Орфография как система правил. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне
статья по русскому языку (6 класс)

Галкина Анна Владимировна

Статья к уроку русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bezudarnaya_glasnaya_v_korne.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья к презентации для урока русского языка по теме «Орфография как система правил. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне»

1 слайд.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Тема урока: «Орфография как система правил. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне»

По словам Льва Владимировича Щербы, «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся».

- Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? И для чего?

2 слайд

Посмотрите на этот текст:

«Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги».

А теперь на этот:

«Василиса дрожала со страху, но, не зная, куда бежать, осталась на месте. Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает».

Какой текст удобнее читать? Почему?

Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила.

3 слайд

Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)

Все орфографические правила, а также правописание слов изучает орфография.

Возьмём слово удивительный. Из произношения нам непонятно, какую гласную нужно писать в корне: е или и? Чтобы не допустить ошибку, необходимо подобрать однокоренное слово, в котором бы гласная была под ударением: удивительный – диво. 

Мы столкнулись с орфограммой: «Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова».

Самая важная морфема в слове – корень, так как в нём содержится основное лексическое значение слова. 

На какие же «особые приметы» надо всегда обращать внимание, чтобы писать безударные гласные в корне слова правильно?

Давайте выполним задание, чтобы ответить на этот вопрос.

4 и 5 слайды

Нам предстоит разделить слова на группы. Для этого мы выделим корень и поставим ударение в каждом слове, обращая внимание на безударные гласные в корне.

В слове голова в корне голов две безударные гласные: первую проверим словом головы; вторую – словом головушка. Запишем это слово в первый столбик таблицы.

Голова – головА – гОловы, голОвушка

В слове капуста безударную гласную в слове капуст нельзя проверить, это словарное слово. Запишем его во второй столбик таблицы. А сейчас поставьте видео на паузу и распределите остальные слова по столбикам.

·         Капуста – капУста – ? – нельзя подобрать слово

Проверим правильность выполнения задания.

Анализ слов помог выявить следующее:

1)      К некоторым словам с безударными гласными в корне мы смогли подобрать такие однокоренные слова, в которых проверяемый гласный оказался под ударением – это первая группа слов и первая орфограмма «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением»:

Безударные гласные, проверяемые ударением

голова

в поле 

земля

освежить

 2)      Ряд слов мы проверить не смогли, так как нет таких слов, в которых безударные гласные оказались бы под ударением – это вторая группа слов «Непроверяемые безударные гласные».

Их написание надо запоминать, причем достаточно усвоить написание одного слова, чтобы верно воспроизводить его в однокоренных: конфликт — конфликтный, конфликтовать. В случае затруднений нужно выяснить написание таких слов по орфографическому словарю. 

Непроверяемые      безударные гласные

капуста

собака

билет

Самой распространённой орфограммой является безударная проверяемая гласная в корне слова. 

6 слайд

Для того, чтобы правильно подобрать проверяемую гласную в корне слова, нужно знать его лексическое значение. Подсказку нам дадут слова-помощники.

Обратите внимание на слайд: перед вами слова с одинаковым написанием. Какая же гласная должна стоять на месте пропуска? Если речь идет о создании мира между друзьями, то проверочным словом будет слово «мир».

Если мы говорим о примерке платья, то проверочным словом будет «примерка».

Примирять→ мир; примерять → примерка.

Рассмотрим ещё одну пару слов: сразу становится ясно, что бельё полощем, а щенка ласкаем.

      пол…скать бельё – пол…скать щенка

            полощет                       ласка

Итак, чтобы правильно подобрать проверочное слово, нужно знать его лексическое значение, в некоторых случаях нам помогут опорные слова.

7 слайд

Применим полученные знания на практике. В слове осень безударную гласную корня проверим словом осенний; в корне слова дорогой две безударные гласные: первую проверим словом дорого, вторую – словом дороже.

Укрощать тигра – значит делать его кротким, а сокращать путь – значит делать его кратким.

осень – осеннийдорогой – дорогодорожеукрощать тигра, чтобы он стал кротким, послушным; сокращать путь – делать его кратким.

8 слайд

гора - горе
волна — вол 
травить - травы 
водитель - воды

- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?

Вы заметили, что эти слова имеют разное лексическое значение и не являются однокоренными.

9 слайд

При проверке безударной гласной в корне у глагола следует обращать внимание на вид. Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида. Например, глагол опоздать совершенного вида (что сделать?), его нельзя проверить глаголом несовершенного вида (что делать? опаздывать). Опоздать проверяем однокоренным словом – прийти поздно.

 10 слайд

А сейчас поставьте видео на паузу и выполните задание. Выпишите из фрагмента стихотворения слова, соответствующие изученным на уроке орфограммам в корне. Сколько получилось групп слов?

Декабрьский день в моей оконной раме.

Не просветлев, темнеет небосклон.

Торчат, как мётлы, ветви за домами.

Забитый снегом одичал балкон.

(С.Я. Маршак)

11 слайд

Проверим:

Безударные гласные, проверяемые ударением

Непроверяемые безударные гласные

(В) моей – мой

Оконной – окна

(Не) просветлев – свет

Темнеет – тёмный

(За) домами – дом

Одичал – дикий

Декабрьский

Торчат

Балкон

12 слайд

Нажмите на паузу и выполните следующее задание.

Найдите ряд слов, в которых на месте пропуска пишется буква о:

1)      в…дяной, погл…тил       воды, глотка

2)      пан…рамный, л…биринт        словарные слова

3)      р…ссийский, уд…лённый        словарное слово, даль

4)      п…ток, к…никулы           словарные слова

ОТВЕТ: 1

13 слайд

Подведем итог. В однокоренных словах гласные звуки в корне могут находиться в ударном положении и в безударном. В большинстве случаев на письме они обозначаются одной и той же буквой: зарождение — род, увядать — увял.

Безударные гласные в корне надо проверять. Для этого нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы гласная оказалась под ударением: угрожать — угроза, удаленный — даль.

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов надо запоминать и проверять по словарю: генерал

14 слайд

А теперь я предлагаю вам выполнить задания для самостоятельной работы по теме нашего урока.

Задания для самостоятельной работы:

  1. К предложенным словам подберите проверочное и спишите, вставляя пропущенные буквы.

Осложнение – осложнить – осложнённый – сложность

Упр..щение – упр..стить – упр..щённый – …

Обог..щение – обог..тить – обог..щённый – …

Вопл..щение – вопл..тить – вопл..щённый – …

15 слайд

2. Найдите ряд слов, в которых на месте пропуска пишется буква а:

1) р..птать, х..рактер;

2) в..рсистый, ..птека;

3) фр..гмент, оч..рованный;

4) р..ждение, м..лодой.

16 слайд

3. Выпишите из фрагмента стихотворения слова, соответствующие изученным на уроке орфограммам в корне.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.        

На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по орфографии. Правописание корней с чередующимися, проверяемыми и непроверяемыми гласными.

Тесты по орфографии - материал особой важности и ценности в работе учителя. Их никогда не бывает много. Сколько бы мы не работали с ними, нам нужны всё новые и новые помшщники. Именно с этой целью был...

Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова

Материал основан на мнемониках и помогает быстрее и проще усвоить данную орфограмму....

Готовимся к ЕГЭ. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова

Готовимся к ЕГЭ. Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова (тренировочные задания)...

Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс

данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...