Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе
статья по русскому языку (9 класс)

Статья посвящена вопросам системы подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

                                                               

 Знание только тогда становится знанием,

                                                                   когда оно приобретено усилиями своей

                                                                   мысли, а не памятью.

                                                                                                                              Л.Н.Толстой.

       

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс, от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат.

   Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому наша  позиция – учитель-помощник,  учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.     

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ.  Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме недостаточно  грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

У  каждого  учителя  постепенно  формируется  свой  стиль  подготовки к экзамену. Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Все эти направления и задачи  тесно взаимосвязаны между собой и отсутствие  хотя бы одного из них не может привести к положительному результату.

Подготовку девятиклассников провожу систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

1.Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

В рамках информационной работы  в кабинете   оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы,  рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

2.Создание методической базы.

 Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ, структурированных        в   соответствии   со   спецификацией   2021   г., утверждённой ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжённых ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Я использую в своей работе  следующие пособия: «Русский язык. ОГЭ-2021. Типовые тестовые задания», Сенина В.А., Гармаш С.В.;  «Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», И.П. Цыбулько.

3. ИКТ  в системе подготовки к ОГЭ.

Активно использую ИКТ (цифровые  образовательные  ресурсы,  а  также  Интернет - ресурсы), которые  эффективно   помогают  ученикам  в  подготовке  как  к  урокам,  так и к экзамену.

Применение ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке  к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Я рекомендую учащимся и их родителям сайты ГИА-9,  ФИПИ, «По уши в ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ»,http://rus.sdamgia.ru/, Открытый банк заданий ОГЭ.Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке на повторение темы уходит 10- 15 минут, обычно вывожу на экран задания по каждой теме, использую дополнительный дидактический материал из КИМов, которые представлены в демоверсии ОГЭ-2020. Сначала работаем над заданиями всем классом устно. Но со временем, когда некоторые учащиеся уже самостоятельно справляются с данным заданием, дифференцирую: слабые работают с учителем, а сильные – самостоятельно по карточкам. Притом, задания на слайдах и на карточках одинаковые, если ученик, самостоятельно работающий с заданием, в чем-то затрудняется, он может присоединиться к тем, кто работает с учителем, и уяснить для себя трудные моменты.

4.Работа   с   текстом  

Первым заданием  ОГЭ по русскому языку является написание сжатого изложения. Работу по формированию навыка компрессии текста я начинаю уже в 5 классе,   программой  предусмотрено написание подробного и сжатого изложения. Очень важно обращать внимание на определение микротем текста (абзацное членение). Этот критерий проверки изложения дает 2 балла, поэтому очень важно  научить учащихся приемам компрессии (сжатия).

Первый прием –  обобщение конкретных, единичных явлений  (сокращение текста целыми предложениями или частями в сложном, в которых не отражена главная мысль микротемы); второй прием – исключение подробностей, деталей (сокращаем, исключая сходные понятия, конструкции объединяем два предложения в одно); и, наконец, третий –  упрощение (текст микротемы передаем своими словами). Умение применять все три приема сокращения в изложении оценивается 3-мя баллами. При работе с текстом, главное, не исказить смысл текста, иначе вам укажут на фактическую ошибку, а это минус 2 балла.

Обучение написанию сжатого изложения начинаю с 5 класса. Сначала учимся выделять в тексте микротемы. На начальном этапе работы дети получают напечатанный текст, в котором отмечают микротемы. Обычно на данный вид работы отводится занятий от трёх до пяти. Второй этап – отработка навыков сокращения текста тремя способами. Можно подготовить свой раздаточный материал. Работаем с каждым абзацем. Ребята предлагают свой вариант сокращения, выбираем, обосновывая, самый оптимальный вариант. Подсчитываем количество слов. Только после отработки навыков работы с текстом распечатанным перехожу к восприятию текста на слух.

 В год учащиеся пишут 4-5 изложений. Это 2-х часовая работа. Текст прослушивается 2 раза. Первое прослушивание предполагает  осмысление текста, ребята помечают в черновиках абзацы. Второй раз, ребята, сокращая слова, записывают текст в черновик, затем восстанавливают, обозначают абзацы и только потом приступают к его сокращению. Сокращенный текст должен иметь не менее 70 слов. В изложении нужно слова подсчитать и записать в конце изложения. Затем только переписать и обязательно проверить на грамотность, над стилистическими ошибками работают  в черновике (повтором, грамматическими, речевыми). Сжатое изложение оценивается 7 баллами.

Подобная работа  учит   ребят  слушать и  слышать   текст, анализировать  его    содержание    и    лингвистические    компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

5.Создание банка тестовых заданий. 

Использую тестовые технологии в разных классах с 5 по 9 на этапах изучения нового материала, закрепления, систематизации,  обобщения и проверки знаний.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста.

6.Собственное высказывание на заданную тему.

Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.  Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для моих учеников и для меня, выстраиваю систему обучения написанию сочинения – рассуждения. Чтобы успешно написать сочинение на лингвистическую тему, необходимо уметь выдвигать тезис, приводить доказательства, делать выводы. Нужно знать функции языковых явлений и уметь приводить примеры. А самое главное - ученик должен знать, как должно быть построено сочинение, как его начинать, как писать основную часть, как оформлять примеры, о чем писать в заключении. Учителя-предметники отмечают, что некоторым ребятам необходимо предоставить клише. Это делаю и я, но им пользуются только те, которым трудно рассуждать. Пишущие дети прекрасно справляются сами.

7. Индивидуальные  папки учащихся 9-х классов  «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Теоретические сведения по темам  ОГЭ, алгоритмы решения  тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны  в  одну  папку.    Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов,   даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Помимо теории в  папках находятся «Индивидуальные листы результативности», в которые заносятся результаты всех работ в формате ОГЭ каждого ребенка.  Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся  анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену  на протяжении всего учебного года.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к  ОГЭ по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый        педагог,  творчески  подходящий  к  процессу  обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат. И, как мне кажется, самое главное в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся и  кропотливая деятельность вместе с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классах

Система подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классах...

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах

Система подготовки к ГИА (ОГЭ) по русскому языку...

Система подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классах.

Материалы для выступления на iшкольном и муниципальном родительском собрании....