Внеклассное мероприятие. Конкурс "Дискуссия о культуре речи" в старших классах
классный час (10 класс) на тему
Конкурс для учащихся 9-11классов в рамках Недели русского языка. Дискуссия о культуре речи.
Цель:
-обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов ;
-формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.
-обобщить и систематизировать материал по указанной теме .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие о культуре речи для старших классов | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс для учащихся 9-11классов в рамках Недели русского языка
Дискуссия о культуре речи.
Мы сохраним тебя ,русская речь,
Великое русское слово .
А.Ахматова
Цель:
-обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов ;
-формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.
-обобщить и систематизировать материал по указанной теме .
Оборудование : мультимедийный проектор,музыкальное сопровождение
( “Ожидание” Ф. Шуберта)
-в рамках Недели русского языка для учащихся 5-11классов объявляется конкурс плакатов «Против сленга! За чистоту языка!», печатаются плакаты с цитатами о русском языке ;
- оформляется выставка в фойе школы ,плакаты развешиваются по всей школе для привлечения внимания к мероприятию и его тематике ; часть плакатов можно использовать для оформления дискуссии.
-Презентация со слайдами портрета А.А.Ахматовой ;биографии И.С.Тургенева;
Ход дискуссии:
Ведущий 1: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека.( Цитата напечатана и расположена на доске ,ведущий указывает на высказывание:французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.
Ведущий 2: Сегодня здесь собрались те, кто считает, что наш язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?
Слушайте. Думайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции и решать ,какими они будут?
В дискуссии –конкурсе принимают участие команды учащихся 9-11классов.
Ведущий 1:
Мы нынче, как бы, все глупеем,
Все стали, как бы, забывать,
Что, как бы, даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было, как бы, в дело,
Пусть даже, как бы, наугад.
А то ведь, как бы, неумело
И чаще, как бы, невпопад.
- Скажите, о чём вы задумываетесь , слушая такую речь?
( речь идёт о словах-паразитах в речи)
Ведущий 2:Да, Все мы часто, к сожалению, слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».
Ведущий 1 : Позвольте же начать нашу дискуссию о современной культуре речи.Команды прошу получить первое зпдание.
Конкурс № 1.1) Запишите как можно больше синонимов к следующим словам-паразитам ( в течение 1 мин): типа , как бы, это самое, собственно, так сказать, понимаешь, перфектно , да не вопрос, без проблем , по ходу ,тема .
Команды сдают выполненное задание и получают жетоны с колич. баллов ( от 11-ти)
-Можно ли избежать употребления этих слов в вашей речи?(ответы детей)
Ведущий 2 :«Хеллоу, пипл! Я Бил , и в эфире программа “Шоу- Ньюс” – шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в “Шоу- Ньюс” мы перетрем о ...
Приходилось слышать ? подобными словами начинаются выпуски многих теле - и радиопрограмм .
Ведущий 1 : Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает?
( за ответы получают жетоны )
Ведущий - 2: Что же такое сленг? (за ответы получают жетоны)
(То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык.)
-Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? ( за ответы получают жетоны )
(Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.)
Конкурс № 2 «Домашнее задание».(Учащиеся проводили опрос в школе и в соцсетях «Нужен ли вам сленг? Как часто вы его используете в речи ? Почему мы его употребляем ?»)
Ребята озвучивают результаты исследования , делают выводы (баллы начисляются исходя из активности команды и глубины исследования от 10б. )
Ведущий1 : Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Он составил небольшой список непонятных слов. Поможем ему?
Конкурс № 3: Замените сленг на синонимичное нормативное выражение
(в течение 1 мин)
Я торчу от этой песни – она мне нравится.
Ловлю кайф – получаю удовольствие.
Понтово - получаю удовольствие.
Прикол - шутка.
Отпад – замечательно.
Тащиться – быть в восторге.
Выделываться – вести себя вызывающе.
(за ответы получают жетоны с указанием баллов от 6б. )
Ведущий 1: Вот видите всё у вас получилось .Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
Учитель: А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? (ответы ребят не оцениваются)
Учитель : читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» Слайд №1 Портрет А.А.Ахматовой , звучит “Ожидание” Ф. Шуберта)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Слайд . Портрет И.С.Тургенева
Ведущий: Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт.(Слайды: портреты И.С.Тургенева и его рукописи ) .
Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова: (Слайды : текст стихотворения в прозе «Русский язык»)
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!”
Пауза.
-Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей , дискуссия)
А могут ли произведения, написанные на сленге , стать великими? Почему? (ответы детей)
- Считаете ли Вы, что наш язык меняется не в лучшую сторону?
- Важен ли для Вас русский язык?
- Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?
Учитель .Ребята, давайте послушаем произведения русских классиков , поучимся у них .
Конкурс №4 : «Домашнее задание» . Литературные композиции.
Учащиеся 9 класса Козлова Анастасия и Горпениченко Влад читают стихи А.С.Пушкина - «Письмо Татьяны к Онегину » и « Письмо Онегина к Татьяне» ;
Учащийся 11 класса Лютый Евгений читает стихотворение С.А.Есенина «Письмо к матери» .(сопровождение-музыкальный видеоролик с портретами поэта и его матери)
Ведущий 1 : Заключительное слово :
Размышляя сегодня над вопросами, мы пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Нет ни одного языка столь же богатого , эмоционального, умеющего живописать окружающее.Вы,конечно же обратили внимание на множество плакатов с цитатами о нашем языке и читали высказывания лингвистов ,писателей , деятелей культуры . Сколько в них любви , восхищения , благоговения перед русским языком ! Сегодня мы обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, которые калечат язык .Некоторые же порой гордятся тем, что могут “круто” разговаривать , не понимая всего ужаса происходящего .
Ведущий 2 : Живя в великой стране, богатой своими культурными традициями , нужно стремиться к сохранению нашего главного достояния - русского языка! Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.
Итоги и награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по «Основам православной культуры» 8-9 класс
Сформировать представление о материнском подвиге....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся старших классов «Ох, счастливчик!»
Данное мероприятие уместно провести во время недели иностранных языков в школе. Оно построено по принципу телевизионной версии игры «Кто хочет стать миллионером»....
Внеклассное мероприятие по теме «Культура речи». 5 класс
Внеклассное мероприятие «Учимся говорить правильно, точно, выразительно» 5 класс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»
Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....
Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков англоязычной культуры"
Мероприятие предназанчено для обучающихся 7-11 классов и представляет собой интеллектуальную игру двух команд. Во врмя подготовки ответов команд проходит концерт с номерами в форме песен, стихов и инс...
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе: «Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе:«Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»...