Рабочая программа по учебному предмету Русский язык 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС.Предназначена для обучающихся 6 класса с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_klass.docx | 89.87 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
Основой для реализации учебных планов являются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 5 – 9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва, «Просвещение», 2013г.
Рабочая программа ориентирована на учебно – методический комплект:
- учебник «Русский язык» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, Москва, «Просвещение», 2020г.
Изучение русского языка в 6 классе имеет цель развивать речь учащихся как средство общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов:
- организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);
- стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
- исследования (наблюдение, анкетирование);
- изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества).
- Общая характеристика учебного предмета
В системе образования учащихся с нарушением интеллекта учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку в 6 классе имеет коммуникативную направленность. Особое внимание уделяется предложению и тексту, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи, и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил осуществляется в процессе формирования речевых умений навыков. Большое значение приобретает умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме.
Упражнения в связной письменной речи проводятся на уроках систематически и связаны с содержанием грамматико-орфографического материала урока. Учащиеся знакомятся с различными видами деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарем и выполняют разнообразные практические упражнения. Большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи, обеспечивается необходимая систематизация знаний. Программный материал расположен концентрически.
Программа по русскому языку в 6 классе включает следующие разделы:
1. Звуки и буквы. Текст.
2. Предложение. Текст
3. Слово. Текст.
а) состав слова
б) части речи
5. Повторение пройденного.
6. Деловое письмо.
Звуки и буквы. В 6 классе продолжается работа над звукобуквенным анализом. Учащиеся овладевают правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных, слов с разделительным мягким знаком, написанием сомнительных согласных.
Предложение. В процессе упражнений при изучении данной темы у школьников формируются навыки построения простого предложения с однородными членами, с обращением. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Слово.Основными темами являются: состав слова, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предложение. В процессе выполнения упражнений при изучении данных тем формируются навыки правописания.
Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, подбор родственных слов. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова, имени существительного, имени прилагательного, глагола направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся, формирование навыков грамотного письма.
Деловое письмо.Прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся упражняются в оформлении деловых бумаг по образцам; правильно, логично и достаточно кратко учатся излагать свои мысли в письменной форме (при составлении текстов письма товарищу, заметки в стенгазету, поздравительной открытки, объявления и т.д.).
Связная речь. В связи с тем, что у школьников с особыми образовательными потребностями возможности излагать свои мысли в письменной форме весьма ограниченны, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи.
Упражнения по формированию связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
- Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в образовательных компонентах 6 класса имеется предмет «Русский язык». На изучение данного предмета в учебном плане в 6 классе отводится 4 часа в неделю.
В учебном году на курс русского языка отводится 136 часов.
Итого за год:
вI четверти - во II четверти - в III четверти - в IV четверти –
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для учащихся 6 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
-формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
-формирование интереса к изучению русского языка;
-коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;
-овладение основами грамотного письма;
-использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 6 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
-списывать текст целыми словами;
-писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;
-определять границы предложений;
-выделять главные и второстепенные члены предложения с помощью учителя;
-участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
-исправлять текст с помощью учителя;
-подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
-различать части речи по вопросам с помощью учителя;
-пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя.
Достаточный уровень:
-списывать текст целыми словами и словосочетаниями;
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов);
-делить текст на предложения;
-выделять главные и второстепенные члены предложения;
-выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли;
-самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов);
-подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно);
-доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
-находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно;
-пользоваться школьным орфографическим словарем.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
- оказывать помощь сверстникам и взрослым;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 6 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
- оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;
- оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;
- оценка «2» - не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов (Приложение 1). По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;
1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;
2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;
4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции
с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;
5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
5. Содержание учебного предмета
В процессе изучения данного предмета у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Усвоение элементов письма и развития речи осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
В программе по письму и развитию речи выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
1. Звуки и буквы. Текст.
Повторение. Гласные и согласные. Их дифференциация. Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим - слышим - пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу). Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим - сомневаемся - решаем орфографическую задачу). Непроверяемые гласные и согласные в словах.
Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.
2. Предложение. Текст.
Повторение. Деление текста на предложения. Нахождение разных по интонации предложений в тексте (в том числе и в диалоге) при отсутствии в нем знаков препинания. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов и без них. Использование в предложении однородных членов предложения.
Расположение частей текста в соответствии с данным планом.
3. Слово. Текст.
а) Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Окончание. Объединение слов в словосочетания с помощью вопроса. Наблюдение за функцией окончания. Приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки. Приставка и предлог. Правописание приставок с- а- и о-. Приставка пере-. Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, от-, под-, над-). Разделительный твердый знак (ъ) в словах с при ставками.
Текст. Деление текста на части по заданному плану.
б) Части речи.
Существительное, прилагательное, глагол. Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении.
Имя существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда существительных общей темой. Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Обогащение словаря эмоционально окрашенными существительными, называющими предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Род и число существительных. Различение существительных по родам, изменение по числам. Существительные собственные и нарицательные. Правописание имен собственных. Кавычки в названиях книг, газет, журналов, магазинов, кинотеатров. Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания с существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому ( существительному) и определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере существительных с ударными и беспроблемными окончаниями). Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор падежной формы существительного после предлога. Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами (по вопросам к тексту).
Имя прилагательное.Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных. Распространение предложений прилагательными. Прилагательные, противоположные по значению. Род и число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Наблюдение за родовыми окончаниями. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в разных падежах с предлогами.
Глагол. Значение глаголов в речи. Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных (улетел- прилетел) и неоднокоренных (встречает - провожает) глаголов, противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению, на заданную тему. Дифференциация существительных, прилагательных и глаголов, обозначающих однотипные семантические группы. Включение их в текст. Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в предложении и тексте глаголов различных временных категорий. Число глаголов. Включение глаголов в текст с опорой на рисунок. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. Употребление глаголов в переносном значении.
Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давным-давно; вдруг, неожиданно, внезапно; с тех пор, теперь, и вот.
4. Предложение. Текст.
Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по интонации предложений об одном предмете. Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов «и» с одиночным союзом «и». Интонация перечисления. Знаки препинания при однородных членах. Включение в предложение однородных членов путем замены слова с обобщающим значением словами с конкретными значениями. Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Место обращения в предложении. Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.
5. Повторение пройденного.
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Части речи.
6. Деловое письмо
Адрес.Повторение. Обогащение тематического словаря новыми адресными данными. Адресат. Заполнение конверта.
Поздравление. Расширение тематического словаря. Речевой этикет. День учителя. Поздравление с Днем учителя. Календарь памятных дат, его заполнение. Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.
Записка. Повторение. Записка-просьба, записка-приглашение. Расширение тематического словаря. Речевой этикет. Составление записок-просьб и записок-приглашений на заданные темы.
Письмо. Повторение. Расширение тематического словаря. Сочинение писем по образцу, по письму-заготовке. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо. Письмо товарищу.
Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь. Особенности текста объявления: краткость, точность (где? когда?). Школьные объявления. Доска объявлений. Составление объявлений из данных структурных частей. Дополнение текста объявления пропущенными структурными частями. Школьные объявления о пропаже и находке. Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.
Связная речь с элементами творчества.
Свободный диктант с предварительным разбором: составление плана, выделение опорных слов, средств связи предложений. Самостоятельная запись каждой части.
Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Коллективная запись вступления и заключения текста, самостоятельная запись основной части.
Изложение повествовательного текста, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам. Самостоятельная запись основной части.
Изложение текста с элементами описания животного, воспринятого на слух, по данному плану и опорным словам.
Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Озаглавливание текста. Восстановление текста по опорным словам.
Коллективное описание предмета (деловое) с опорой на предмет по предложенному учителем плану. Коллективное описание предмета с опорой на предмет или его изображение по предложенному учителем плану. Использование изобразительных средств языка.
Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам. Самостоятельное его воспроизведение.
Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра.
Составление текста поздравительной открытки.
Составление текста письма к друзьям, знакомым с элементами описания с предварительным обсуждением содержания, структуры, средств связи предложений.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Программный материал | Кол. час. | Кален. Сроки | Наглядность | Словарная работа | Основные виды учебной деятельности обучающегося |
I. | Звуки и буквы. Текст. | 6 | ||||
1. | Звуки и буквы. Гласные и согласные. Их различие. | 1 | Таблица. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать терминами «звук», «буква», «гласный», «согласный», «орфограмма». - различать гласные и согласные, сравнивать гласные и согласные. - ставить ударения в словах, различать ударные и безударные гласные; - подбирать группы родственных слов; - проверять написание в корне безударных гласных, согласных путём подбора родственных слов; - различать парные согласные; - находить проверочные и проверяемые слова в группе однокоренных слов; - различать проверяемые и непроверяемые написания гласных и согласных в словах; | ||
2. | Ударные и безударные гласные. | 1 | ||||
3. | Правописание безударных гласных. | 1 | Таблица, перфокарты. | |||
4. | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | Таблица, карточки. | |||
5. | Части текста. Красная строка. | 1 | Таблица, Карточки. | |||
6. | Непроверяемые гласные и согласные в словах. | 1 | телеграмма | |||
II | Предложение. Текст. | 10 | ||||
7 | Деление текста на предложения. | 1 |
| - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - владеть термином «предложение»; - устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов; - обозначать начало и конец предложения на письме; - составлять предложения; -устанавливать последовательность предложений в тексте; - практиковаться в делении текста на предложения; - владеть понятиями «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое»; - разграничивать главные и второстепенные члены предложения; -отличать текст от предложений; - разграничивать текст на части; - определять основную мысль, тему текста; - списывать текст, соблюдая красную строку; - подчеркивать в предложении главные и второстепенные члены; - сравнивать, различать распространенные и нераспространенные предложения; - чертить схемы предложений; - учиться распространять предложения с помощью вопросов, рисунков; - составлять предложения - выполнять разбор предложений; - владеть понятиями «план текста», «заголовок»; - выделять вступление, главную часть, заключение; - составлять текст из отдельных частей по предложенному плану; - записывать получившийся текст, соблюдая красную строку; | ||
8 | Выделение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | Таблица | |||
9 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | Таблица, сюжетные картинки. | хозяин | ||
10 | Расположение частей текста в соответствии с данным планом. | 1 | ||||
11-12 | Распространение предложений с помощью рисунков, вопросов и без них. | 2 | конфета | |||
13 | Однородные члены предложения. | 1 | Таблица – схема. | |||
14 | Диктант. | 1 | -слушать учителя; - применять правила правописания при письме; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте; | |||
15 | Деловое письмо. Заполнение конверта. | 1 | -познакомиться с понятием «адрес»; с историей почтовой марки, ее назначением; - перечислять адресные данные и порядок их записи, восстанавливать нарушенный порядок адресных данных; - различать адрес отправителя и получателя (адресат); - записывать адрес на конверте | |||
16 | Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. | 1 |
| - коллективно составлять рассказ по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста; - составлять план к рассказу; - озаглавливать текст в связи с выделенной темой; - записывать текст на доске и в тетрадях по плану | ||
III. | Слово.Состав слова | 23 | ||||
17 | Корень и однокоренные слова. | 1 | Таблица.Карточки. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - владеть понятиями «корень», «однокоренные слова», «окончание», «приставка»; «суффикс», «состав слова», «часть слова»; - подбирать однокоренные слова; - составлять предложения, словосочетания с однокоренными словами; - определять значение окончания в предложении, словосочетании; - показывать связь слов в предложении с помощью вопросов; - графически выделять на письме окончания; - связывать слова в предложении при помощи изменения окончаний; - определять значение приставок, суффиксов; - образовывать слова, подбирая нужную по смыслу приставку; - практиковаться в выборе пропущенных приставок и суффиксов в словах, опираясь на смысл словосочетания и предложения; - графически выделять на письме приставку, суффикс; - образовывать слова с новым значением при помощи приставок и суффиксов; - образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; - разбирать слова по составу, используя таблицу | ||
18 | Окончание как изменяемая часть слова. | 1 | Таблица. | |||
19 | Приставка как часть слова. | 1 | ||||
20 | Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки. | 1 | горизонт | |||
21 | Суффикс как часть слова. | 1 |
| |||
22-23 | Разбор слова по составу. | 2 | ||||
24 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Предметные картинки. | |||
25 | Контрольный диктант. | 1 | -слушать учителя; - применять правила правописания при письме; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте; | |||
26 | Правописание сомнительных согласных в корне слова. | 1 | Таблица.Карточки. | сейчас теперь | отрабатывать способы проверки сомнительных согласных в корне слова - упражняться в проверке написания сомнительных согласных в корнеслова - практиковаться выделять в слове орфограмму, уметь ее обосновать. | |
27 | Приставка и предлог. | 1 | Таблица. | календарь | - определять значение приставки и предлога; - сравнивать правописание приставок и предлогов; - вставлять пропущенные предлоги и приставки; - различать приставку и предлог; - правильно писать гласные в приставках; - работать по памятке. - образовывать слова с приставками; - применять правило написания безударных гласных в корне и приставке - наблюдать за правописанием согласных и гласных в приставках; - запоминать правила правописания приставок; - выделять в словах приставки, вставлять пропущенные согласные и гласные в приставках; - объяснять правописание гласных и согласных в приставках; - правильно писать слова с разделительным твердым знаком; - сравнивать написания слов с разделительным твердым знаком (Ъ) и без него; - образовывать слова с помощью приставок; - подбирать примеры слов с заданными приставками; - выполнять упражнения и задания на закрепление знаний по пройденным темам | |
28 | Различие приставки и предлога. | 1 | Таблица. | комбайн | ||
29 | Правописание приставок саи о. | 1 |
| Таблица. | ||
30-31 | Приставка пере-. | 2 |
| Таблица. | ||
32 | Деление текста на части по заданному плану. | 1 | соревнование | |||
33 | Правописание приставок на согласные вне зависимости от произношения. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
34 | РазделительныйЪ после приставок. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
35 | Составление рассказа по заданному заглавию. | 1 | - определять тему, основную мысль текста по заданному заглавию. - коллективно дополнять данный текст; - записывать получившийся текст в тетрадь | |||
36 | Деловое письмо. Заполнение поздравительной открытки. | 1 | Иллюстрация учебника. | - читать тексты поздравительных открыток; - определять ее структурные части; - дополнять текст поздравительной открытки пропущенными структурными частями; - практиковаться в составлении поздравительной открытки на заданные темы. | ||
37 | Состав слова. Закрепление. | 1 | Таблица. Карточки. | -выполнять упражнения и задания на закрепление знаний по пройденным темам | ||
38 | Изложение повествовательного текста по данному плану и опорным словам. | 1 | - коллективно составлять текст по данному плану и опорным словосочетаниям; - обсуждать тему и основную мысль; - отражать в заголовке идею текста; - наблюдать за средствами связи и образными словами, использовать их в качестве опорных слов; - записывать текст на доске и в тетрадях | |||
IV. | Имя существительное | 29 | ||||
39 | Дифференциация частей речи. | 1 | Таблица. | богатство | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - владеть понятием «части речи»; - находить разные части речи в группе однокоренных слов; - различать в предложении глаголы, прилагательные и существительные. | |
40 | Значение существительных в речи. | 1 |
| Таблица. | ||
41 | Существительные, обозначающие явления природы. | 1 | Таблица. | растение | ||
42 | Объединение ряда существительных общей темой. | 1 | Таблица. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - выделять в тексте существительные; - ставить существительные в начальную форму; - различать существительные по значению; - подбирать примеры существительных по значению; - подбирать существительные, которые называют предмет по-разному, составлять с ними предложения; - составлять пары существительных, противоположных по значению. | ||
43 | Существительные, называющие один и тот же предмет по разному. | 1 | Таблица. Предм.картинки. | |||
44 | Существительные противоположные по значению. | 1 | Таблица. Предм.картинки. | |||
45 | Свободный диктант. | 1 | Таблица.Перфокарты. | Прекрасный | - слушать учителя; - писать под диктовку; - применять правила на практике; - осуществлять самопроверку; - исправлять ошибки, выполнять проверку | |
46 | Различие существительных по родам. | 1 |
| - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - определять род и число существительных; - подбирать подходящие по смыслу существительные и ставить их в нужном числе; - различать существительные собственные и нарицательные; - придумывать свои примеры собственных и нарицательных имен существительных; - применять правила правописания собственных имен существительных; - составлять предложения с именами существительными собственными и нарицательными | ||
47 | Восстановление деформированного текста по опорным словам. | 1 |
| Таблица. | - читать текст; - определять тему, основную мысль текста; - коллективно дополнять данный текст; - записывать получившийся текст в тетрадь | |
48 | Изменение существительных по числам. | 1 | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - определять род и число существительных; - подбирать подходящие по смыслу существительные и ставить их в нужном числе; - различать существительные собственные и нарицательные; - придумывать свои примеры собственных и нарицательных имен существительных; - применять правила правописания собственных имен существительных; - составлять предложения с именами существительными собственными и нарицательными | |||
49 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | Таблица. | |||
50 | Правописание имен собственных. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
51 | Кавычки в именах собственных. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
52 | Различие написаний существительных собственных и нарицательных. | 1 | Таблица. Карточки. | Океан | ||
53 | Склонение имён существительных в единственном числе. | 1 | Таблица. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать понятием «склонение» существительных; - запоминать название падежей и вопросы к ним; - записывать сокращенные названия падежей; - наблюдать за изменением окончаний существительных; - выделять окончания существительных; - определять падежи данных существительных по вопросам; - подбирать по смыслу пропущенные предлоги; - перечислять предлоги с вопросами; - находить в предложении слова, от которых задаются вопросы к существительным | ||
54 | Деловое письмо. Письмо товарищу. | 1 | Образец письма. | |||
55 | Контрольный диктант. | 1 | - слушать учителя; - повторить правила по пройденным темам; - писать под диктовку; - осуществлять самопроверку; - выполнять работу над ошибками | |||
56-57 | Определение падежей существительных по вопросу. | 2 | Таблица.Перфокарты. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать понятием «склонение» существительных; - запоминать название падежей и вопросы к ним; - записывать сокращенные названия падежей; - наблюдать за изменением окончаний существительных; - выделять окончания существительных; - определять падежи данных существительных по вопросам; - подбирать по смыслу пропущенные предлоги; - перечислять предлоги с вопросами; - находить в предложении слова, от которых задаются вопросы к существительным | ||
58 | Именительный падеж – кто? что? | 1 | ||||
59 | Предлоги и падежные окончания существительных в родительном падеже. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
60 | Предлоги и падежные окончания существительных в дательном падеже. | 1 | Таблица. Карточки. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать понятием «склонение» существительных; - запоминать название падежей и вопросы к ним; - записывать сокращенные названия падежей; - наблюдать за изменением окончаний существительных; - выделять окончания существительных; - определять падежи данных существительных по вопросам; - подбирать по смыслу пропущенные предлоги; - перечислять предлоги с вопросами; - находить в предложении слова, от которых задаются вопросы к существительным | ||
61 | Предлоги и падежные окончания существительных в винительном падеже. | 1 | Таблица. Карточки. | мужчина | ||
62 | Изложение с элементами описания животного. | 1 | ||||
63 | Предлоги и падежные окончания существительных в творительном падеже. | 1 | Таблица. Карточки. | женщина | ||
64 | Предлоги и падежные окончания существительных в предложном падеже. | 1 | Таблица. Карточки. | природа | ||
65 | Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. | 1 | ||||
66 | Понятие о начальной форме. | 1 | Таблица. | компас | ||
67 | Постановка существительных в начальную форму. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
V. | Имя прилагательное | 29 | ||||
68 | Значение прилагательных в речи. | 1 | Карточки. | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать термином «имя прилагательное»; - определять значение прилагательных; - описывать предметы, их качества и свойства с помощью прилагательных; - распространять предложения прилагательными; - указывать признаки прилагательных; - выписывать словосочетания, описывающие явления природы; - подбирать нужные прилагательные к выделенным существительным; - находить в тексте и составлять пары прилагательных, противоположных по значению; - распространять предложения прилагательными, противоположными по значению выделенным прилагательным; - наблюдать за изменением прилагательных по родам и числам; - ставить вопросы от существительных к прилагательным; | ||
69 | Описание явлений природы с помощью прилагательных. | 1 | ||||
70 | Описание человека, животных с помощью прилагательных. | 1 | ||||
71 | Распространение предложений прилагательными. | 1 | ||||
72 | Прилагательные, противоположные по значению. | 1 | ||||
73 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
74 | Согласование прилагательных с существительным в роде. | 1 |
| |||
75 | Окончания имен прилагательных мужского рода. | 1 | Таблица. | |||
76 | Окончания имен прилагательных женского рода. | 1 | - согласовывать прилагательные с существительными; - определять, от чего зависит род и число прилагательных; - выделять окончания; - называть и выделять родовые окончания прилагательных; - заменять выделенные прилагательные однокоренными; - наблюдать за изменением окончаний прилагательных множественного числа; - изменять прилагательные по числам; - определять род и число прилагательных по вопросам и окончаниям; - владеть понятием «склонение прилагательных»; - учиться ставить вопросы к прилагательным в косвенных падежах; - выделять окончания вопросов и окончания прилагательных в разных падежах; - сравнивать в каждом падеже вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода; - изменять прилагательные мужского и среднего рода по падежам; - находить в предложениях сочетания прилагательных с существительными | |||
77 | Окончания имен прилагательных среднего рода. | 1 | Таблица. | шоссе | ||
78 | Определение родовых окончаний прилагательных. | 1 | Памятки, карточки. | |||
79 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | Таблица. | интересный | ||
80 | Упражнения в согласовании прилагательного с существительным в роде и числе. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
81 | Предупредительный диктант. | 1 | - слушать учителя; - писать под диктовку; - применять правила правописания на практике; - осуществлять самопроверку; - выполнять работу над ошибками; | |||
82 | Деловое письмо. Объявление. | 1 | Образец | -познакомиться с понятием «объявление»; . - различать объявления по темам; -восстанавливать деформированныйтекст школьного объявления; - выделять в объявлении три основных части; - составлять и записывать объявления | ||
83 | Понятие о склонении прилагательных. | 1 | солдат | - согласовывать прилагательные с существительными; - определять, от чего зависит род и число прилагательных; - выделять окончания; - называть и выделять родовые окончания прилагательных; - заменять выделенные прилагательные однокоренными; - наблюдать за изменением окончаний прилагательных множественного числа; - изменять прилагательные по числам; - определять род и число прилагательных по вопросам и окончаниям; - владеть понятием «склонение прилагательных»; - учиться ставить вопросы к прилагательным в косвенных падежах; - выделять окончания вопросов и окончания прилагательных в разных падежах; - сравнивать в каждом падеже вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода; - изменять прилагательные мужского и среднего рода по падежам; - находить в предложениях сочетания прилагательных с существительными | ||
84 | Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
85 | Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
86 | Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
87 | Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
88 | Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
89 | Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Таблица. Карточки. | |||
90 | Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | Таблица. Карточки. | командир | ||
91 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. | 1 | Таблица. Перфокарты. | |||
92 | Составление рассказа по опорным словам и данному плану. | 1 |
| -упражняться в составлении рассказа по опорным словам и данному плану | ||
93 | Упражнения в грамматическом разборе имён прилагательных. | 1 | -упражняться в грамматическом разборе имён прилагательных | |||
94 | Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. | 1 |
| Таблица. | -упражняться в выделении сочетаний существительных и прилагательных в разны падежах | |
95 | Контрольный диктант. | 1 | - слушать учителя; - писать под диктовку; - применять правила правописания имен прилагательных на практике; - осуществлять самопроверку; - выполнять работу над ошибками; | |||
96 | Употребление словосочетаний в разных падежах с предлогами. | 1 | Таблица.Карточки. | -упражняться в составлении словосочетаниях в разных падежах с предлогами | ||
VI. | Глагол. | 18 | ||||
97 | Значение глагола в речи. | 1 | Таблица. | - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - оперировать термином «глагол»; - определять значение глагола; - находить глаголы, противоположные по значению, составлять из них пары, включать их в предложения; | ||
98 | Глаголы противоположные по значению. | 1 |
| |||
99-100 | Различие существительных, прилагательных, глаголов. | 2 | Таблица. Карточки. | соседи | - различать прилагательные, глаголы и существительные; - различать объявления по темам; - восстанавливать деформированный текст школьного объявления; - выделять в объявлении три основных части; - составлять и записывать объявления | |
101 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
| Таблица. | - различать прилагательные, глаголы и существительные; - определять время глагола; - задавать вопросы к глаголам; - подбирать по смыслу пропущенные глаголы; - различать глаголы по временам и числам; - изменять глаголы по числам и временам; - доказывать правильность своих выводов | |
102 | Настоящее время глаголов. | 1 | ||||
103 | Прошедшее время глаголов. | 1 | Таблица.Карточки. | |||
104 | Будущее время глаголов. | 1 | Таблица.Карточки. | |||
105 | Различие глаголов по временам. | 1 | Таблица.Карточки. | - различать глаголы по временам и числам; - изменять глаголы по числам и временам; - доказывать правильность своих выводов | ||
106-107 | Употребление в предложении и тексте глаголов различных временных категорий. | 2 | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - упражняться в составлении предложений с глаголами различных временных категорий | |||
108 | Изменение глаголов по числам. | 1 | Таблица. | - различать глаголы по временам и числам; - изменять глаголы по числам и временам; - доказывать правильность своих выводов | ||
109 | Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. | 1 | Таблица. | |||
110 | Единственное и множественное число глаголов будущего времени. | 1 | Таблица. | директор | ||
111 | Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени. | 1 | Таблица. | |||
112 | Включение глаголов в текст с опорой на рисунок. | 1 |
| -Включать глаголы в текст с опорой на рисунок | ||
113 | Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. | 1 | Таблица. Карточки. | -согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе | ||
114 | Употребление глаголов в переносном значении. | 1 | -употреблять глаголы в переносном значении | |||
115 | Проверочный диктант. | 1 | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; | |||
116 | Связь частей в тексте. | 1 | ||||
VI. | Предложение. | 14 | ||||
117 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | Таблица. | апельсин | -работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - различать разные по интонации предложения; - дополнять вывод о различиях, характерных для повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений; - составлять свои примеры разных по интонации предложений; - владеть определением «однородные члены предложения»; - выделять интонацией перечисления однородные члены предложения; - задавать вопросы к однородным членам предложения; - ставить запятые между однородными членами предложения без союзов и с одиночным союзом и; - объяснять расстановку запятых между однородными членами предложения; - подчеркивать однородные члены предложения; - подбирать и составлять схемы к однородным членам предложения; - владеть определением «обращение»; - читать обращения с особой звательной интонацией; - наблюдать за местом обращения в предложении; - выделять обращение на письме запятыми; - подчеркивать обращение; - использовать обращение в диалогах | |
118 | Простое предложение с однородными членами. | 1 | Таблица. | |||
119 | Перечисление без союзов. | 1 |
| Карточки. | ||
120 | Перечисление с одиночным союзом И. | 1 | ||||
121 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. | 1 | ||||
122 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | Таблица. | |||
123 | Распространение предложений однородными членами. | 1 | ||||
124-125 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 2 | Таблица.Карточки. | |||
126 | Место обращения в предложении. | 1 | Таблица. | пожалуйста | ||
127 | Определение объекта, к которому обращена речь. | 1 | ||||
128 | Контрольный диктант за учебный год. | 1 | - слушать учителя; - писать под диктовку; - применять правила правописания в диктанте; - осуществлять самопроверку; - выполнять работу над ошибками | |||
129 | Включение данных обращений в текст. | 1 | - слушать объяснение учителя; - выполнять действия по инструкции учителя; - выполнять задания по образцу, самостоятельно; - выполнять самопроверку, взаимопроверку; - осуществлять самооценку; - работать в группе, в паре; - находить необходимую информацию в учебнике, словаре; - различать в тексте имя прилагательное, существительное и глагол. | |||
130 | Предложение. Закрепление знаний. | 1 | ||||
131 | Сочинение-описание по готовому плану. | 1 |
| |||
VII | Повторение пройденного. | 4 | ||||
132 | Состав слова. | 1 |
| Таблица.Перфокарты. | - владеть понятиями «корень, суффикс, окончание, приставка»; - соотносить схемы и слова; | |
133-134 | Правописание гласных и согласных в корне и приставке. | 2 |
| Таблица.Перфокарты. | - подчеркивать в словах знакомые орфограммы, объяснять их написание; | |
135-136 | Части речи. | 2 | Таблица. Карточки. | - различать в тексте имя прилагательное, существительное и глагол. |
7. Описание методического и материально -технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебная литература
- учебник «Русский язык» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковой, Москва, «Просвещение», 2017г.
- рабочая тетрадь «Русский язык» Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова, Я.В. Коршунова.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Состав слова» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя существительное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Имя прилагательное» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Рабочая тетрадь по русскому языку «Глагол» для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Авторы-составители: Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – М.: «Просвещение», 2015.
- Научно-методическая литература
- Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: (Методические рекомендации)/ Авт.-сост. Б.В.Белявский, Г.С.Купцова. – М., 2013.
- «Практическая грамматика на уроках русского языка» (учебно-методическое пособие в 2-х частях)
- Зикеев, А.Г.. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся спец. (коррекционных) образоват. учреждений: В 4 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Аксенова, А.К., Галунчикова, Н.Г.. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя – 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 2004.
- Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы: коррекционное обучение / авт.-сост. Т.П. Шабалкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- http://school-collection.edu.ru/
- http://skillopedia.ru/
- http://www.videouroki.net/
- Литература для учащихся
- учебник «Русский язык» Э.В.Якубовская и Н.Г.Галунчикова
- рабочая тетрадь «Русский язык» Н.Г.Галунчикова и Э.В.Якубовская
- школьный орфографический словарь
- Савельева, Л.В., Офицерова, Е.А.. Грамматико-орфографический словарь: Справочное пособие для начальной школы. – СПб.: Виктория плюс, 2011
- Алабугина, Ю.В.. Орфографический словарь русского языка для школьников. –М.:АСТ: Астрель,2010.
- Михайлова, О.А.. Орфоэпический словарь русского языка для школьников. - М.: АСТ: Астрель,2010.
Материально-техническое обеспечение
- Демонстрационные и печатные пособия
-Магнитная доска
-Толковый словарь Ожегова
-Орфографический словарь
- Репродукции картин русской живописи для развития речи
- Демонстрационные карточки со словарными словами
- Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка
- Демонстрационные таблицы по всем разделам курса русского языка
-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- Демонстрационная таблица "Алфавит"
- Портреты русских писателей
- Технические средства обучения
- МоноблокintelPentium
- Мультимедийный проектор
- Ноутбук
Приложение 1
Мониторинговая карта фиксации достижения предметных результатов обучения по предмету «Русский язык»
в 6 классе 2021 -2022 учебный год
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по чтению уч-ся 6 класса за2021-2022 уч.год
ФИ | Предметные результаты | ||||||||||
Списывает текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам; | Пишет под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм | Делит текст на предложения | Выделяет главные и второстепенные члены предложения | Участвует в обсуждении темы и идеи текста; | Подбирает однокоренные слова и разбирает слова по составу | Проверяет безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя); | Доказывает принадлежность слов к определённым частям речи | Учится пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя. | Баллы | уровень | |
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. |
Диагностический инструментарий
Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за I четверть
Забияка.
Мы высадились на маленький остров около Антарктиды. На острове жили пингвины.
Раз сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины мне в рот смотрят. Очень они любопытные.
За камнем жил пингвин-забияка. Ухватит клювом мой сапог и бьёт крыльями. А я смотрю и смеюсь.
(45 слов) Слова для справок: Антарктида, забияка.
Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за II четверть:
Глухари.
Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари.
Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности.
(По А. Тамбиеву)
(40 слов)Слова для справок: оглушают.
Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за IIIчетверть:
В тайге зимой.
Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко над горами.
На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти глухарю от соболя.
(45 слов) Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился.
Итоговая работа для учащихся 6 класса по русскому языку за год четверть:
Тельняшка.
Белые и синие полоски флотской тельняшки говорят об отваге. Человек в такой майке виден далеко. Синие полоски по тельняшке - это океанские волны. Белый цвет- это штормовые гребни. Море на груди.
Надел матрос тельняшку и сразу расправил плечи. И сразу захотелось совершить трудное дело.
(43 слова)
Слова для справок: флотские тельняшки, отвага, штормовые гребни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...