Способы словообразования, 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Способы словообразования, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sposoby_slovoobrazovaniya_6_klass.ppt707 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Способы словообразования. Морфемные способы образования слов».

Слайд 2

Цель урока: научиться выполнять словообразовательный разбор слов, образованных морфемным способом.

Слайд 3

вода водяной водица водопад подводный водичка водник наводнить подводник водянистый водомёт водный водопад водопровод

Слайд 4

ЗАПОМНИ! Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с этой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.

Слайд 5

МОРФЕМНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ суффиксальный приставочный приставочно- суффиксальный Бессуфиксный Сложение основ Сложение слов Переход из одной части речи в другую

Слайд 6

ИК СТОЛ СТОЛ Суффиксальный способ Словообразовательная модель: стол ик стол Словообразовательный разбор: ик + основа производящего слова

Слайд 7

Примеры: конфета + -к- → конфетка мебель + -н- → мебельный уголь + -щик- → угольщик умный + -еньк- → умненьк ий белый + -е- → белеть Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа Производная основа

Слайд 8

смелый Приставочный способ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЫЙ смел ЫЙ смел не не смелый не + прилагательное

Слайд 9

Примеры: пра+родина → прародина (существительное) пре + мудрый → премудрый ( прилагательное) про + читать → прочитать (глагол) / / не + когда → некогда (наречие) Производящая основа Производная основа Производящая основа Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа Производная основа

Слайд 10

и закон ть у Приставочно-суффиксальный способ Словообразовательная модель: у + основа производящего слова и ть закон Словообразовательный разбор у закон и ть

Слайд 11

Примеры: за + штор + и ть → зашторить со- + труд+ ник → сотрудник Производящая основа Производящая основа Производная основа Производная основа

Слайд 12

Бессуффиксный способ Словообразовательная модель : поднос и поднос Словообразовательный разбор : и - основа производящего слова ТЬ подносить поднос

Слайд 13

Сложение: а) слов б) основ : - с помощью соединительных гласных - без помощи соединительных гласных в )образование сложносокращенных слов г) повторы а) Генерал-лейтенант, плащ-палатка б)- Труб о провод - Ави ап очта в) Главк ( глав ный к омитет) - Стен газета - МГУ - Универсам г) Белый-белый

Слайд 14

Переход одной части речи в другую Заводская столовая (сущ.) – столовая (прил.) комната. Кондитерская (сущ.) – кондитерский (прил.) цех.

Слайд 15

Образуйте от глаголов слова бессуффиксным способом Бегать Поджигать Восходить

Слайд 16

1. В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) записать, разжечь; 2) покусать, вкусный; 3) подвижный, подписка.

Слайд 17

2. В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) травяной, безрукавка; 2) берёзовый, лесной; 3) домик, ошейник.

Слайд 18

3. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) вырастить, росточек; 2) заплыв, опилки; 3) наездник, записка.

Слайд 19

4. В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) перерыв, ленточка; 2) осиновый, заплыв; 3) переход, заход.

Слайд 20

5. В каком ряду все слова образованы сложением основ? 1) бензовоз, плащ-палатка; 2) ледокол, пароход; 3) самовар, столовая.

Слайд 21

Ответы 1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 2

Слайд 22

Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Из словообразовательных словарей следует назвать «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (1978). Словарная статья не имеет описаний и толкований, слова размещены по гнездам, в каждом из которых объединены однокоренные слова. Корень служит носителем общего значения. Все производные слова даются в определенной последовательности, отражающей ступенчатый характер словообразования в русском языке, например: слаб(ый) <- слаб-е-ть< - о-слабеть <- ослабле-ни[j-э]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Способы словообразования" 10 класс

Файл содержит конспект урока, презентацию к нему и тренажёр "Способы словообразования"...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....