Урок, посвященный Международному Дню Грамотности
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
Урок, посвященный Международному дню Грамотности.
Цели урока:
- Обучающая: помочь учащимся осознать, что его речь – его достоинство.
- Развивающая: показать, что главное национальное достояние – русская речь.
- Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к слову.
Эпиграф: «Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному».
Н. Карамзин.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Русский язык сегодня подвергается тяжёлому испытанию. Газеты, радио, телевидение, уличная реклама ежедневно обрушивают на нас поток слов иноязычного происхождения. Большая их часть не обогащает русский язык, а калечит, уродует его. Настойчиво вводится в оборот ненормативная лексика: выражения, оскорбляющие, унижающие человеческое достоинство, признанные в православном мире непечатными, преподносятся порой как важное достижение демократии.
На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно ещё не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи обворачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.
Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надёжных рецептов нет. Но приёмы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия. Не говорите плохих слов сами. Я знаю: порой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки неприятны, обидны, мы боимся остаться в одиночестве. Здесь спасательная мысль о том, что бывают периоды в жизни человека, когда нет рядом друзей, но остаются семья, работа, увлечения, учёба.
А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристаёт, всегда найдётся тот, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу.
Ругательству можно противопоставить слово хорошее. Заяви себе: «Сегодняшний день – мой главный день!». И приди в школу нарядным, наведи вокруг себя порядок, тепло улыбайся и сердечно похвали человека за мелочь. Помни о неприкосновенности личности, о не допустимости характеристик – обобщений: «Ты вообще всегда так». А если не сдержались, попросите прощения.
Верующие люди утверждают, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы – хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
Практическая часть
1. «Полезные мелочи»
- Одеть галоши – надеть галоши?
одеть кого-то надеть на себя
2.Слова-тёзки
- Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? (ключ)
- Стрижка, вид спорта, больничная палата (бокс)
- Из неё можно сшить детское одеяло, а можно её рассказать (байка)
- Бывает политический, а бывает от болезни (заговор)
- Порода собак и расценка на товары, услуги (такса)
3.Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
- Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
- Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
- У него глаза велики. (У страха.)
- Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
- Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
- Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
- Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
4. «Что это? Кто это?»
Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд. Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле,
Этот пони – день недели.
Этот плот – из полотна,
Этот рак сильней слона,
Эта марка ест бананы,
Этот сыр – с лесной поляны. Ответы: Авторучка. Понедельник. Полотенце. Трактор. Мартышка. Сыроежка.
5.Подумай и ответь. «10 ос»
Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся, как мышь.
Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.
В.Шефнер «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни
Итак, приведённые примеры сделают нашу речь грамотнее, нам не стыдно будет появиться в любом обществе, с нашим мнением будут считаться. Хочется верить, что после этого урока у нас возникнет желание учиться нашему родному языку, ведь.
Вольтер сказал «…что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что во всю жизнь надобно учиться своему природному».
Помните
«Я исключение! Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство настоящий контроль – это контроль изнутри»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "The Internet" к уроку, посвященному Международному Дню Интернета (30 сентября)
Презентация включает в себя:-общую информацию о понятии "Интернет"- истори. возникновения интернета;- список самых посещаемых сайтов глобальной сети;- тематический россворд;- список неологизмов, появи...
Экологический урок, посвященный Международному Дню птиц. «Птицы родного края и заповедные места Ростовской области».
Составила: Белоногова Валентина Андреевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-ДонуК редким животным, включенным в «Красную Книгу», встречающимся на территории Ростовск...
Всероссийский открытый урок, посвященный Международному дню создания ГО
Открытый урок по ОБЖ в 10 классе. 2019 год...
Методическая разработка урока обществознания по теме Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени (посвященного Международному дню памяти жертв Холокоста )
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен этот день был Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года, одним из инициаторов принятия это...
Сценарий мероприятия "Международный день грамотности". Музейный урок - викторина
Сценарий мероприятия "Международный день грамотности". Музейный урок - викторина...
Сценарий открытого онлайн-Урока, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста и 76-летию освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами Красной Армии. 27 января 2021 г.
Сценарий мероприятия...
Викторина посвященная международному дню грамотности "Умники и умницы"
Викторина посвященная Международному дню грамотности....