Роль анаграмм на уроках русского языка в средней и старшей школе
статья по русскому языку (7 класс)
В статье рассматриваются задания такого типа, как анаграмма. Применение анаграммирования на уроке русского языка в средней и старшей школе.
Предлагается готовый материал заданий (анаграммы) для успешного использования на уроке как раздаточного материала для индивидуальной и групповой деятельности. Анаграмма представляет собой задание лингвистического характера, которое будет развивать необходимые умения и навыки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анаграмма | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль анаграмм на уроках русского языка в средней и старшей школе
Современный урок русского языка предусматривает развитие и совершенствование основных компетенций, среди которых лингвистическая. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности обучающегося, развитие логического и творческого мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.
В структуру урока, на этапе актуализации знаний, необходимо включить ряд заданий, построенных по типу анаграммирования. Анаграмма - (от греч. ανα- — «пере» и γράμμα — «буква») – литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание. Например, апельсин – пинсеаль, солнце – лоснец.
Применение заданий такого характера повышает грамотность обучающегося, скорость его чтения, формирует интерес к изучаемому предмету. Анаграммы можно также использовать в качестве тренировки эрудиции, ассоциативного мышления. Задания такого типа вносят элемент игры на уроке, что особенно нравится обучающимся средней школы. Они, с удовольствием, разгадают предложенную им анаграмму, или можно попросить их самостоятельно придумать свою анаграмму.
Работа с анаграммами может представлять собой организованную совместную деятельность с учителем и одноклассниками либо индивидуальную работу.
Содержательную базу анаграмм будет составлять лингвистический материал. За основу берём лингвистические термины и понятия, наименования разделов языкознания, а также элементы содержания темы урока.
Предлагается следующий материал в качестве тренировочных заданий. Задания сформированы по тематическим блокам, разделам. Предложенный материал можно также использовать в виде раздаточного материала.
Наименование раздела, темы | Анаграмма |
1.Фонетика | Китанефо |
2.Графика | Кифагра |
3.Орфоэпия | Эпияфора |
4. Орфография | Фагро Фияро |
5.Лексика | Кекс Али |
5.1 Омоним | Омыни Мо |
5.2. Омоформа | Офорамом |
5.3 Омофон | Онфомо |
5.4 Омограф | Графомо |
5.5 Пароним | Мнипаро |
5.6 Синоним | Симнини |
5.7 Антоним | Тон Нима |
5.8 Диалектизм | Зитак Мелид |
5.9 Профессионализм | Милзанофессипро |
5.10 Неологизм | Логинезом |
5.11 Жаргонизм | Зам Жогнир |
6. Фразеология | Голия Зоефра |
6.1 Фразеологизм | Зигмолозефар |
7. Стилистика | Катислитис |
8. Морфемика | Камифермо |
8.1 Корень | Кеньро |
8.2 Аффикс | Фискаф |
8.3 Приставка | Паравикст |
8.4 Суффикс | Ксиф Фус |
8.5 Постфикс | Фостпикс |
8.6 Интерфикс | Рекс Тинфи |
9. Словообразование | Звание Обравосоло |
10. Грамматика | Китама Магр |
11. Морфология | Формогияло |
11.1 Существительное | Нить твое селщису |
11.2 Прилагательное | Парить леонегал |
11.3 Числительное | Слонь Лиетиче |
11.4 Местоимение | Имени Сетоме |
11.5 Глагол | Гол Лаг |
11.6 Причастие | Тис Прачи |
11.7 Деепричастие | Птичае Сериде |
11.8 Наречие | Чане Рие |
11.9 Предлог | Голдреп |
11.10 Союз | Осюз |
12. Частица | Цатисча |
13. Междометие | Миедо Жетем |
14. Синтаксис | Такси синс |
14.1 Словосочетание | Сочивета Слонс |
14.2 Предложение | Джелорпение |
14.3 Определение | Делорепени |
14.4 Дополнение | Недополние |
14.5 Обстоятельство | Тестьобволстоя |
14.6 Подлежащее | Дожащепеле |
14.7 Сказуемое | Засекумое |
Примерные анаграммы можно предложить обучающимся в первичном исполнении, то есть так как они даны в таблице, а можно их переделать по собственному желанию.
Данная работа формирует у обучающихся интерес к предмету, желание показать свои умения, эрудицию в том или ином тематическом блоке. При подготовке к олимпиаде, к независимому тестированию и другим проверочным работам анаграммирование будет, безусловно, актуальной, интересной и увлекательной работой на уроке.
Список используемой литературы:
- Русский язык: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений: В 2 ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М., 2012. – Ч.1 и Ч. 2.
- Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2004.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0
- http://1-kak.ru/263-chto-takoe-anagramma.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""
В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...
Необходимость использования научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в средней и старшей школе
Чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, должны быть интересными и учителю, и детям. В наше время найти такой матери...
Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме : "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...
Использование аутентичных песен на уроках английского языка в средней и старшей школе
Один из основных вопросов, с которым сталкивался каждый учитель на своем уроке, является вопрос выбора вспомогательного метода для лучшего усвоения материала. В данной методической разработке можно на...
Перспективы внедрения технологий эффективного обучения в преподавание русского языка в средней и старшей школе на примере постановки навыков правописания
В данной статье нами были рассмотрены примеры адаптации простых, но эффективных методов повышения скорости и качества запоминания новой информации и постановки навыков у обучающихся в средней и ...
Работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы
На семинаре МО представлен доклад, в котором показана работа над образной лексикой на уроках русского языка и чтения в старших и средних классах коррекционной школы...