Контрольная работа по теме "Корни с чередованием"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Фейгельсон Юлия Давидовна

Данную работу с различными вариациями можно проводить с 5 по 10 класс. Работа позволяет проверить не только качество усвоения правила орфографии, но и умение учащихся находить слова с орфограммой, "узнавать" ее среди других написаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Корни с чередованием».

 Вариант 1.

Часть 1.

  1. Назовите корни с чередованием, написание гласной в которых зависит от последующей согласной буквы. Приведите примеры слов с этими корнями.
  2. Объясните, почему слово «наклониться» нельзя проверить словом «кланяться».
  3. Являются ли однокоренными слова «коса» и «коснуться»? Почему?
  4. Распределите выделенные слова по группам. 1) слова с чередующейся гласной в корне; 2) слова с проверяемой гласной в корне слова:

Простой пример, замереть от удивления, блестеть на солнце, хорошо загореть, роскошный браслет, горный институт, красивая лагуна, полагаться на случай, поднимать камень, растолкать людей, подскочить от испуга, купить скотч, примерять костюм, собираться в лес.

Часть 2.

  1. Из данных предложений выпишите слова с орфограммой «Гласные в корнях с чередованием». Обозначьте в выписанных словах корень и условия написания гласной:

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

  1. Перепишите, вставив пропущенные буквы, обозначьте корни с чередованием и условия выбора гласной. К проверяемым гласным подберите проверочные слова.

На з..ре разведчики двинулись в путь. Они зал..гли в густом кустарнике, перед которым расст..лались неубранные хлеба, а с другой стороны т..нулась лента д..роги.

Распол..жившись так, чтобы их не заметили, разведчики зат..ились, зам..рли и весь день подсчитывали прох..дившую технику и живую силу противника.

К вечеру они распол..гали точными сведениями.

Контрольная работа по теме «Корни с чередованием».

 Вариант 2.

Часть 1.

  1. Назовите корни с чередованием, написание гласной в которых зависит от ударения. Приведите примеры слов с этими корнями.
  2. Объясните, почему слово «возраст» нельзя проверить словом «подрос».
  3. Являются ли однокоренными слова «гора» и «гореть»? Почему?
  4. Распределите выделенные слова по группам. 1) слова с чередующейся гласной в корне; 2) слова с проверяемой гласной в корне слова:

Ложное утверждение, сложение дробей, выращивать цветок, вытирать пыль, стрелять в тире, расстилается вдали, умереть от жажды, излагать свое мнение, обильная роса, косить траву, неисправимый задира, стелить скатерть, миролюбивое животное, заниматься танцами.

Часть 2.

  1. Из данных предложений выпишите слова с орфограммой «Гласные в корнях с чередованием». Обозначьте в выписанных словах корень и условия написания гласной:

Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается. Ветки елок хлещут лицо, колются. Обгоревшие деревья рушатся. Охотник сбивается с дороги.

  1. Перепишите, вставив пропущенные буквы, обозначьте корни с чередованием и условия выбора гласной. К проверяемым гласным подберите проверочные слова.

Утомленные походом, все радостно раст..нулись на траве и устремили взоры на бл..стающую голубизну неба.

Веселый шум ручейка напомнил, что хочется пить хорошо бы осв..житься. Ребята распол..жились кружком возле воды, насл..ждаясь прохладой и красивой р..стительностью. Отдохнув, расст..лили скатерть и принялись за еду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Комплексные числа.Контрольная работа №1 и контрольная работа №2

Контрольная работа №1 и №2 по теме " Комплексные числа" на курсах "Учитель профильной школы"...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого бизнеса для студентов заочной формы обучения Специальность

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  поПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК. 04.03Организация малого...

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы по ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводства МДК.04.02. Учет и анализ хозяйственной деятельности для студентов заочной формы обучения

Методические указания и контрольные задания для домашней контрольной работы  по  ПМ 04. Управление работами по производству и переработке продукции растениеводстваМДК.04.02. Учет и анализ хо...

Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс

Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс...

Контрольная работа "Чередование гласных в корнях" 6 класс

Контрольный тест  "Чередование гласных в корнях" 6 класс...

Самостоятельная работа (тест) по теме «Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем."

Отработка навыков по темам: " Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем."...