Роль анаграмм на уроках русского языка в средней и старшей школе
статья по русскому языку (7 класс)

В статье рассматриваются задания такого типа, как анаграмма. Применение анаграммирования на уроке русского языка в средней и старшей школе.

Предлагается готовый материал заданий (анаграммы) для успешного использования на уроке как раздаточного материала для индивидуальной и групповой деятельности. Анаграмма представляет собой задание лингвистического характера, которое будет развивать необходимые умения и навыки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анаграмма21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль анаграмм на уроках русского языка в средней и старшей школе

        Современный урок русского языка предусматривает развитие и совершенствование основных компетенций, среди которых лингвистическая. Лингвистическая  компетенция обеспечивает познавательную культуру личности обучающегося, развитие логического и творческого мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.  

        В структуру урока, на этапе актуализации знаний, необходимо включить ряд заданий, построенных по типу анаграммирования. Анаграмма - (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») – литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. Например, апельсин – пинсеаль, солнце – лоснец.

        Применение заданий такого характера повышает грамотность обучающегося, скорость его чтения, формирует интерес к изучаемому предмету. Анаграммы можно также использовать в качестве тренировки эрудиции, ассоциативного мышления. Задания такого типа вносят элемент игры на уроке, что особенно нравится обучающимся средней школы. Они, с удовольствием, разгадают предложенную им анаграмму, или можно попросить их самостоятельно придумать свою анаграмму.

        Работа с анаграммами может представлять собой организованную совместную деятельность с учителем и одноклассниками либо индивидуальную работу.

        Содержательную базу анаграмм будет составлять лингвистический материал. За основу берём лингвистические термины и понятия, наименования разделов языкознания, а также элементы содержания темы урока.  

Предлагается следующий материал в качестве тренировочных заданий. Задания сформированы по тематическим блокам, разделам. Предложенный материал можно также использовать в виде раздаточного материала.

Наименование раздела, темы

Анаграмма

1.Фонетика

Китанефо

2.Графика

Кифагра

3.Орфоэпия

Эпияфора

4. Орфография

Фагро Фияро

5.Лексика

Кекс Али

5.1 Омоним

Омыни Мо

5.2. Омоформа

Офорамом

5.3 Омофон

Онфомо

5.4 Омограф

Графомо

5.5 Пароним

Мнипаро

5.6 Синоним

Симнини

5.7 Антоним

Тон Нима

5.8 Диалектизм

Зитак Мелид

5.9 Профессионализм

Милзанофессипро

5.10 Неологизм

Логинезом

5.11 Жаргонизм

Зам Жогнир

6. Фразеология

Голия Зоефра

6.1 Фразеологизм

Зигмолозефар

7. Стилистика

Катислитис

8. Морфемика

Камифермо

8.1 Корень

Кеньро

8.2 Аффикс

Фискаф

8.3 Приставка

Паравикст

8.4 Суффикс

Ксиф Фус

8.5 Постфикс

Фостпикс

8.6 Интерфикс

Рекс Тинфи

9. Словообразование

Звание Обравосоло

10. Грамматика

Китама Магр

11. Морфология

Формогияло

11.1  Существительное

 Нить твое селщису

11.2 Прилагательное

 Парить леонегал

11.3 Числительное

Слонь Лиетиче

11.4  Местоимение

Имени Сетоме

11.5 Глагол

Гол Лаг

11.6 Причастие

Тис Прачи

11.7 Деепричастие

Птичае Сериде

11.8 Наречие

Чане Рие

11.9 Предлог

Голдреп

11.10 Союз

Осюз

12. Частица

Цатисча

13. Междометие

Миедо Жетем

14. Синтаксис

Такси синс

14.1 Словосочетание

Сочивета Слонс

14.2 Предложение

Джелорпение

14.3 Определение

Делорепени

14.4 Дополнение

Недополние

14.5 Обстоятельство

Тестьобволстоя

14.6 Подлежащее

Дожащепеле

14.7 Сказуемое

Засекумое

          Примерные анаграммы можно предложить обучающимся в первичном исполнении, то есть так как они даны в таблице, а можно их переделать по собственному желанию.

     

         Данная работа формирует у обучающихся интерес к предмету, желание показать свои умения, эрудицию в том или ином тематическом блоке. При подготовке к олимпиаде, к независимому тестированию и другим проверочным работам анаграммирование будет, безусловно, актуальной, интересной и увлекательной работой на уроке.

Список используемой литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М., 2012. – Ч.1 и Ч. 2.  
  2. Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2004.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0   
  4. http://1-kak.ru/263-chto-takoe-anagramma.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Необходимость использования научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в средней и старшей школе

Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...

Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»

Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме :  "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...

Использование аутентичных песен на уроках английского языка в средней и старшей школе

Один из основных вопросов, с которым сталкивался каждый учитель на своем уроке, является вопрос выбора вспомогательного метода для лучшего усвоения материала. В данной методической разработке можно на...

Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания

В данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но  эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и ...

Работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы

На семинаре МО представлен доклад, в котором показана работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы...