - «Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся»;
№3 - «Отношение учащихся к учению»;
анкетирование «Мои трудности в учении».
Позитивные результаты налицо: благоприятный психологический климат; ученики чувствуют себя уверенно; с увлечением включаются в работу; на уроке реализуется большой объем материала, развиваются творческие способности учащихся и повышается качество знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
В условиях внедрения ФГОС неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...
Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах"
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах по ФГОС....
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся
Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе
Итоговая работа на тему: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5 классе»...