Программа по внеурочной деятельности "Мастерская слова" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_slova_6_klassy_vneurochnaya_deyatelnost.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мастерская слова»
Направление интеллектуальное
Класс 6 Б
На 2021-2022 учебный год
Составитель: Макарцева С.В.
2021
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.
Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание занятий представляет собой введение в некоторые вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с языковыми нормами.
Практическая значимость.
Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.
Итогом работы является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного НОО.
Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа) – модифицированная.
Цель и задачи программы.
Цель – расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.
Задачи:
1) закрепление уже изученных лингвистических терминов
2) знакомство с новой лексикографической терминологией;
3) развитие умения работать со словарем;
4) развитие навыка поиска лингвистической информации;
5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.
Общая характеристика курса
Базовые теоретические идеи; ключевые понятия: обучающиеся 6 класса познакомятся с наукой «Этимология», звуковыми законами, понятием «Родственные языки», формированием синонимических гнезд, с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Игры и игровые задания способствуют закреплению пройденного, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, языкового чутья.
Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь:
Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение одного учебного года.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Возраст обучающихся 12-13 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.
Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку, в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.
Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- анализ и просмотр проектов;
- составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Содержание программы
Культура речи
Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.
Фонетика
В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф.
Лексика
Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).
Этимология слова
К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».
Морфология. Морфология.. Преданность прилагательных. Живость глаголов. Глаголы труда. Употребление глагольных форм
Занимательная грамматика
Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Обучающие должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- назначение лингвистических словарей;
- историю современного русского письма;
- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных – языковедов;
- приёмы работы с текстом;
- художественно – выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;
- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского народов.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка, о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса, осознанное овладение лингвистическими терминами.
Второй уровень результатов — развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (проведение заседаний кружка, изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты, сменный материал для стендов).
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Сроки | |
теория | практика | |||
Культура речи Язык и речь – чудо из чудес | 1 ч. | 1 ч. | Сентябрь | |
Культура речи О славянах и других народах | 1 ч. | 1ч. | Сентябрь | |
Языкознание Звукопись | 1 ч. | 1 ч. | Сентябрь | |
Письмо. | 1 ч. | 1ч. | Сентябрь | |
Алфавит | 1ч. | 1 ч. | Октябрь | |
«Хитрый» звук йот | 1 ч. | 1 ч. | Октябрь | |
Чудеса с парными согласными | 1 ч. | 1 ч. | Октябрь | |
«Пульс» в слове | 1ч.. | 1 ч. | Октябрь | |
Строение слога. | 1ч. | 1 ч. | Ноябрь | |
Полногласие | 1 ч. | 1 ч. | Ноябрь | |
Умники и умницы | 2 ч. | 2 ч. | Ноябрь | |
Полисемия | 1 ч. | 1 ч. | Ноябрь | |
Омонимия | 1ч. | 1 ч. | Декабрь | |
Умники и умницы | 2 ч. | 2 ч. | Декабрь | |
Пунктуация | 1 ч. | 1 ч. | Декабрь | |
Словообразование: смотри в корень! | 1 ч. | 1 ч. | Декабрь | |
Словообразование: служебные морфемы | 1ч. | 1 ч. | Январь | |
Словообразование: приставки. | 1ч. | 1ч. | Январь | |
Словообразование: соединительные гласные | 1ч. | 1ч. | Январь | |
1ч. | 1ч. | Февраль | ||
Морфология | 1ч. | 1ч. | Февраль | |
Существительные: категория числа. | 1ч. | 1 ч. | Февраль | |
1ч. | 1 ч. | Февраль | ||
Преданность прилагательных | 1ч. | 1 ч. | Март | |
Живость глаголов. | 1ч. | 1 ч. | Март | |
Глаголы труда. | 1ч. | 1 ч. | Март | |
Употребление глагольных форм | 1ч. | 1 ч. | Апрель | |
Умники и умницы. | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Апрель |
Что такое грамматика? | 1ч. | 1 ч. | Май | |
«Умники и умницы» | 1 ч. | 1 ч. | Май | |
Игра по Языкознанию | 1ч. | 1 ч. | Май | |
Город Лингвистика и его жители. | 1 ч. | 1 ч. | Май | |
34 ч. | 8 ч. | 26 ч. |
Тематическое планирование
Разделы программы | Темы занятий | Формы проведения занятий | Кол-во часов | Даты проведения | |||
Культура речи | Культура речи Язык и речь – чудо из чудес | Беседа; сбор материала из дополнительных источников | 1 ч. | 03.09 | |||
Культура речи | Культура речи О славянах и других народах | Лекция. Ролевая игра | 1 ч. | 10.09 | |||
Языкознание | Языкознание Звукопись | Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). | 1 ч. | 17.09 | |||
Языкознание | Письмо. | Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). | 1 ч. | 24.09 | |||
Языкознание | Алфавит | В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф. | 1ч. | 01.10 | |||
Языкознание | «Хитрый» звук йот | Сообщение учащихся. Игра «Лексический марафон» | 1 ч. | 08.10 | |||
Языкознание | Чудеса с парными согласными | Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов. » | 1ч | 15.10. | |||
Языкознание | «Пульс» в слове | К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». | 1ч.. | 22.10. | |||
Языкознание | Строение слога. | К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». » | 1ч. | 5.11. | |||
Фонетика | Полногласие | В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. | 1 ч. | 12.11. | |||
Языкознание | Умники и умницы | В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф. | 1 ч. | 19.11. | |||
Языкознание | Полисемия | Исследова-тельский проект | 1 ч. | 26.11. | |||
Языкознание | Омонимия | Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы). . | 1ч. | 03.12. | |||
Языкознание | Умники и умницы | Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы). | 2 ч. | 10.12. 17.12. | |||
Языкознание | Пунктуация | Оформление стенгазеты «История русской пунктуации» | 1 ч. | 24.12. | |||
Словообразование | Словообразование: смотри в корень! | К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». | 1 ч. | 14.01. | |||
Словообразование | Словообразование: служебные морфемы | К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». | 1 ч. | 21.01. | |||
Словообразование | Словообразование: приставки. | К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». | 1ч. | 28.01. | |||
Словообразование | Словообразование: соединительные гласные | К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». | 1ч. | 4.02. | |||
Словообразование | К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». | 1ч. | 11.02. | ||||
Морфология | Морфология | 1ч. | 18.02. | ||||
Морфология. | Существительные: категория числа. | Существительные: категория числа. | 1ч. | 25.02. | |||
Морфология | 1ч. | 03.03. | |||||
Морфология. | Преданность прилагательных | 1ч. | 10.03. | ||||
Морфология | Живость глаголов. | 1ч. | 17.03. | ||||
Морфология. | Глаголы труда. | 1ч. | 31.03. | ||||
Морфология. | Употребление глагольных форм | Употребление глагольных форм | 1ч. | 7.04. | |||
Морфология. | Умники и умницы. | Существительные.Прилагательные .Глаголы. | 2 ч. | 14.04. 21.04. | |||
Грамматика | Что такое грамматика? | Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов. | 1ч. | 28.04. | |||
Морфология. | «Умники и умницы» | Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов. | 1 ч. | 05.05. | |||
Игра по языкознанию | Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов. | 1ч. | 12.05. | ||||
Лингвистика | Город Лингвистика и его жители. | Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов. | 1ч. | 19.05. | |||
34 часа |
Методическое и материально-техническое обеспечение курса
Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет):
- лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ в Интернет,
- портреты учёных – языковедов;
- рисунки и творческие работы учащихся;
- магнитофон и аудиокассеты;
- компьютер, диски с материалами по русскому языку.
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение курса
№ | Наименование объектов и средств МТО | Количество |
1 | Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.: ООО «ТИД «Русское слово».1999. | 1 |
2 | Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с. | 1 |
3 | Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. М.: Просвещение, 1984.–190с. | 1 |
4 | Горшков А. И. История русского литературного языка. – М.: Высш. шк., 1969. | |
5 | Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 5-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г. | 1 |
6 | Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975. | 1 |
7 | Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с. | 1 |
8 | Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г. | 1 |
9 | Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г. | 1 |
10 | Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985. |
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
№ | Наименование объектов и средств МТО | Количество |
1 | Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с. | 1 |
2 | Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с. | 1 |
3 | Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с. | 1 |
4 | Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с. | 1 |
5 | Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с. | 1 |
6 | Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с. | 1 |
7 | Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с. | 1 |
8 | Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с. | 1 |
9 | Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с. | 1 |
10 | Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с. | 1 |
11 | Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.
| 1 |
12 | Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Программа по внеурочной деятельности 7 класс
Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....