Статья о подготовке к сжатому изложению текста
статья по русскому языку (7 класс)
"Шаги" к сжатому изложению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_podgotovke_k_szhatomu_izlozheniyu_teksta.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья о подготовке к сжатому изложению текста
ТЕМА: «Шаги» к сжатому изложению текста
ЦЕЛЬ: рассказать о знакомстве учащихся с основными приемами сжатия текста
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Предметные:
- Приобрести навык работы над сжатием текста.
- Совершенствовать адекватное восприятие авторского текста.
- Развивать навыки комплексного анализа текста.
- Личностные:
- Продолжить работу по развитию устной и письменной речи.
- Формировать навыки исследовательской и самостоятельной деятельности.
- Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
- Коммуникативные:
- Создать условия для проведения индивидуальности каждого ребёнка.
- Учить слушать и слышать другого, вести достойный диалог с одноклассниками, учителем, автором.
- Развивать навык построения осознанного и произвольного речевого высказывания.
- Метапредметные:
- Развивать самостоятельность в решении практических заданий.
- Учиться кратко и ясно излагать мысли.
- Выделять в тексте главную информацию, адаптировать её в связи с поставленными целями и задачами.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап №1
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| Создает условия включения в учебную деятельность (приветствие, музыка…) - Работает с эпиграфом к уроку; - предлагает учащимся продемонстрировать различные способы оформления цитаты; «выводить» учащихся на формулирование темы урока и своих учебных целей
| - Оформляют рабочую тетрадь; - создают рисунки, сопровождающие настроение - Записывают эпиграф в тетрадь; - находят опорные слова в цитате; - подчеркивают их и собирают в предложение; - выходят на формулирование темы урока; - ставят перед собой учебные цели |
Этап №2 Усвоение новых знаний и способов действия. Цель: познакомить с языковыми приемами компрессии текста; совершенствовать элементы лингвистического анализа текста; учить создавать сжатый текст как в устной, так и в письменной форме; формировать навыки редактирования текста. | - Выстраивает «шаги», которые необходимо сделать для реализации цели; - читает литературную сказку В.Катаева «Старый пень»; - организовывает смысловой анализ текста на предмет адекватного понимания темы и основной мысли текста; - формулирует проблемный вопрос урока (в тексте 174 слова, нам его нужно сократить вдвое); - обсуждает с учащимися модель реализации проблемного вопроса; - оснащает учащихся дидактическим материалом (алгоритм сжатия текста, текст сказки, иллюстрации художника) | - Слушают текст; - определяют тему и основную мысль; - отвечают на поставленные учителем вопросы |
Этап №3 Практическая деятельность учащихся Цель: создать для «погружения» каждого ребенка в содержание и языковые особенности текста с целью его переработки в сжатую форму | - Создает условия для смыслового анализа микротемы; - «выходит» на слово «возгордился» и проводит с ним различную работу (морфемный разбор, толкование, подбор синонимов и т.д.); - создает условия для дискуссии на тему: «Что такое гордость? Быть гордым: хорошо или плохо?» | - Работают в паре; - ведут диалог с текстом и писателем; - делят текст на микротемы и, используя различные способы сжатия, выстраивают «опорную» словесную конструкцию каждой микротемы; - участвуют в дискуссии; - создают устный сжатый текст |
Этап №4 Представление результатов | - Организует презентацию проделанной работы | - Представляют конечный результат практической деятельности; - читают вслух; - дают самооценку, взаимооценку |
Этап №5 Рефлексия Цель: организовать рефлексию по оценке своей деятельности, взаимодействия с одноклассниками учителем; осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | - Предлагает учащимся продолжить фразы: Мне было на уроке… Я понял … Мне хочется … | |
Этап №6 Домашняя работа | Создает условия для обсуждения домашнего задания и выбора его учащимися |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен...
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...
Редактирование текста (подготовка к сжатому изложению за счёт исключения второстепенного материала и обобщения)
Урок развития речи в 9 классе (подготовка к ГИА)...
Подготовка к сжатому изложению текста
Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся...
Подготовка к сжатому изложению текста публицистического стиля
Презентация знакомит учащихся 7 класса с порядком работы над изложением текста, приемами компрессии, дает примерный вариант сжатия текста по материалам методических рекомендаций к УМК М.Разумовской. М...
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ
ТЕКСТОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ПОДГОТОВКА К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...