Типы речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
5 класс
Русский язык
Тема. Типы речи. Общее представление.
Цель: формирование общих представлений о функционально-смысловых типах речи;
Задачи: - сформировать общее представление о типах речи;
- развивать умения сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать ассоциативное мышление;
- совершенствовать навыки общения;
Ход занятия:
I. Погружение в тему. (звуки моря)
1. Бывали ли вы на море? Ваши впечатления от увиденного.
2. Вернёмся в реальность: мы на уроке русского языка, море от нас далеко … (звуки речи) Или нет? Море рядом, но это море информации. Чтобы не утонуть в этом море, нужно обладать определёнными знаниями, иметь определённые навыки передачи и обработки информации.
II. Формулировка темы.
1. Безусловно, определённые навыки передачи информации у вас имеются. Попробуем проверить, насколько они прочные. На уроках литературы мы изучили поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Передайте информацию о сюжете поэмы, о внешности Людмилы, о том, что сюжет имеет сказочный характер.
При передаче информации попробуйте обратить внимание на следующие компоненты:
- одинаковые ли части речи (сущ., прил., глаголы) использовали ребята для передачи информации;
- отчего зависел выбор частей речи (NB: о чём говорят ребята, это есть в тексте);
- какие цели (зачем?) говорения преследуют ребята при передаче информации;
Черняк: сюжет поэмы «Руслан и Людмила»;
Кирьянова: внешность Людмилы;
Стрелкова: поэма «Руслан и Людмила» имеет сказочный сюжет.
2. Выступления учащихся.
- Черняк: сюжет поэмы «Руслан и Людмила» - Людмила, Руслан, Ратмир, отправился, боролся, похитили;
- Кирьянова: внешность Людмилы – жемчужный пояс, лазурный, пышный сарафан, фата, длинная коса, золотистые волосы;
- Стрелкова: поэма «Руслан и Людмила» имеет сказочный сюжет – во-первых, конечно, итак, следовательно.
3. Обсуждение информации. Что же необходимо знать прежде всего, чтобы передавать информацию? Тема, части речи, цель говорения.
4. «Открытие» темы через уравнение с одним неизвестным: тема+часть речи+ цель говорения =? (сущ. в им.п.) передачи информации
Подсказки: - задачу можно решить несколькими … способами;
- плавать можно по-разному, т.е. разными … способами.
5. Уточнение темы: Способы передачи информации – типы речи (как передавать информацию).
III. Анализ нового материала.
- какое количество типов речи, т.е. способов передачи информации, вы можете назвать? (сколько выступающих, столько и типов речи) 3 – магическое число.
- определим, как их обозначить; для этого определите через глагол, что делал каждый из ребят: Евгений – рассказывал, Ксения – изображала, описывала, Татьяна – доказывала.
- выводы: существуют три типа речи, три способа передачи информации;
они называются повествование, если …, описание, если…, рассуждение, если…
А теперь работаем со стихотворением, в котором нужно восстановить пропущенные элементы, связанные с типами речи:
Рассказывать, доказывать, изображать –
Нам это всё легко понять:
Лишь (тему) ты определи,
На (части речи) посмотри,
Определи (цель) говоренья –
И это всё стихотворенье.
А ты, лишь следуя по этому пути,
Найдёшь повествованье,
описанье, рассужденье.
- Попробуем определить, в чем особенность каждого типа речи. Части речи, цель: характеризуем каждый.
Повествование: сущ. – герои, глаголы – действия, рассказать, представить цепь событий.
Описание: сущ., прилаг., изобразить, назвать признаки, качества, свойства предмета.
Рассуждение: во-первых, итак, следовательно, доказать что-то или опровергнуть.
- символ повествования – незакрытый треугольник: первая точка – завязка, высшая – кульминация, развязка – финал.
- описание имеет такие разновидности: слайды.
- символ рассуждения – Шерлок Холмс.
IY.Закрепление.
Пытаемся следовать схеме и решить, какой тип речи перед нами:
1.
Андрюшка, его соседка Галка и я готовились к экзамену по географии. Мы сидели в комнате у Андрюшки. Нам очень не хотелось заниматься. Вдруг раздался звонок. Через несколько секунд с треском распахнулась дверь комнаты. Пошатнулась этажерка, полетел на пол стул. Воробей в испуге слетел с подоконника... Это пришел Вовка Грушин. Он прищурил свои близорукие глаза и громко спросил:
- Готовитесь?
(Ю.В.Сотник «Архимед» Вовки Грушина»)
2.
Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...
(Л.Н.Толстой)
3.
Виктория – гигантская кувшинка. Ботаники открыли её недавно. Листья виктории с загнутыми кверху краями огромны. Сверху листья ярко-зелёные, а снизу фиолетовые. Неподвижная гладь реки сплошь покрыта чудесными цветами, которые переливаются от чисто-белого до розово-красного цвета.
(Статья из научно-популярного журнала)
Y. Чтение схемы. Выводы.
YI. Самостоятельный анализ.
- По теме определи тип речи:
1. Почему нужно беречь птиц?
2. В осеннем парке.
3. Смешной случай на уроке.
4. Наш класс дружный.
- Интересно, что можно выбрать одну тему, но разработать её в разных типах речи.
Попробуем это сделать.
Интересная вещь – путешествия …
Представьте продолжение этого предложения (2-3 других), используя повествование, описание, рассуждение. NB: используйте в зависимости от ситуации слова «однажды, потому что, красивые пейзажи» и т.д. Группы: Аникина+Головастова+Самойлов+Крылов, Мурашов+Галченков+Кирьянова, Шаповалов+Дерюгина+Рубцова+Микаилов.
YII. Рефлексия.
YIII. Д/з: Прочитать предложения: Плывёт по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы. Плывёт по морю лодочка. Вдруг поднялся ветер. Плывёт по морю лодочка. Почему её пассажирам весело? Определить тип речи, доказать по схеме к № 270. (письменно). Продолжить тексты (2-3 фразы). Записать.
или
№ 270 – текст о шоколадном ольшаннике, по схеме определите тип речи (письменно):
1. Части речи. Примеры. Вывод. 2. Тема текста (сформулировать, записать). 3. Цель говорения (сформулировать, записать). 4. Сделать вывод о типе речи.
План урока
1. Море. Ваши впечатления от увиденного.
2. Мы на уроке русского языка, море от нас далеко … Или нет? Послушайте звуки. Звуки моря и услышанные звуки связаны (в переносном смысле).
3. Передача информации:
сюжет поэмы «Руслан и Людмила»;
внешность Людмилы;
поэма «Руслан и Людмила» имеет
сказочный сюжет.
Слушая выступления, определите и запишите:
- одинаковые ли части речи (сущ., прил., глаголы) использовали ребята для передачи информации;
Смотри части речи здесь:
- сюжет поэмы: Людмила, Руслан, Ратмир, отправился, боролся, похитили;
- внешность Людмилы – жемчужный пояс, лазурный, пышный сарафан, фата, длинная коса, золотистые волосы;
- поэма «Руслан и Людмила» имеет сказочный сюжет – во-первых, конечно, итак, следовательно.
- отчего зависел выбор частей речи (NB: о чём говорят ребята, это есть в тексте);
- какие цели (зачем?) говорения преследуют ребята при передаче информации;
4. Реши уравнение с одним неизвестным, откроешь тему урока:
тема+часть речи+ цель говорения = ? (сущ. в им.п.) передачи информации
5. В стихотворении восстанови пропущенные элементы, тогда легко определишь способ передачи информации, т.е. тип речи.
Рассказывать, доказывать, изображать –
Нам это всё легко понять:
Лишь … ты определи,
На … посмотри,
Определи … говоренья –
И это всё стихотворенье.
А ты, лишь следуя по этому пути,
Найдёшь повествованье,
описанье, рассужденье.
6. Пытаемся следовать схеме и решить, какой тип речи перед нами:
1. Андрюшка, его соседка Галка и я готовились к экзамену по географии. Мы сидели в комнате у Андрюшки. Нам очень не хотелось заниматься. Вдруг раздался звонок. Через несколько секунд с треском распахнулась дверь комнаты. Пошатнулась этажерка, полетел на пол стул. Воробей в испуге слетел с подоконника... Это пришел Вовка Грушин. Он прищурил свои близорукие глаза и громко спросил:
- Готовитесь?
(Ю.В.Сотник «Архимед» Вовки Грушина»)
2. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле...
(Л.Н.Толстой)
3. Виктория – гигантская кувшинка. Ботаники открыли её недавно. Листья виктории с загнутыми кверху краями огромны. Сверху листья ярко-зелёные, а снизу фиолетовые. Неподвижная гладь реки сплошь покрыта чудесными цветами, которые переливаются от чисто-белого до розово-красного цвета.
(Статья из научно-популярного журнала)
7. По теме определи тип речи:
1. Почему нужно беречь птиц?
2. В осеннем парке.
3. Смешной случай на уроке.
4. Наш класс дружный.
8. Интересно, что можно выбрать одну тему, но разработать её в разных типах речи.
Интересная вещь – путешествия …
Представьте продолжение этого предложения (2-3 других), используя повествование, описание, рассуждение. NB: используйте в зависимости от ситуации слова «однажды, потому что, красивые пейзажи» и т.д.
Группы: Аникина+Головастова+Самойлов+Крылов (повествоание), Мурашов +Галченков+Кирьянова (описание), Шаповалов+Дерюгина+Рубцова+Микаилов (рассуждение).
9. Д/з: Прочитать предложения: Плывёт по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы. Плывёт по морю лодочка. Вдруг поднялся ветер. Плывёт по морю лодочка. Почему её пассажирам весело? Определить тип речи, доказать по схеме к № 270. (письменно). Продолжить тексты (2-3 фразы). Записать.
или
№ 270 – текст о шоколадном ольшаннике, по схеме определите тип речи (письменно): 1. Части речи. Примеры. Вывод. 2. Тема текста (сформулировать, записать). 3. Цель говорения (сформулировать, записать). 4. Сделать вывод о типе речи.
5 класс
Русский язык
Тема. Типы речи. Общее представление.
Цель: формирование общих представлений о функционально-смысловых типах речи;
Задачи: - сформировать общее представление о типах речи;
- развивать умения сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать ассоциативное мышление;
- совершенствовать навыки общения;
Технология: проблемно-диалогическое обучение, побуждающий от проблемной ситуации диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом – приём «актуальность», элементы дифференциации, использование опорного конспекта.
План занятия:
I. Погружение в тему. Приём «актуальность».
1. Бывали ли вы на море? Ваши впечатления от увиденного.
2. Вернёмся в реальность: мы на уроке русского языка, море от нас далеко … Или нет? Море рядом, но это море информации. Чтобы не утонуть в этом море, нужно обладать определёнными знаниями, иметь определённые навыки передачи и обработки информации.
II. Формулировка темы.
1. Передача информации.
При передаче информации попробуйте обратить внимание на следующие компоненты:
- одинаковые ли части речи использовали ребята для передачи информации;
- отчего зависел выбор частей речи;
- какие цели говорения преследуют ребята при передаче информации;
сюжет поэмы «Руслан и Людмила»;
внешность Людмилы;
поэма «Руслан и Людмила» имеет сказочный сюжет.
2. Обсуждение информации. Что же необходимо знать прежде всего, чтобы передавать информацию?
3. «Открытие» темы через уравнение с одним неизвестным: тема+часть речи+ цель говорения =? (сущ. в им.п.) передачи информации
4. Уточнение темы: cпособы передачи информации – типы речи (как передавать информацию).
III. Анализ нового материала.
Рассказывать, доказывать, изображать –
Нам это всё легко понять:
Лишь … ты определи,
На … посмотри,
Определи … говоренья –
И это всё стихотворенье.
А ты, лишь следуя по этому пути,
Найдёшь повествованье,
описанье, рассужденье.
IY.Закрепление.
1.
1. Андрюшка, его соседка Галка и я готовились к экзамену по географии. Мы сидели в комнате у Андрюшки. Нам очень не хотелось заниматься. Вдруг раздался звонок. Через несколько секунд с треском распахнулась дверь комнаты. Пошатнулась этажерка, полетел на пол стул. Воробей в испуге слетел с подоконника... Это пришел Вовка Грушин. Он прищурил свои близорукие глаза и громко спросил:
- Готовитесь?
(Ю.В.Сотник «Архимед» Вовки Грушина»)
2. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край? Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьев течет в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…
(Л.Н.Толстой)
3. Виктория – гигантская кувшинка. Ботаники открыли её недавно. Листья виктории с загнутыми кверху краями огромны. Сверху листья ярко-зелёные, а снизу фиолетовые. Неподвижная гладь реки сплошь покрыта чудесными цветами, которые переливаются от чисто-белого до розово-красного цвета.
(Статья из научно-популярного журнала)
2.
По теме определи тип речи:
1. Почему нужно беречь птиц?
2. В осеннем парке.
3. Смешной случай на уроке.
4. Наш класс дружный.
3.
Задания для групповой работы.
Интересная вещь – путешествия …
Представьте продолжение этого предложения (2-3 других), используя повествование, описание, рассуждение.
Y. Домашнее задание. Прочитайте предложения: Плывёт по морю лодочка. Сделана она из старой шляпы. Плывёт по морю лодочка. Вдруг поднялся ветер. Плывёт по морю лодочка. Почему её пассажирам весело? Определите тип речи, докажите по схеме к № 270. (письменно). Продолжите тексты (2-3 фразы). Запишите.
или
№ 270 – текст о шоколадном ольшаннике, по схеме определите тип речи (письменно): 1. Части речи. Примеры. Вывод. 2. Тема текста (сформулировать, записать). 3. Цель говорения (сформулировать, записать). 4. Сделать вывод о типе речи (записать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски
Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...
Функциональные стили речи.Типы речи.
Ресурс содержит презентацию к циклу уроков развития речи....
Урок развития речи по теме «Дождь» (5 класс. Повторение стилей и типов речи, широкой и узкой темы)
Материал урока станет основой для целого ряда уроков. Поможет детям увидеть особенности стилей речи. Можно применять для подготовки к ГИА....
методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.
Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....