Исследовательский проект по русскому языку "Слова-паразиты"
проект по русскому языку
Исследовательский проект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_slova-parazity.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Слова-паразиты»
«Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…»
И.С. Тургенев
Актуальность | Великий русский язык – один из самых богатых языков мира. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. К сожалению, не в лучшую сторону. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты. Сорняки «пристают» к человеку и очень часто повторяются им в высказываниях даже небольшого размера, что очень затрудняет понимание. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Ответы на эти вопросы мы будем искать в нашей исследовательской работе. |
Цели и задачи | Определить причины употребления слов-паразитов, обратить внимание учащихся на частое употребление слов-паразитов и их способы их устранений. Задачи: - Определить, что такое слова-паразиты; - Выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника; - Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами. |
Теоретическое и практическое содержание Практическая часть проекта Чтение и пересказ обучающимися рассказа М. М. Пришвина «Лесной хозяин» (Приложение 4) | Учитель: Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Но, к сожалению, в настоящее время молодежь стала употреблять в своей речи много слов-паразитов, которые, в свою очередь, загрязняют наш язык, нашу речь. Слова-паразиты – это разнообразные частицы и слова, которыми заполняет вынужденные паузы, их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс передачи и получения информации, то есть процесс общения. Ни одно слово не является словом-паразитом, таковыми они становятся в нашей речи. Причиной может быть долгие паузы при общении, когда наша «оперативная память» не может заполнить эту паузу, выдает слова-паразиты, которых мы, возможно, не замечаем и не контролируем. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: - частицы (вот, ну, пожалуй, так, да это, ну это. как бы); - модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется); - вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) - местоимения (это, это самое, что ли, как его, там); - звуки (э-э-э, э-э-м, м-м-м). Часто употребляемые слова-паразиты молодежью и взрослыми людьми: - блин, короче, типа, окей, прикольно, огонь, жесть, реально, ёлки-палки, вообще, ваще, в принципе, собственно говоря, фигня, как его, как это, прикинь, ништяк, слушай и др. Есть интересная теория, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира: - Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей! - Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - борец за истину. - «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. - Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. - «Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание. Учитель (рекомендации): Избавиться от употребления «слов-паразитов» в речи нам поможет работа над собой:
Тренировка речи ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи. Задание: Ребята, перед вами рассказ русского писателя Михаила Михайловича Пришвина «Лесной хозяин». Прочитайте текст произведения. Ваша задача заключается в том, что после прочтения вы самостоятельно запоминаете и вспоминаете прочитанное. После пересказываете рядом сидящему товарищу. Второй слушает вас и записывает, какие слова-паразиты вы употребили при пересказе текста. На чтение, подготовку и пересказ вам отводится 15 минут. (После выполнения заданий, выявленные и записанные участниками слова-паразиты озвучиваются. После всей аудиторией заменяем синонимами словам-сорняки, принятые литературной нормой). Примеры:
|
Рефлексия Подведение итогов | Учитель: Как видите, употребление слов-паразитов при пересказе прочитанного часто искажают истинный смысл того, что вы хотели передать. Также и бывает в повседневной речи. Частое употребление таких слов засоряют речь говорящего, затрудняют понимание сказанного, отвлекают внимание от содержания высказанного. Чаще всего слова-паразиты используются из-за скудности словарного запаса, а иногда на эти слова возникает мода. Для самостоятельной тренировки предлагаю способы избавления от слов-паразитов, которые оформлены в виде памятки (Приложение 4). |
Приложение
Михаил Михайлович Пришвин
Рассказ «Лесной хозяин»
Расскажу, как было в лесу перед самым дождем. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила свое собственное, отдельное выражение.
Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у Бога, просят дождя.
– А ну-ка, старик, – приказал я дождю, – будет тебе всех нас томить, ехать так ехать, начинай!
Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдет дождь – и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную елку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у нее когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук ее стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землей, выпустили корешки и прицепились… Так под елкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождем, как вижу, против меня, совсем близко, пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалаша лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.
Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджег, скорей всего, какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.
Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.
Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запеком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушел, поднял еловую шишку и, желая пустить ее куда-то в меня, так размахнулся, что перевернулся даже кругом себя. Это его не смутило; напротив, он как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и так сказал:
– Выходи, Зина, он ушел!
Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.
– Зина, – сказал мальчик, – знаешь что?
Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:
– Нет, Вася, не знаю.
– Где тебе! – вымолвил хозяин лесов. – Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!
– Дурак ты! – сказала Зина.
– Правда, Зина, – сказал я. – Вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!
И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как теперь говорят, «смылся».
А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника. Она спокойно глядела на меня, только бровки ее поднялись чуть-чуть удивленно.
При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить ее к себе и потом вместе обработать хозяина лесов. Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.
– Зина, – сказал я, – смотри, как все листики, все травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить первые капли.
Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне улыбнулась.
– Ну, старик, – сказал я дождю, – будет тебе всех нас томить, начинай, поехали!
И в этот раз дождик послушался, пошел. А девочка серьезно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать: «Шутки шутками, а все-таки дождик пошел».
– Зина, – сказал я поспешно, – скажи, что у тебя в этой большой корзине?
Она показала: там было два белых гриба. Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Наломав еще лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.
– Вася! – крикнула девочка. – Будет дурить, выходи!
И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождем, не замедлил явиться.
Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:
– Ни гугу!
И все мы трое замерли.
Невозможно передать все прелести пребывания в лесу под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ежик пришел. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке. И мы долго сидели, и все было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по русскому языку "Молодежный сленг:норма или антинорма".
Данная тема является актуальной в силу своей значимости в гуманитарном образовании. Актуальность темы заключается в том, что молодежный сленг- одна из составляющих процесса развития языка, его п...
Исследовательский проект по русскому языку «История происхождения фразеологизмов отдельной тематической группы»
Исследовательская работа о происхождении фразеологизмов отдельной тематической группы...
Рабочая программа объединения внеурочной деятельности Исследовательский проект «Характер русского человека в пословицах и поговорках»
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоят...
Исследовательский проект "Охрана русского языка. Нужна ли она сегодня?"
Работа посвящена актуальной проблеме по охране русского языка в современном обществе. Нужна ли она сегодня?...
Исследовательский проект по русскому языку "Паспорт слова ДРУГ"
Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, которое еще не «притерлось», а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем п...
Научно-исследовательский проект по русскому языку "Особенности формирования речевой культуры школьника"
Первостепенной задачей в воспитании ребенка является формирование нравственных навыков поведения, что, несомненно, впоследствии перерастет в нравственные привычки. Происходящие в нашем обществе переме...
Исследовательский проект по русскому языку в 6 классе "Энциклопедия слова "Язык"
Учебное исследовние на уроках русского языка -одна из важных форм работы на уроках русского языка....