Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Поговорим о культуре речи"
план-конспект по русскому языку
Данная работа была представлена как итогово-значимый проект на курсах повышения квалификации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buhmatova_o.n._praktiko-znachim_rabota.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
« Государственный гуманитарно-технологический университет »
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Итоговая практико-значимая работа
«Поговорим о культуре речи»
(устный журнал)
Выполнил слушатель курсов ПК
по программе
«Культура и техника речи
педагогического работника в контексте ФГОС»
Бухматова Ольга Николаевна
Руководитель:
кандидат филологических наук, доцент
Колычева Галина Юрьевна
Орехово-Зуево
2017 г.
Содержание
1.Введение ………….3
2.Ход мероприятия ……….4-8
3.Заключение …………9
4.Список использованной литературы …………10
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.
Мероприятие проведено в форме устного журнала.
Целью устного журнала является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.
Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.
Внеклассное мероприятие
Устный журнал «Поговорим о культуре речи».
Цель: Воспитание речевой культуры речи учащихся.
Задачи:
Образовательные: формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
Практические: профилактика чрезмерного употребления в речи учащихся слов-паразитов и сленга.
Развивающие: развитие логики, памяти, внимания, творческих способностей, умения работать в команде, умений сопоставлять, сравнивать и анализировать, а так же умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка, активной жизненной позиции, чувства товарищества и ответственности за порученные задания.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
ВЕДУЩИЙ:
Состояние современной русской среды вызывает большую тревогу. В период различных социально-экономических потрясений речь тоже испытывает кризис. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит даже там, куда раньше вход ему был строго воспрещён, например, в средства массовой информации.
Особенно болезненно эта вседозволенность сказывается на детях и подростках. Вырастая в убогом и агрессивном языковом пространстве, они не умеют правильно выражать свои мысли, зачастую их словарный запас ограничен несколькими десятками слов, штампованными рекламными фразами.
ВЕДУЩИЙ: Знаете ли вы, ребята, что такое этикет? (ответы учащихся)
Страница 1. Из истории слова «этикет».
Большой толковый словарь русского языка даёт следующее определение этому понятию: “Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения в какой-либо среде, в определённых условиях”.
Этикет определяет правила поведения человека на все случаи жизни: дома и на работе, в театре и в библиотеке, в кругу друзей и уличной сутолоке. К сожалению, далеко не все люди знают и выполняют эти правила, а ведь от того, как мы себя ведём, во многом зависит и наш успех, и отношение к нам окружающих. Очень важно и то, как мы говорим, общаемся между собой.
Речевой этикет – один их важнейших элементов человеческой культуры. Мы ещё не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре (или бескультурье).
Страница 2. Что же такое культура речи?
Под культурой речи мы понимаем умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературы и других предметах.
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление о его грамотности, начитанности, культуре.
Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.
Вы, наверное, обращали внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс кто-то слово неправильно, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное словечко и сразу думается: «не очень-то он культурен». Услышав от него грубое слово, думаешь: «Какой он злой!» Речь иногда свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо
Страница 3. Как мы говорим.
Ведущий:
Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге “Живой как жизнь”, посвящённой русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, “извращения речи” (по его выражению)
“Какая-то “дама с собачкой”, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у неё дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: “Ляжь!” Одного этого “ляжь” оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень её духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности, молодости. Что, например, хорошего мог я подумать о той любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: “Не раздевай пальта!”
С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие книгу:
“Возьми эту: ценная вещь. Там один так даёт копоти!”
“Вот эта жутко мощная книжка!”
“Эту не бери! Лабуда! Пшено!
С острой, пронзительной жалостью гляжу на юнцов.
Ведущий:
-Как вы думаете, ребята, хорошо ли использовать жаргонизмы в своей речи? Что по этому поводу говорит К.И.Чуковский? (Ответы учеников)
Ведущий:
Сейчас мы посмотрим отрывок из к/фильма «12 стульев».
- Распространен ли язык Эллочки-Людоедки из романа И.Ильфа и Е Петрова “12 стульев” в молодежной среде? (Ответы учащихся)
Этот язык, похожий на язык Эллочки-Людоедки из романа И.Ильфа и Е Петрова “12 стульев”, распространён и в языковой среде современного молодого человека: студента, школьника. Эта вульгарная, “людоедская” речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от неё не так-то легко. А отвыкать надо!
Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте
Калечить язык
Эллочкам – людоедкам!
Страница 4. Что такое сквернословие?
Ведущий:
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, и бранные слова,
Они растут, как сорная трава,
У плохо перепаханных обочин.
Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающий характер. Если, не куря, мы просто вдыханием запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругаются люди, от которых никто никогда не слышал ни одного скверного слова.
Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками матерщины. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произносить нецензурные слова. Вспомните свой класс. Наверняка, одни используют в своей речи нецензурные слова чаще, другие – реже, кто-то не использует никогда. От чего это зависит , по-вашему? (ответы учащихся)
Страница 5. Как повысить культуру речи?
Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.
Человек культурный – это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой жизни каждого человека.
Страница 6 . «Живая» страница.(Чтение наизусть учащимися стихотворений о словах).
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Яков Козловский
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Марк Лисянский
Страница 7. Как стать интересным собеседником?
Подумайте и ответьте на вопросы:
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник?
- Легко ли вы находите контакт с людьми
- Какие трудности испытываете вы в речевом общении?
(Учащиеся отвечают на вопросы)
Страница 8. Учись искусству спорить, думать, обсуждать!
Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры
Придерживайтесь следующих правил:
- давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен,
-попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали.-
-подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам морали.
Страница 9.Правила культуры речи.
1.Избегайте многословия в любой ситуации общения.
2.Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.
3.Стремитесь к речевому разнообразию.
4.Научитесь быть внимательным к собеседнику.
5.Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.
6.Никогда не отвечайте грубостью на грубость.
7.Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения: придерживайтесь своих положительных речевых привычек
8.Никогда не употребляйте в своей речи нецензурной лексики.
Страница 10. Заключительная страница.
Ведущий: Закончить очередной выпуск устного журнала хочется стихотворением-призывом Д.Коротаева:
Дорожите
Родным, милым словом:
Многоликим, большим языком!
Нашей жизни он — первооснова,
Всем народам
Планеты знаком!
Берегите его
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток —
От наречий ручьистых —
Не затмил
Родника — родников !
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов… —
Всё, что дорого
сердцу,
Чтоб слилось
В языке, как основе основ!
Заключение
Итак, мы можем сделать вывод, что бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.
Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но можем получить представление об их общем развитии, грамотности, начитанности. Необходимо повышать речевую культуру человека.
Список литературы:
1.Васильченко Н.В. Мы дружим со словесностью.- Волгоград: Панорама, 2006, стр.34
2.Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой.-М.Просвещение,1988, стр.56
3.Дергунова Т.Н. Как слово наше отзовется. Журнал «Читаем, учимся, играем»,3,2006,стр.25
4.Сборник. Русский язык и литература: предметные недели в школе.Волгоград,2002.
Интернет-ресурсы:
http://rodnaya-tropinka.ru/stihi-o-rodnom-yazyke/
http://www.knigge.ru/kultura_rechi.html
http://kashctan.blogspot.ru/p/blog-page_5.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие: устный журнал «Зимние месяцы»
Внеклассное мероприятие: устный журнал «Зимние месяцы»Цели: закреплять знания об изменениях в природе в зимние месяцы; развивать выразительное чтение наизусть стихотворений, речь, память, творче...
Внеклассное мероприятие УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Мы живём на Кубани»
У нас в библиотеке есть хрестоматия «Литература Кубани» О. Г. Панаэтова и «Литература Кубани» Ю. Г. Любимцева, я с ребятами очень много обращалась к ним. В седьмом классе есть ребята из казачьих семей...
Внеклассное мероприятие "Устный журнал "Россия в космосе. Юбилейный год"
Соавтор: Ситникова Надежда Александровна. Разработано и проведено в 2011 году....
Презентация к внеклассному мероприятию "Устный журнал "Россия в космосе. Юбилейный год" слайды 1-14
Соавтор: Ситникова Надежда Александровна. 2011 год...
Презентация Устного журнала по культуре речи "Учимся говорить по-русски"
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Маленьких детей учат говорить: правильно произносить первые звуки, слова, строить предложения.Становясь в...
Внеклассное мероприятие. Конкурс "Дискуссия о культуре речи" в старших классах
Конкурс для учащихся 9-11классов в рамках Недели русского языка. Дискуссия о культуре речи. Цель: -обратить внимание на нравственную позицию гражданина России...
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе: «Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе:«Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»...