Стихотворения на уроках
статья по русскому языку
Как можно использовать написание стихотворений для уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_stihov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможность использования теории в стихотворной форме на уроках русского языка (опробовано при работе практикующим учителем)
А.Ю. Корчагина
В статье рассматривается возможность использования необычной формы изучения теории на уроках русского языка. В частности, в форме небольших стихотворений, удобных для запоминания. Подобная методика позволяет предоставить обучающимся вариативное изучение материала, а также предоставляет больше возможностей для учителя в плане организации учебного процесса.
Ключевые слова: стихотворная форма, теория, русский язык, изучение, урок
Как известно, применение подобных методик стало нередким в наши дни. Чтобы изменить метод заучивание теории на уроках зачастую разрабатываются пособия в помощь обучающимся и учителям.
Пособие Валентины Волиной стало альтернативой механическому заучиванию. Автор уверена, что «всякое запоминание легко и привлекательно для детей, если опирается на интересные, занимательные, важные темы, ритмику, стихи, сказки и т.п.». «Веселая грамматика» стала открытием для учителей, которые стремились усовершенствовать способы подачи программного материала.
О подобном изучении русского языка говорила Г. Александрова – автор книги «Занимательный русский язык», вышедшей в серии «Нескучный учебник». В данном пособии автор излагает материал в такой форме, которая позволяет приблизить школьное изучение русского языка к научному, не усложняя подачи материала и давая обучающимся возможность воспринимать обучение на более приятном уровне.
Так или иначе, подобные методы дают возможность посмотреть на преподавание с другой стороны, научиться применять новые формы ведения уроков, как того требует ФГОС.
Рассмотрим некоторые примеры применения подобного метода.
Первый пример – стихотворная форма для изучения понятия фразеологизма:
1. Фразеологизм
Есть в русском языке
Известное явление,
Когда оно значение
Имеет пара слов.
И даже в предложении
Мы этому явлению
По нашему умению
Дадим одну лишь роль.
Как мы можем увидеть, в него включаются аспекты изучения роли фразеологизма в предложении и значения самого понятия.
Следующим примером служит особая форма изложения теории об изменении словарного состава русского языка, в частности, о понятии заимствованных слов. Его можно включить в одновременное изучение теории о устаревших словах, неологизмах, которые будут представлены в подобной форме.
2.Изменение словарного состава русского языка. Заимствованные слова
К нам в гости с разных стран пришли,
Остались рядом до сих пор,
Костюм из Франции везли,
Корабль с Греции пришел.
Немало сложностей возникает при изучении подбора гласных в корнях с чередованием. При рассмотрении данного материала можно использовать следующее стихотворение:
3. Е – И в корнях с чередованием
Нам одна хитрость
Поможет узнать,
Для корня какую
Гласную взять.
Как только за ним
- а- суффикс пришел,
Он гласную и
Пред собою привел.
В данном отрывке представлен один аспект правила, но как один из разделов изучения темы он может быть использован на уроке.
Наиболее сложным материалом является правило правописания приставки пол- (полу-). В учебниках русского языка данная теория порой предоставлена слишком обширно, что приводит к частым проблемам заучивания обучающимися данного материала. Его имеем право заменить данной стихотворной формой:
4. Слова в пол-( полу-)
Сложно запомнить правописание пол-,
Но для удобства соблюдаем условия:
Для корня с л- дефис подошел,
Для гласных применим его же.
Кроме того, для Заглавных берем,
Не забываем его никогда.
А в остальном пишем слитно все с пол-,
Помним условия эти всегда.
Правило правописания глаголом с не – самое простое для запоминания. Но не стоит забывать, что с ним тоже бывает много ошибок и проблем. И для его запоминания используется стихотворная форма:
5.Не с глаголами
Не с глаголами, известно,
Пишем мы раздельно.
Но не стоит забывать:
Нельзя без исключения.
В том случае все просто,
Как запомнить и писать:
Проверяем, чтоб без не
Глагол не мог существовать.
Последним примером нам будет служить правило правописание приставок на -з и -с.
6.Приставки на –з и –с:
Приставку на –з ты можешь
Избрать
Как только найдешь
Подходящее слово.
Ведь буковка –з может рядом
Стоять
С таким же звонким
В начале корня.
И с этим условием пишем
Всегда
Безбрежный, бездетный, но только
Запомни:
Как только глухой в корне станем
Писать,
Приставка с глухим нам уж точно
подходит.
Это лишь небольшая подборка теоретического материала, который изучается на уроках русского языка.
В результате можно прийти к следующему выводу: практика использования правил русского языка в стихотворной форме на уроках имеет положительные результаты. Во-первых, материал становится доступнее для изучения. Во-вторых, подобная форма изложения теории дает возможность запомнить материал быстрее. Обучающиеся смогут упростить для себя сложный процесс обучения.
Список литературы
- Волина В.В., Весёлая грамматика/ В.В.Волина – Москва, 2001г.
- Александрова Г. Занимательный русский язык. Нескучный учебник / Г.Александрова, Санкт-Петербург 1998г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык/Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова, Ярославль «Академия развития», 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение стихотворению на уроках английского языка.
Данная статья может быть использована как вспомогательное средство педагогами английского языка при обучении стихотворению...
Стихотворение к уроку (собственное сочинение) "Странный разговор".
Стихотворение к уроку русского языка собственного сочинения...
Работа над стихотворениями на уроках английского языка.
Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятие иностранным языком более содержательн...
Творческая работа "Оборона Москвы" (стихотворение) к уроку истории
Стихотворение Воробьевой Н.С. может быть использовано при проведении урока по истории или при проведении классного часа на соответствующую тему....
Творческая работа "Оборона Москвы" (стихотворение) к уроку истории
Стихотворение Воробьевой Н.С. может быть использовано при проведении урока по истории или при проведении классного часа на соответствующую тему....
В копилку учителя (Из опыта по использованию рифмовок и стихотворений на уроках английского языка)
Роль стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала очень велика и заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения. Эффект обучения языковому материалу заметно повышается. Бла...