Статья на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы "
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Современные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и способностям подрастающего поколения, с каждым годом становятся все выше и серьезные. Учащийся должен обладать различными компетенциями, такими как коммуникативные компетенции, умения анализировать, работать с информацией, брать на себя ответственность, планировать свою работу и деятельность, быть лидером, иметь навыки критического мышления.
Все эти компетенции возможно развивать используя не только различные технологии, но и сами занятия по обучаемому предмету.
Использование технологии развития критического мышления позволяет учащимся научиться выделять причинно-следственные связи; работать с информацией, выделять ошибки в обсуждениях и корректировать их; анализировать информацию и делать выводы о том, что отражено в тексте; быть «гибким» в рассуждениях; делать правильные выводы относительно ценностных ориентиров людей; понимать и выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение; понимать отличия между фактом и личным мнением другого человека; уметь грамотно подвергать сомнению факты и проверять их; отделять главное от несущественного в тексте и выделять основную идею текста.
Критическое мышление – это умение и способность человека объективно оценивать свои и чужие мысли, проверять, анализировать и обрабатывать информацию, делать правильные выводы. Помогает определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, приучает к ответственности, быть ответственным за принятые решения, развивает коммуникативные компетенции.
1. Приёмы технологии «Развития критического мышления»
На уроках русского языка и литературы важно учить обучающихся занимать активную позицию, участвовать в диалоге и обсуждениях, продумывать идеи, предлагать пути решения поставленных задач.
1. Мозговая атака
Данная методика используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом заданного текста.
1 э т а п: Учащиеся пишут все, что, по их мнению, они знают на заданную тему
2 э т а п: Обмен информацией.
Идеи обсуждаются не более 5-7 минут, записываются, обмениваются мнениями
2. Групповая дискуссия.
Учащимся делятся друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Учащиеся толерантны друг к другу, решение ищут совместными усилиями.
3. Чтение с остановками и Вопросы Блума - организация чтения с использованием разных типов вопросов.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом.
4. Наглядный мозговой штурм или кластеры
Это способ позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
1. В центре листа написать ключевое слово, которое является «основной идеей» темы.
2. Вокруг написать идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются свои ассциации, устанавливаются новые логические связи.
5. Синквейн.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Учит резюмировать информацию, излагать мысль в емких и кратких выражениях.
Может быть индивидуальным, групповым и парным. Используется для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразителности.
6. «Продвинутая лекция».
Это лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Педагог учит активному слушанию и критическому мышлению.
7. Эссе.
Для этого учитель просит в течение 5-10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше.
8. Перепутанные логические цепочки.
На доске ключевые слова в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
9. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )
До ознакомления с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».
В процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
10. Взаимоопрос
Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Методический семинар на тему:"Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы".
Методический семинар....
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Статья "Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данная статья познакомит с некоторыми приёмами ТРКМ, поможет учителю по-новому организовать учебный процесс, а ученику - осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, ...
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...