Обучение стихотворению на уроках английского языка.
статья (английский язык) на тему
Данная статья может быть использована как вспомогательное средство педагогами английского языка при обучении стихотворению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_stih._obbshchenie_opyta.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение стихотворению на уроках английского языка.
Медведкова Юлия Сергеевна. Учитель английского языка, МБОУ «ООШ № 100им. С. Е. Цветкова» 2012г.
Иностранный язык – это учебный предмет, который включает неограниченные возможности для творческой деятельности обучающихся, расширение их кругозора, развития культурных навыков и эстетического вкуса.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание обучающихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.
Известно, что стихотворение, особенно аутентично, является важным элементом любого языка и поэтому заслуживает самого пристального внимания.
Методические преимущества стихотворений в обучении иностранному языку: стихотворение, как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включает новые слова и выражения. В стихотворениях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает в её активизации. В стихотворениях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувств языка, знания его стилистических особенностей. Кроме того, стихотворение – это великолепное средство повышения интереса, как к стране изучаемого языка, так и к самому языку, а так же весьма эффективный способ повторения языкового материала особенно на старшем этапе обучения. Перевод стихотворения является одним из методических приёмов в обучении иностранному языку.
Использую как программные, так и дополнительные стихотворения для работы на уроках и во внеклассной работе.
Работа над стихотворением условно разделена на несколько аспектов:
-Лексический (содержание стихотворения)
- Грамматический
- Фонетический
- Технический (способы запоминания содержания стихотворения).
- Социально-лингвистический, страноведческий.
Деление очень условно, потому что нет четких границ между этапами, один плавно перетекает в другой.
I. Лексический аспект.
Начинать работу над стихотворением целесообразно с «мозгового штурма». Записываем на доске название стихотворения, и учащиеся дают свои ассоциативные представления.
Каждый ученик говорит одно слово – понятие, по его мнению, связанное с названием и содержанием стихотворения. Все слова записываются на доске.
Следующий этап работы – построение предложений относительно названия и содержания стихотворения.
T: What is this poem about? What are your ideas? Combine all these words in a short story. One sentence for each word. Try to be logical.
В менее подготовленном классе вместо составления рассказа можно предложить упражнение с множественным выбором.
Во время первого прослушивания стихотворения учащиеся проверяют обоснованность своих предположений относительно содержания стихотворения.
II. Работа над грамматической стороной стихотворения.
Как правило, все стихотворения написаны в одном грамматическом времени. На доске или в распечатке предъявляется первое четверостишье. Учащиеся заполняют пропуски в тексте (глаголы в необходимом времени). Далее, прослушивая это четверостишье, обучающиеся проверяют правильность выполнения задания.
Для поддержания на должном уровне грамматических навыков задаются вопросы к каждой строчке: общий, специальный, разделительный, альтернативный. Попутно отрабатываются все остальные грамматические явления, которые присутствуют в четверостишье:
- употребление глаголов;
- словообразование (значение суффиксов, префиксов у существительных и прилагательных);
- степени сравнения прилагательных и наречий. И т.д.
III. Работа над фонетикой.
Отрабатываем чтение первого четверостишья: звук > сочетание звуков > слово > словосочетание.
При необходимости в особо трудных местах можно воспользоваться методом расширения («лестница»). Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание на рифму стихотворения – чередование ударных и безударных слогов слов. Рифма значительно облегчает работу над произношением. Отработав отдельные трудные места, повторяем первое четверостишье за диктором или за учителем. Далее идет работа над грамматическими явлениями второго четверостишья стихотворения. Схема работы та же.
Фонетическая отработка второго четверостишья. Повторение за диктором или за учителем первого и второго четверостишья. Грамматическая отработка третьего четверостишья. При повторе за диктором необходимо настроить учащихся на максимально четкое произношение текста. Можно использовать элемент соревнования. Повторение стихотворения за диктором или за учителем. Исполнение стихотворения за диктором или за учителем.
IV. Работа над запоминанием.
Существует несколько способов запоминания текста:
- «Неполная фраза» (Complete the phrase). Говорится или пишется на доске начало фразы. Учащиеся по памяти заканчивают ее. Обязательно используется элемент соревнования. Класс делится на команды и по очереди восстанавливают строчки из стихотворения.
- При небольшой группе каждый ученик произносит одну и ту же строчку. Задача произнести ее максимально приблизительно к диктору.
- «Снежный ком» (Snowball). Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
- «Цепь» (Chain). Каждый ученик говорит одну строчку стихотворения, и так по очереди до конца.
- Соревнование «Order the Lines». Класс делится на две группы. Каждая группа получает конверт с разрезанным на отдельные строчки стихотворением. Кто быстрее соберет полный текст стихотворения?
V. Социально-лингвистический, страноведческий аспект.
Исполнение стихотворения с диктором или учителем. Далее работаем над содержанием стихотворения. Задаются несколько проблемных вопросов. Для ответа на них учащиеся анализируют содержание стихотворения. Выявляем исторический фон стихотворения. Если это возможно, извлекается какая-то социокультурная информация. Если упоминаются какие-то географические названия, учащиеся показывают их на карте. Все ответы необходимо доказать соответствующими предложениями из стихотворения.
На заключительных этапах работы над стихотворением:
1. Исполнение стихотворения с диктором или учителем.
2. Исполнение стихотворения самостоятельно, без диктора или учителя.
Развитие речи: учащимся предлагается вообразить и описать место действия стихотворения, например город, дом, квартиру, где живут главные герои. Работа идет без предварительной подготовки. Дома можно сделать коллаж, рисунок, слайд-шоу, музыкальное сопровождение.
3. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения (2-3 команды).
Развитие речи: описание внешности и характера действующих лиц, предположительный возраст, профессия, образ жизни, любимая пища и одежда и т.д. При описании места действия, характера, профессии, внешности действующих лиц необходимо поощрять учащихся к выражению своего мнения, используя фразы: from me point of view, in my opinion. И т.д.
Заключительный урок:
Конкурс на лучшее исполнение стихотворения. Литературный перевод (в общем смысле это один из показателей качественности перевода) или эквиритмический перевод стихотворения - это уже заключительный этап. Эквиритмическими (или эквиритмичными) называют переводы стихотворений, выполненные с сохранением стихотворного размера. Перевод поэзии сложен и сам по себе; эквиритмический перевод особенно сложен. Это трудный, но интересный, на мой взгляд, этап работы над стихотворением. Работа над переводом стихотворений не только развивает эстетическую способность обучаемых вглядываться в окружающий мир, понимать свои чувства и чувства других людей, но и позволяет раскрыть внутренний мир ребёнка, его мысли и состояние души. В доверии, выраженном учениками в стихотворных строках, описании сокровенных чувств радости и печали, надежд и разочарований, стремлений и неудач, заложены огромные возможности для создания положительной атмосферы на уроках, а также для развития общей и гуманитарной культуры учащихся, благодаря расширению их осведомлённости о поликультурном характере человека.
В начальных классах эту работу можно построить по-другому:
1. Учащиеся слушают стихотворение, следя глазами за текстом.
2. Разбираем незнакомые слова.
- могут быть написаны с транскрипцией и переводом,
-можно дать синонимы нового слова,
-можно использовать догадку по контексту и вместе найти значение нового слова.
3. Читаем хором эти слова.
4. Даётся время, чтобы ребята прочитали, собрали мысли в кучку и поняли, о чём стихотворение.
5. Делается обратный перевод наиболее трудных мест. Это помогает тем, кто ещё не до конца понял стих, приблизиться к его пониманию.
6. На дом задаётся, в зависимости от сложности стиха, состава учащихся и т.п. или выучить стих, или для начала хорошо, бегло читать и знать ВСЕ слова.
7. На следующем уроке можно проверить знание слов по-разному, например, даётся синоним слова, и ученики не только запоминали новое, но и знакомились с синонимами.
8. Потом можно провести ещё такую хитрую проверку: по мере возможности, ученики не подсматривают в текст, смотрят только на учителя. Начинает учитель декламировать начало каждой строчки и неожиданно останавливает свой взгляд на одном из учеников, который и должен будет продолжить строчку. Для многих этот момент работы очень интересен. Когда дети привыкают к этому виду работы, их охватывает азарт своего рода. Учитель читает начало строчки, а потом НЕОЖИДАННО поворачивается к кому-то, кто должен БЫСТРО закончить эту строчку. Чем короче пауза между окончанием учителя и его(её) продолжением, тем победнее взгляд ученика - мол, во как я быстро среагировал! Дети любят соревноваться. И потом, стараешься задействовать КАЖДОГО ученика. Если это было четверостишье, то я размещаю на доске строчки, написанные на полосках бумаги, вразбивку, т.е. не по порядку. И учащиеся должны сообразить, какая строчка первая, вторая и т.д.
И так, работа над стихотворением обогащает ученика, расширяет его кругозор, приобщает к культуре страны изучаемого языка.
Список литературы:
1. Виноградова В.В. «Работа над стихотворением» // ИЯШ. – 2003.-№ 3 -с.59 - 61.
2. Иванова Е.Н. « Занятие кружка английского языка» // ИЯШ.- 2009. -№ 3 –с.66-68.
3.Рачок Т.П. Работа над стихотворениями на уроке английского языка. // ИЯШ. – 1998. - № 3 -с.43 – 45.
4. Рачок, Т. П. Работа над стихотворениями на уроках английского языка // ИЯШ. - 1999. -№ 2-с. 15-18.
5.Тимошенко Н.М. Стихотворения на уроках английского языка // ИЯШ. - 2001, № 1 -с.57 - 61.
6. Тимошенко Н.М. Стихотворения на уроках английского языка // ИЯШ. - 2004, №1 -с.107.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над стихотворениями на уроках английского языка.
Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятие иностранным языком более содержательн...
Обобщение опыта по английскому языку по теме: "Обучение аудированию на уроках английского языка"
Аудирование - это процесс восприятия и понимания речи на слух во время ее порождения.В реальном общении приходится много слушать, и то, насколько точно и полно воспринимается информация, определяет да...
В копилку учителя (Из опыта по использованию рифмовок и стихотворений на уроках английского языка)
Роль стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала очень велика и заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения. Эффект обучения языковому материалу заметно повышается. Бла...
Обобщение опыта преподавателя английского языка Паншиной О.Н. по теме "Обучение лексике на уроках английского языка"
Преподаватель Багрей Е.А. обобщила опыт преподавателя английского языка Паншиной О.Н, по вопросам обучения лексики на уроках. Работа с новыми словами и словосочетаниями включает три этапа: 1) ознакомл...
Использование стихотворений на уроках английского языка в начальной школе.
Содержание: Не секрет, что дети начальных классов обладают низкой концентрацией внимания, быстро устают на уроках и теряют интерес, поэтому необходима постоянная смена деятельности, переключение вним...
Работа с аутентичными стихотворениями на уроках английского языка
Рекомендации по работе с стихотворениями, заучиванием наизусть и собственной презентацией...
презентация по английскому языку на тему : " Эффективная реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка"
Реализация коммуникативного подхода в обучении грамматики на уроках английского языка как эффективное средство формирования коммуникативной компетенции...