Программа по внеурочной деятельности "Мастерская слова" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Макарцева Светлана Владимировна

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_slova_6_klassy_vneurochnaya_deyatelnost.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Мастерская слова»

Направление интеллектуальное

Класс 6 Б

На 2021-2022 учебный год

 

        Составитель: Макарцева С.В.

2021

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.   Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание занятий представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с   языковыми нормами.  

Практическая значимость.

Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.

Итогом  работы является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного НОО.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.  

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа) – модифицированная.

Цель и задачи программы.

Цель   расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.  

Задачи:

1) закрепление уже изученных лингвистических терминов  

2) знакомство с новой лексикографической терминологией;

3)  развитие умения работать со словарем;

4) развитие навыка поиска лингвистической информации;

5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;

6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.

Общая характеристика курса

Базовые теоретические идеи; ключевые понятия: обучающиеся 6 класса познакомятся с наукой «Этимология», звуковыми законами, понятием «Родственные языки», формированием синонимических гнезд, с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Игры и игровые задания способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.

Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь:         

Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение одного учебного года.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст обучающихся 12-13 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку, в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

 Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю.     Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр проектов;
  • составление проектов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Содержание программы

Культура речи

Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Фонетика

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф. 

Лексика

Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

Этимология слова

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

Морфология.  Морфология.. Преданность прилагательных. Живость глаголов. Глаголы труда. Употребление глагольных форм

Занимательная грамматика

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; 
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; 
  • потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; 
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия; 
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  •  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); 
  • пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

             Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; 
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
  • задавать вопросы.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки. 

Обучающие должны знать:

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского  народов.

Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний  о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка,  о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса,  осознанное овладение лингвистическими терминами.  

Второй уровень результатов —  развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.    

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (проведение заседаний кружка,  изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты,  сменный материал для стендов).

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Сроки

теория

практика

Культура речи

Язык и речь – чудо из чудес    

      1 ч.

1 ч.

Сентябрь

Культура речи

О славянах и других народах

1 ч.

1ч.

Сентябрь

Языкознание

Звукопись

1 ч.

1 ч.

Сентябрь

Письмо.

1 ч.

1ч.

Сентябрь

Алфавит

1ч.

1 ч.

Октябрь

«Хитрый» звук йот

1  ч.

1 ч.

Октябрь

 Чудеса с парными согласными

1 ч.

1 ч.

Октябрь

«Пульс» в слове

 1ч..

1 ч.

Октябрь

Строение слога.

1ч.

1 ч.

Ноябрь

Полногласие

1 ч.

1 ч.

Ноябрь

Умники и умницы

2 ч.

2 ч.

Ноябрь

Полисемия

1 ч.

1 ч.

Ноябрь

Омонимия

1ч.

1 ч.

Декабрь

Умники и умницы

2 ч.

2 ч.

Декабрь

Пунктуация

1 ч.

1 ч.

Декабрь

Словообразование: смотри в корень!

1 ч.

1 ч.

Декабрь

Словообразование: служебные морфемы

1ч.

1 ч.

Январь

Словообразование: приставки.

1ч.

1ч.

Январь

Словообразование: соединительные гласные

1ч.

1ч.

Январь

Умники и умницы

1ч.

1ч.

Февраль

 Морфология

1ч.

1ч.

Февраль

Существительные: категория числа.

1ч.

1 ч.

Февраль

Существительные: категория падежа.

1ч.

1 ч.

Февраль

Преданность прилагательных

1ч.

1 ч.

Март

Живость глаголов.

1ч.

1 ч.

Март

Глаголы труда.

1ч.

1 ч.

Март

Употребление глагольных форм

1ч.

1 ч.

Апрель

Умники и умницы.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

Апрель

Что такое грамматика?

1ч.

1 ч.

Май

«Умники и умницы»

1 ч.

1 ч.

Май

Игра по

Языкознанию

1ч.

1 ч.

Май

Город Лингвистика и его жители.

1 ч.

1 ч.

Май

      34 ч.

8 ч.

26 ч.

Тематическое планирование

Разделы программы

Темы занятий

Формы проведения занятий

Кол-во часов

Даты проведения

Культура речи

Культура речи

Язык и речь – чудо из чудес    

 Беседа; сбор материала из дополнительных источников

      1 ч.

03.09

Культура речи

Культура речи

О славянах и других народах

Лекция.

Ролевая  игра

1 ч.

10.09

Языкознание

Языкознание

Звукопись

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения).

1 ч.

17.09

Языкознание

Письмо.

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения).

1 ч.

24.09

Языкознание

Алфавит

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф.

1ч.

01.10

Языкознание

«Хитрый» звук йот

Сообщение учащихся.

  Игра «Лексический марафон»

1  ч.

08.10

Языкознание

 Чудеса с парными согласными

 Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

»

15.10.

Языкознание

«Пульс» в слове

  К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

 1ч..

22.10.

Языкознание

Строение слога.

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

»

1ч.

5.11.

Фонетика

Полногласие

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо.  

1 ч.

12.11.

Языкознание

Умники и умницы

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф.

1 ч.

19.11.

Языкознание

Полисемия

 Исследова-тельский проект

1 ч.

26.11.

Языкознание

Омонимия

Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

.

1ч.

03.12.

Языкознание

Умники и умницы

Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).

2 ч.

10.12.

17.12.

Языкознание

Пунктуация

Оформление стенгазеты  «История русской пунктуации»

1 ч.

24.12.

Словообразование

Словообразование: смотри в корень!

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

1 ч.

14.01.

Словообразование

Словообразование: служебные морфемы

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

1 ч.

21.01.

Словообразование

Словообразование: приставки.

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

1ч.

28.01.

Словообразование

Словообразование: соединительные гласные

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

1ч.

4.02.

Словообразование

Умники и умницы

К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».

1ч.

11.02.

Морфология

 Морфология

 Морфология.

1ч.

18.02.

Морфология.

Существительные: категория числа.

Существительные: категория числа.

1ч.

25.02.

Морфология

Существительные: категория падежа.

Существительные: категория падежа.

1ч.

03.03.

Морфология.

Преданность прилагательных

Преданность прилагательных.

1ч.

10.03.

Морфология

Живость глаголов.

Живость глаголов.

1ч.

17.03.

Морфология.

Глаголы труда.

Глаголы труда.

1ч.

31.03.

Морфология.

Употребление глагольных форм

Употребление глагольных форм

1ч.

7.04.

Морфология.

Умники и умницы.

Существительные.Прилагательные .Глаголы.

2 ч.

14.04.

21.04.

Грамматика

Что такое грамматика?

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

1ч.

28.04.

Морфология.

«Умники и умницы»

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

1 ч.

05.05.

Игра по

языкознанию

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

1ч.

12.05.

Лингвистика

Город Лингвистика и его жители.

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество».  Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.

1ч.

19.05.

34 часа

Методическое и материально-техническое обеспечение курса

Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет):

- лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ  в Интернет,

-  портреты учёных – языковедов;

-  рисунки и творческие работы учащихся;

-  магнитофон и аудиокассеты;

-  компьютер, диски   с материалами по русскому языку.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение курса

Наименование    объектов и средств МТО

Количество

1

Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.: ООО «ТИД «Русское слово».1999.

1

2

Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.:  Просвещение, 1971.–143с.

1

3

Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее.  М.: Просвещение, 1984.–190с.

1

4

Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969.

5

Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 5-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.

1

6

Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.

1

7

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.

1

8

Откупщиков Ю.В.К истокам  слова. Азбука-классика, 2005г.

1

9

Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.

1

10

Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

Наименование    объектов и средств МТО

Количество

1

Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.

1

2

Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.

1

3

Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.

1

4

Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.

1

5

Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.

1

6

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.

1

7

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.

1

8

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.

1

9

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.

1

10

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.

1

11

Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.

 

1

12

Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Программа по внеурочной деятельности 7 класс

Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....