Интеллектуальная игра "Знатоки русского языка"
материал по русскому языку (9 класс)
Интеллектуальная игра по русскому языку для 9 класса. Целью игры является обобщение полученных знаний по всем разделам русского языка, развитие творческих способностей учащихся, воспитание умения работатьв команде, привитие любви к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_znatoki_russkogo_yazyka.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра « Знатоки русского языка» ( для 9 класса)
Цель: обобщить полученные знания по всем разделам русского языка; развивать творческие способности учащихся; воспитывать умение работать в команде; прививать любовь к русскому языку.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в уютном зале нашей библиотеки на интеллектуальной игре «Знатоки русского языка». Поэт Сергей Скачко писал:
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
И сегодня в знании русского языка будут состязаться ученики 9 «Б» класса. Встречаем команды.
Визитная карточка
А судить игру будут учащиеся 10 « А» класса Сапаргалиева Альбина, Головань Игорь, Базарбаев Ануар.
1 раунд « Прямое попадание»
Команда выбирает раздел русского языка и отвечает на 10 вопросов. Каждый правильный ответ приносит в копилку команды 1 балл.
Фонетика
1.Что изучает фонетика? (Звуки речи, ударение, слоги)
2.Сколько гласных звуков в русском языке? ( шесть)
3. Назовите всегда твердые согласные (ж ,ш, ц)
4.Сколько звуков в слове съел? (4 звука)
5.Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
6.Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? (В начале слова, после гласной, после твердого и мягкого знаков)
7.Назовите всегда мягкие согласные (ч ,щ, й)
8. Какой процесс происходит в словах узкий , скользкий? (Оглушение)
9. В какой позиции стоят ударные гласные звуки ? (В сильной позиции)
10.Назовите звуки в слове ёж (йош)
Лексика
1.Что изучает лексика? (Словарный состав языка)
2.Слова одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению называются (Омонимы)
3.Слова отрок, уста, очи, дворецкий являются? (Устаревшими)
4.Слова поступок-проступок, эффективный - эффектный являются? (Паронимами)
5. Синоним слова громадный? (Огромный, большой)
6.Антоним слова гигант? (Карлик)
7.Подбери словосочетание к слову золотой в прямом и переносном значении? (Золотое кольцо, золотые руки)
8.Каким ключом дверь не откроешь? (Скрипичным, лесным)
9.Антоним фразеологизма бежать сломя голову? ( ползти черепашьим шагом)
10.Слова жалюзи, шоссе, гамма являются (Иноязычными)
Словообразование
1.Что изучает словообразование ? (Состав слова и образование слов)
2. Дайте определение корня слова? (Главная значимая часть слова ,в которой заключено лексическое значение)
3.Какая морфема не образует новых слов? (Окончание)
4.Перед корнем стоит? (Приставка)
5.Какие части речи не имеют окончания? (Неопределенная форма глагола, наречие, деепричастие)
6.Лишнее слово ножевой ,ножка, ножны ,ножик? (Ножка)
7.Слова учитель, лесной, храбрость образованы при помощи? (Суффиксов)
8.Слова добрый- добр являются? (Формами слова)
9.Слова во-вторых, по-дружески образованы (Приставочно-суффиксальным способом)
10.Способ образования слов диван- кровать, телефон-автомат? (Сложение слов)
Морфология
1.Морфология изучает (Части речи)
2.Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? (шесть)
3.Какого рода существительные шампунь, рояль, тюль? (Мужского рода)
4. Какого рода существительные сирота, жадина, умница? (Общего рода)
5.Определи разряд прилагательных морская волна , лесная поляна ,янтарное украшение?(относительные)
6.Какой частью речи является слово печь? (Глагол и существительное)
7.Наречия, в которых не пишется мягкий знак? (Уж ,замуж, невтерпеж)
8.Разряд местоимений, состоящий из одного слово? (Возвратные)
9. Назовите формообразующие частицы? (Бы , да, давай, пусть, пускай)
10 Определи, какой частью речи являются в течение года, вследствие дождей, несмотря на болезнь (Предлоги с существительными)
Синтаксис простого предложения
1.Что изучает синтаксис? (Словосочетания и предложения)
2. Назовите виды связи в словосочетаниях (Согласование, управление, примыкание)
3. Что не является словосочетанием поезд из Алматы, вследствие ссоры, освоить земли? (Вследствие ссоры)
4.Каким членом предложения является неопределенная форма глагола? (Любым)
5. Назовите виды односоставных предложений (Определенно-личное ,неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное, назывное)
6. Леса, поля, горы –все видно из окон поезда .В этом предложении есть (Обобщающее слово и однородные члены)
7. Чем осложнено предложение Каштанка, не желая выдавать своего страха, громко залаяла. (Обособленным обстоятельством)
8. Чем выражается прямое дополнение ? (Существительное в винительном падеже без предлога или в родит. падеже)
9.Чем являются выражения по всей вероятности, по сообщениям синоптиков ,к счастью (Вводные слова)
10.Не являются членами предложения (Обращения, вводные слова, служебные части речи)
Синтаксис сложного предложения
1.Дайте определение сложного предложения (Предложение, состоящее из двух или нескольких предикативных частей)
2. Назовите виды сложных предложений? (БСП, ССП, СПП)
3.Назовите вид придаточного, отвечающего на вопрос какой? (Определительные)
4. Вид придаточного в предложении . Она знала, где легче пройти. (Изъяснительное)
5. Какой знак препинания надо поставить в предложении Я был готов любить весь мир меня никто не понял ? (Тире)
6. Виды подчинения в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными (Однородное, параллельное, последовательное)
7. Какой знак препинания надо поставить в предложении Об одном вас прошу стреляйте скорее? (Двоеточие)
8. Не ставится запятая в сложносочиненном предложении , если… (Есть общий второстепенный член, общее придаточное, два назывных, восклицательные, вопросительные предложения)
9.Нужна ли запятая в предложении Снова нахмурилось небо и появились тучи. (Нет)
10.Определите вид предложения . Сыпались звезды, да иглы звенели. (ССП)
2 раунд Конкурс капитанов «Кот в мешке»
Прошу подойти капитанов. Вы получаете мешок с загадочным предметом. Вы должны описать его, называя его фонетические, морфологические признаки, лексическое значение. Задача команды - угадать, что спрятано.
Музыкальная пауза
3 раунд « Грамотей - марафон»
Вам даны 84 пары слов. Пара слов - это 2 варианта написания одного и того же слова. Один из вариантов правильный, второй содержит орфографическую ошибку. Командам необходимо выбрать правильный вариант написания и отметить галочкой. При выполнении задания учитывается грамотность и скорость. ( За каждый правильный ответ-0,5 балла и баллы за время)
Игра с болельщиками « Говори правильно»
Августовский, аэропорты, баловать, донельзя, жалюзи, завидно, занята, звонит, исчерпать, каталог, красивее, ломоть, мизерный, намерение, оптовый, средства, торты, черпать, шарфы.
4 раунд «Веселая галерея»
На нашей выставке сегодня представлены картины неизвестных художников. Ваша задача – дать названия картинам, употребив фразеологизмы . Одна команда подбирает синонимы, вторая команда - антонимы.
5 раунд « Синтаксическая головоломка»
Перед вами сложноподчиненное предложение. Необходимо правильно расставить знаки и определить виды придаточных предложений. Учитывается время выполнения задания и правильность.
Если у вас найдется хоть немного свободного времени поезжайте как только наступит теплая пора куда – нибудь где еще сохранились настоящие русские леса и растворитесь в жизни которой без ведома человека живет природа и послушайте как вольно поют птицы и позвольте себе тоже пожить так как пожелается вашей душе.
Стилистический этюд
Звучит песня « Снегопад»
- Какие стили речи вы знаете? Каков стиль данной песни? Докажите.
Задание: составить текст на заданную тему, употребив научный и разговорный стили речи.
Вопросы для болельщиков
Определи стиль:
1 .Объективность , строгая логичность, доказательность, обобщенность и отвлеченность (научный стиль)
2.Логичность, призывность, эмоциональность, воздействие на слушателя
( публицистический стиль)
3.Диалог, просторечья, эмоционально окрашенные слова (разговорный стиль)
4.Стандартизованность речи, употребление слов в прямом значении, отсутствие личных местоимений ( официально - деловой стиль)
5. Образность, экспрессивность, эмоциональность ( художественный стиль)
6.Уместен в неофициальной обстановке при общении со знакомыми людьми (разговорный стиль)
7.Сфера применения – радио, газеты, телевидение (публицистический стиль )
8.Выражения: принимая во внимание, считать недействительным употребляются в ( официально - деловом стиле)
9.Стиль, в котором слово воздействует на читателя с помощью художественных образов
( художественный стиль)
10. Монография, отзыв, рецензия - это жанры ( научного стиля)
Чтение стихотворения В. Брюсова «Родной язык»
Подведение итогов. Слово жюри.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная интеллектуальная викторина русскому языку "Решение филологических задач" для учащихся 9-11 классов
Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительны...
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1. Развитие у школьников интереса к русскому я...
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...
Методическая разработка по русскому языку для 5 класса Интеллектуальная игра " Родной язык"
разработка...
Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов
. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....