Статья о подготовке к сжатому изложению текста
статья по русскому языку (7 класс)

"Шаги" к сжатому изложению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_podgotovke_k_szhatomu_izlozheniyu_teksta.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья о подготовке к сжатому изложению текста

ТЕМА: «Шаги» к сжатому изложению текста

ЦЕЛЬ: рассказать о знакомстве учащихся с основными приемами сжатия текста

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Предметные:
  • Приобрести навык работы над сжатием текста.
  • Совершенствовать адекватное восприятие авторского текста.
  • Развивать навыки комплексного анализа текста.

  1. Личностные:
  • Продолжить работу по развитию устной и письменной речи.
  • Формировать навыки исследовательской и самостоятельной деятельности.
  • Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

  1. Коммуникативные:
  • Создать условия для проведения индивидуальности каждого ребёнка.
  • Учить слушать и слышать другого, вести достойный диалог с одноклассниками, учителем, автором.
  • Развивать навык построения осознанного и произвольного речевого высказывания.

  1. Метапредметные:
  • Развивать самостоятельность в решении практических заданий.
  • Учиться кратко и ясно излагать мысли.
  • Выделять в тексте главную информацию, адаптировать её в связи с поставленными целями и задачами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап №1

  1. Подготовка к восприятию новой темы. «Вхождение в урок».

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  1. Целеполагание

Создает условия включения в учебную деятельность (приветствие, музыка…)

- Работает с эпиграфом к уроку;

- предлагает учащимся продемонстрировать различные способы оформления цитаты; «выводить» учащихся на формулирование темы урока и своих учебных целей

 

- Оформляют рабочую тетрадь;

- создают рисунки, сопровождающие настроение

- Записывают эпиграф в тетрадь;

- находят опорные слова в цитате;

- подчеркивают их и собирают в предложение;

- выходят на формулирование темы урока;

- ставят перед собой учебные цели

Этап №2

Усвоение новых знаний и способов действия.

Цель: познакомить с языковыми приемами компрессии текста; совершенствовать элементы лингвистического анализа текста; учить создавать сжатый текст как в устной, так и в письменной форме; формировать навыки редактирования текста.

- Выстраивает «шаги», которые необходимо сделать для реализации цели;

- читает литературную сказку В.Катаева «Старый пень»;

- организовывает смысловой анализ текста на предмет адекватного понимания темы и основной мысли текста;

- формулирует проблемный вопрос урока (в тексте 174 слова, нам его нужно сократить вдвое);

- обсуждает с учащимися модель реализации проблемного вопроса;

- оснащает учащихся дидактическим материалом (алгоритм сжатия текста, текст сказки, иллюстрации художника)

- Слушают текст;

- определяют тему и основную мысль;

- отвечают на поставленные учителем вопросы

Этап №3

Практическая деятельность учащихся

Цель: создать для «погружения» каждого ребенка в содержание и языковые особенности текста с целью его переработки в сжатую форму

- Создает условия для смыслового анализа микротемы;

- «выходит» на слово «возгордился» и проводит с ним различную работу (морфемный разбор, толкование, подбор синонимов и т.д.);

- создает условия для дискуссии на тему: «Что такое гордость? Быть гордым: хорошо или плохо?»

- Работают в паре;

- ведут диалог с текстом и писателем;

- делят текст на микротемы и, используя различные способы сжатия, выстраивают «опорную» словесную конструкцию каждой микротемы;

- участвуют в дискуссии;

- создают устный сжатый текст

Этап №4

Представление результатов

- Организует презентацию проделанной работы

- Представляют конечный результат практической деятельности;

- читают вслух;

- дают самооценку, взаимооценку

Этап №5

Рефлексия

Цель: организовать рефлексию по оценке своей деятельности, взаимодействия с одноклассниками учителем; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- Предлагает учащимся продолжить фразы:

Мне было на уроке…

Я понял …

Мне хочется …

Этап №6

Домашняя работа

Создает условия для обсуждения домашнего задания и выбора его учащимися


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"

     Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...

Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...

Подготовка к сжатому изложению текста

Дать понятие о сжатом изложении, повторить  способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся...

Подготовка к сжатому изложению текста публицистического стиля

Презентация знакомит учащихся 7 класса с порядком работы над изложением текста, приемами компрессии, дает примерный вариант сжатия текста по материалам методических рекомендаций к УМК М.Разумовской. М...

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ

ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ   ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА  К СЖАТОМУ  ИЗЛОЖЕНИЮ...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...