Доклад по функциональной грамотности. Августовская конференция 2021г
учебно-методический материал по русскому языку
Функциональная грамотность - совершенствование качества образования учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Гынденова Любовь Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж.Жанаева»
«Функциональная грамотность:
совершенствование качества образования учащихся»
С недавних пор мы все чаще слышим о функциональной грамотности. Что же это такое? Есть коммуникативная грамотность, информационная, компьютерная, правовая, популярная сейчас финансовая, грамотность действий при ЧС и т.д. Все виды грамотности – это и есть функциональная грамотность. Мы часто говорим или слышим: «грамотно была оказана помощь», «грамотно объяснил» и т.д. Речь идет о человеке, который успешно решает задачи в различных сферах человеческой деятельности. Так вот, умение применять знания на практике, умение читать любые тексты (будь то приказы, инструкции, диаграммы) – это функциональная грамотность. Правительство России поставило задачу – войти в десятку лучших образовательных систем к 2024 году. Стоит задача не просто готовить детей ко взрослой жизни, но и сделать так, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.
Итак, как же проверяется уровень сформированности функциональной грамотности в школе? Существуют международные сравнительные исследования:
PIRLS – оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс);
TIMSS – оценка качества математического и естественно-научного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8, 11 классы);
PISA – оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Окончив 9 класс, учащиеся должны обладать такими знаниями и умениями, благодаря которым им легко будет ориентироваться в социальном пространстве и решать задачи в различных жизненных ситуациях.
Рассмотрим основные направления (или компоненты) оценки ФГ: читательская грамотность – ведущий компонент PISA c 2018 года; математическая грамотность – ведущий компонент с 2021 года для 9-классников; естественно-научная грамотность – с 2024 года для 6-классников. Нас интересует ФГ в области чтения.
Хочу озвучить проблемы в подготовке школьников, выявленных с помощью PISA: затрудняются в умении формулировать вопросы; обосновывать, доказывать свои умозаключения; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Также проблема была в том, что учащиеся часто не понимают смысл задания. Как же исправить ситуацию?
Читательская грамотность – это отдельная большая тема, поэтому коротко. Если еще 20-30 лет назад, работая над текстом, мы развивали способность понимать, интерпретировать и осмысливать отдельные тексты, то сейчас мы должны учить искать, выбирать, интерпретировать, интегрировать и оценивать информацию, связанную с жизненными ситуациями. Ключевое слово – интегрировать, то есть должны развивать умение читать составные тексты. Учащиеся учатся объединять тексты различных видов, отражающих порой разный взгляд на одну и ту же проблему. Читательское умение подразумевает умение анализировать и перерабатывать информацию, проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников, умение использовать информацию в жизни.
Посмотрев пример задания на читательскую грамотность из анализа результатов оценки качества PISA 2018 года, я сделала вывод о том, что в учебниках нашей новой дисциплины «Русский родной язык» содержатся похожие задания на развитие читательской грамотности. То есть учебник составлен так, чтобы у учащихся была возможность работать с разными текстами на одну и ту же тему. Например, если мы возьмем учебник 8 класса, параграф 14 «Разговорная речь. Самопрезентация» (страницы 97-100), то мы увидим несколько текстов: 1(первый) – это фрагмент словарной статьи + о термине самопрезентация; 2 (второй – это упражнение 142) – содержит монолог Хлестакова из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор» (задание: какое впечатление производит монолог-самопрезентация героя); 3 (третий) – отрывок из статьи Владимира Набокова о фамилии Хлестаков в рубрике «Круг чтения». Вот пожалуйста, три текста, объединенных одной темой, но с разной смысловой нагрузкой. Мне кажется, не хватает еще заданий, но есть вопросы для обсуждений, которые наиболее приближены к жизни: как бы выглядела страничка этого героя в социальных сетях? Какие фотографии были бы на его главной странице? Какой статус? Кто был бы у него в друзьях? На какие группы был бы он подписан?
В последних изданиях УМК В.В.Бабайцевой по русскому языку задания нацелены на развитие функциональной грамотности. То же самое можно сказать и об учебниках литературы УМК В.Я.Коровиной и Ю.В.Лебедева.
Итак, развивая на уроках русского языка и литературы функциональную грамотность, работаем над умениями:
- выделение явной и скрытой информации в прослушанном или прочитанном тексте;
- свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой;
- умение применять различные виды цитирования;
- делать ссылки на источник информации;
- умение отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к нему;
- использовать различные виды пересказа текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий);
- умение отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему.
Заканчивая свой доклад, хочу ознакомить вас с Рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся основной школы:
- отразить вопросы функциональной грамотности в рабочих программах;
- использовать в образовательном процессе практико-ориентированные и межпредметные задачи и задания;
- предлагать учебные задания метапредметного характера;
- использовать учебные исследования, проекты и задания проектного типа, кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта позитивных действий.
На каких сайтах вы можете увидеть полезную информацию по ФГ?
Инновационный проект Министерства Просвещения по формированию и оценке функциональной грамотности школьников
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
Задания для тестирования по функциональной грамотности
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Доклад подготовлен по материалам курсов Цыреновой Ирины Павловны, старшего преподавателя кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО РБ «БРИОП» и Ивановой Нилы Ивановны, руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Мнемозина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской конференции , секция обществознание "Преподавание финансовой грамотности"
Выступление на августовской педагогической конференции содержит опыт преподавания финансовой грамотности в среднем и старшем звене школы с использованием проектного метода....

ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Доклад «Формирование функциональной грамотности на уроках математики» Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?Человек должен быть функционально грамотным.Функцио...

Доклад "Развитие функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"
Одним из направлений внедрения инновационных технологий в школе, является развитие функциональной грамотности у обучающихся ....

Доклад"Развитие функциональной грамотности на уроках математики"
Об изменении методики преподавания математики, разработке инструментария и технологий, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания дл...

Доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Материал к педагогическому совету....

Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»
Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...

Доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
Теоретический материал о способах формирования функциональной грамотности на уроках английского языка...