Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее.
Ход урока.
1. Орг.момент
2. Актуализация знаний
1) Что такое причастие? ( - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий?)
2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (имя прилагательное и глагол)
3) Какие глагольные признаки есть у причастия? (вид и время настоящее и прошедшее, возвратность, переходность)
4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? (число, род и падеж)
5) Какие причастия называются действительными? ( обозначают признак предмета, который действует сам)
6) Какие причастия называются страдательными? (обозначают признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом)
Работа в тетрадях.
- Запишите выражения, определите разряд причастий(страдательные или действительные).(1 человек у доски – Егор Перепелицен)
По дремлющей(дремлют - дремать) реке, колющим смехом, дышащего человека, борющийся экипаж, пилящие рабочие, тающего снега.(Многие будут сомневаться какой суффикс писать, если будет писать неправильно, не исправляйте, вернетесь, когда объясните им)
- Обратите внимание, что все причастия действительные. В каком времени употреблены данные причастия?(настоящее)
3. Формулировка темы урока
- Сформулируйте сами тему урока.(Действительные причастия настоящего времени)
- Какие цели и задачи мы должны решить?(Узнать как образуются действительные причастия, с помощью каких суффиксов, научиться правильно писать причастия).
- От какой части речи образованы причастия?(от глагола)
- Какие же суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени?(-ущ -(-ющ-); -ащ-(-ящ-)
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола + суффиксы -ущ -(-ющ-); -ащ-(-ящ-)
Для образования причастий нужно:
1. Отбросить личное окончание глагола настоящего времени, чтобы получить основу;
2. добавить суффикс причастий;
3. присоединить нужное окончание
Пример(на доске)
Любят – люб+ящ+ий
Стелят – стел +ющ+ий
- Обратите внимание, что в слове стелющий суффикс – ющ-, а так хочется написать – ящ-.
5.Проблемный вопрос
- От чего же зависит правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени?
- На доске записаны причастия в две колонки
Везущий кружащий
Мечтающий шуршащий
Поднимающий строящий
- От каких глаголов образованы данные причастия?
(Пишут в тетради)
Везущий - везут кружащий - кружат
Мечтающий – мечтают шуршащий – шуршат
Поднимающий - поднимают строящий – строят
- К какому спряжению относятся эти глаголы? Сделайте вывод.
Вывод: если причастия образованы от глаголов 1 спряжения, то пишется суффиксы – ущ-(-ющ-), а если от глаголов 2 спряжения - ащ-(-ящ-)
Чтобы правильно написать суффиксы действительных причастий, нужно знать от глагола какого спряжения, образовано это причастие.
- А теперь возвращаемся к началу урока и проверяем, правильно ли написал суффиксы причастий Егор.
7. Закрепление.
Практика упр. 133,136(по рядам, 1ряд – 1-ое предложение и т.д)
8. Итог урока, д/з
Параграф 136, упр.137, 138(готовятся устно, пишут на следующий урок под диктовку учителя на отдельных листочках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/16/picture-24797.jpg)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/22/picture-752572-1456153080.jpg)
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....