Рабочая программа по учебному предмету Русский язык 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Людмила Анатольевна Диппель

Данная прграмма разработана в соответствии с нормативными документами. Предназначена для обучающихся 9 класса с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.yaz_9kl.docx50.72 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • Учебный план образовательной организации.

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

  1. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019.

Данная рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Русский язык.класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2021.

Изучение русского языка в 9 классе имеет цельюразвитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

  • формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;
  • формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний;
  • использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
  • ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
  • использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развитие положительных качеств и свойств личности.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков,  на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.  

При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:

- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

- методов исследования (наблюдение, анкетирование);

- метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).

2.Общая характеристика учебного предмета

 В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Программа по русскому языку в 9 классе имеет коммуникативную направленность. Основным направлением работы является развитие речи учащихся как средства общения и коррекции их мыслительной деятельности.

Данный вектор работы влияет на структуру и содержательную часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не только запоминание грамматической теории и орфографических правил («как называется», «как изменяется»), но и умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме в речевой практике.

Программа по русскому языку в  классе включает следующие разделы:

1. Повторение.

2. Состав слова. Текст.

3. Части речи. Текст.

4. Предложение. Текст.

5. Повторение.

В области морфологии, изучая раздел «Состав слова», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, признак, действие. Внимание обучающихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный — глинистый, экскаватор — эскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально-оценочным оттенком (дом — домик, дом — домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и тексте.

Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

 В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога — прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в разделе «Части речи». В 9 классе особое внимание следует уделить значению частей речи в русском языке. Учащиеся наблюдают за образованием новых слов от части речи.

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание,предложение) учащиеся 9 класса учатся конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит идея ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

У учащихся 9-х классов формируются следующие умения:

• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала длябольшего приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года.

Программный материал расположен концентрически:основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол и т.д.), включены в содержание всех классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

3.Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 102 часа в год, т.е. 3 часа в неделю (34 учебных недели).

Тематический план предмета «Русский язык» для 9 класса

(102 часа)

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

4.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 9 классе

Программа по письму и развитию речи включает следующие разделы:

1.Предложение. Текст.

Повторение.Простые и сложные предложения без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания. Обращение. Использование обращений в диалоге.

2. Состав слова. Текст.

Состав слова. Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Дополнение текста недостающими сведениями (фактами, примерами) с опорой на рисунок. Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них. Сложносокращенные слова (НТВ, АТС). Использование в тексте сложных и сложносокращенных слов.

3. Части речи.

Существительное. Значение существительных в речи. Смысловые группы существительных.Составление сочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего временис несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых существительных.Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний прилагательных.Включение прилагательных в описание портрета (с опорой на иллюстрацию, репродукцию картины).Создание диалога на основе повествовательного текстас опорой на структурную схему диалога.Прилагательные на -ий~ -ье~ -ья~ -ьи. Их правописание.Выписывание из текста словосочетаний с прилагательными. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.

Местоимение. Значение местоимений в речи.Правописание личных местоимений с предлогами.Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и выписанных словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана.

Глагол. Значение глаголов в речи. Лексические группы глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении, включение их в описание картины (по данной репродукции).Изменение глаголов по лицам и числам. Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться, написание глаголов 2-го лица единственного числа.Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующихречь участников диалога.Краткий письменный пересказ текста по вопросам. Повелительная форма глаголов.Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.

Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия, противоположные по значению.Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переносном значении.Правописание наречий на -а и -о с проверкой их существительным (с окна, на окно, слева, направо).Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.

Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи.Правописание числительных: от 5 до 20, 30; от 50 до 80; ОТ l 00 ДО 900.Составные числительные, их правописание.

4.Предложение. Текст.

Простое предложение, его характеристика. Сложное предложение, его характеристика.Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и второстепенных членовв частях сложного предложения. Построение сложных предложений. Составление сложных предложений с опорой нафрагменты, включающие союзы что, чтобы, потому что, когда.

5.Повторение пройденного за год.

6.Деловое письмо.

Повторение. Письмо, объявление, объяснительная записка, заявление, расписка.Доверенность. Текст доверенности, её структурные части. Тематический словарь.Членение доверенности на части и составление доверенности из отдельных частей.Составление доверенности на заданные темы.Автобиография. Текст автобиографии, её структурные части. Тематический словарь. Членение автобиографии на части и составление автобиографии из отдельных частей. Составление автобиографии. Внесение автобиографических данных в различные документы.

Словарные слова, изучаемые в 9 классе

Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливость, ветеран, владелец, жестокость, иждивенец, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, сбербанк, свидетельство, традиция.  (22 слова).

5.Тематический план

Программный материал

Кол.ч

Сроки

Словарь

I

Предложение

8

1

Простые  предложения.

1

2

Простое предложение с однородными членами.

1

жестокость

3-4

Сложное предложение с союзами и, а, но.

2

5

Изложение с элементами художественного описания.

1

6

Обращение. Использование обращения в диалоге.

1

7

Дополнение текста недостающими сведениями.

1

8

Деловое письмо. Заявление о приёме на работу.

1

заявление

II

Слово. Состав слова.

9

9

Корень и однокоренные слова

1

конфликт

10

Проверочный диктант.

1

11

Образование слов с помощью суффиксов.

1

владелец

12

Образование слов с помощью приставок.

1

13

Сочинение повествовательного характера.

1

6

Сложные слова. Образование  сложных слов.

1

сбербанк

7

Сложносокращённые  слова.

1

автобиография

8

Использование в тексте сложных и сложносокращённых слов.

1

9

Контрольный диктант.

1

III

Существительное.

9

14

Значение существительного в речи.

1

Безопасность

15

Смысловые группы существительных.

1

Население

16

Составление сочетаний существительного с существительным. Связь слов в словосочетании.Использование существительных для сравнения.

1

Независимость

17

Несклоняемые существительные. Определение их рода.

1

Авторитет

18

Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. (с.48)

1

19

Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными.

1

Кафе

20

Дополнение диалога завершающими репликами. (упр.60)

1

21

Имя существительное. Закрепление.

1

22

Деловое письмо. Расписка.

1

IV

Прилагательное.

14

23

Значение прилагательного  в речи.

1

ветеран, мужество

24

Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

1

25

Согласование имени прилагательного с именем существительными.

1

Результат

26-27

Правописание падежных  окончаний  имён прилагательных.

2

28

Свободный диктант.

1

29

Склонение прилагательных на –ий, -ье.

1

30

Склонение прилагательных на  -ья.

1

31

Создание диалога на основе повествовательного текста

1

32

Склонение прилагательных на -ьи.

1

33

Изложение статьи учебника.

1

34

Деловое письмо. Объяснительная записка.

1

35

Имя прилагательное. Закрепление.

1

36

Контрольный диктант.

1

V

Местоимение.

10

37

Значение местоимений в речи.

1

38

Употребление местоимений в тексте.

1

39

Лицо и число местоимений.

1

Традиция

40

Изменение местоимений по падежам.

1

41-42

Правописание личных местоимений с предлогами.

2

Компьютер

43

Правописание местоимений 3-го лица.

1

44

Деловое письмо. Письмо бабушке.

1

45

Местоимение. Закрепление.

1

VI

Глагол.

20

46

Значение глагола в речи.

1

47

Глаголы, близкие и противоположные по значению.

1

48

Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

1

49

Употребление глаголов со значением отрицания.

1

50-51

Неопределённая  форма  глагола.

2

Обязанность

52

Правописание глаголов в неопределённой

1

53

Различие и правописание глаголов на –тся и –ться.

1

54

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

55

Свободный диктант.

1

56

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1

Свидетельство

57

Повелительная форма глагола.

1

58-59

Правописание глаголов в повелительной форме.

2

Аккуратно

60

Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.

1

61

Сочинение «Какое время года я больше люблю».

1

62

Повторение по теме «Мягкий знак (Ь) в глаголах.»

1

63

Глагол. Закрепление.

1

Отдых

63

Контрольный диктант.

1

65

Деловое письмо. Автобиография.

1

VII

Наречие

8

66

Наречие как часть речи.

1

67

Наречия противоположные и близкие по значению.

1

68

Наречия, характеризующие глаголы речи.

1

Вежливость

69

Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении.

1

70-71

Правописание наречий са и о на конце.

2

72

Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.

1

73

Сочинение-повествование по картине В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».

1

VIII

Числительное

13

74

Понятие об имени числительном как части речи.

1

75

Простые и составные числительные.

1

76

Словосочетания с числительными.

1

77

Правописание числительных от 5 до 20 ,30.

1

78-79

Правописание числительных от 50 до 80.

2

80

Различие числительных с ьв конце и в середине.

1

81-82

Правописание числительных 90, 200, 300,400.

2

83

Проверочный диктант

1

84-85

Правописание числительных от 500 до 900.

2

86

Деловое письмо. Доверенность.

1

IX

Предложение

10

87-88

Различие простых и сложных предложений.

2

Иждивенец

89

Сложное  предложение с союзом что.

1

90

Сложное  предложение с союзом чтобы.

1

91

Контрольный диктант.

1

92

Сложное  предложение с союзом потому что.

1

Национальность

93

Сложное  предложение с союзом когда.

1

94-96

Сложные предложения. Закрепление.

3

Х

Повторение.

7

97-98

Составление групп однокоренных слов разных частей речи.

2

99-100

Согласование слов в словосочетании

2

101-103

Предложение.

3

6.Методическое обеспечение программы

  1. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Олигофренопедагогика: учеб.пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
  5. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2019.
  6. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2021.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  образовательное учреждение Омской области

«Калачинская  адаптивная школа – интернат »

(КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»)

________________________________________________________________________________________________________

        

                                        УТВЕРЖДАЮ

                                        Директор КОУ

                                «Калачинская адаптивная

                                                        школа-интернат»

_________________ Козицкая Н.В.

                                 (подпись) «   ___________2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для 9 ых классов

                                                 Составитель: учитель Диппель Л.А______________

                                                     (подпись)

                                                 Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения

                                                «    » ___________ 20___ г., протокол № 1

                                                        Руководитель методического объединения Диппель Л.А____ _________

                                                                (подпись)

              Рабочая программа согласована на МС _______________

                                                                                (подпись)

        «    »___________  20__г., протокол №

Калачинск, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы /  И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой

Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...