Внеклассное мероприятие. Конкурс "Дискуссия о культуре речи" в старших классах
классный час (10 класс) на тему
Конкурс для учащихся 9-11классов в рамках Недели русского языка. Дискуссия о культуре речи.
Цель:
-обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов ;
-формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.
-обобщить и систематизировать материал по указанной теме .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс для учащихся 9-11классов в рамках Недели русского языка
Дискуссия о культуре речи.
Мы сохраним тебя ,русская речь,
Великое русское слово .
А.Ахматова
Цель:
-обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов ;
-формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.
-обобщить и систематизировать материал по указанной теме .
Оборудование : мультимедийный проектор,музыкальное сопровождение
( “Ожидание” Ф. Шуберта)
-в рамках Недели русского языка для учащихся 5-11классов объявляется конкурс плакатов «Против сленга! За чистоту языка!», печатаются плакаты с цитатами о русском языке ;
- оформляется выставка в фойе школы ,плакаты развешиваются по всей школе для привлечения внимания к мероприятию и его тематике ; часть плакатов можно использовать для оформления дискуссии.
-Презентация со слайдами портрета А.А.Ахматовой ;биографии И.С.Тургенева;
Ход дискуссии:
Ведущий 1: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека.( Цитата напечатана и расположена на доске ,ведущий указывает на высказывание:французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.
Ведущий 2: Сегодня здесь собрались те, кто считает, что наш язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?
Слушайте. Думайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции и решать ,какими они будут?
В дискуссии –конкурсе принимают участие команды учащихся 9-11классов.
Ведущий 1:
Мы нынче, как бы, все глупеем,
Все стали, как бы, забывать,
Что, как бы, даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было, как бы, в дело,
Пусть даже, как бы, наугад.
А то ведь, как бы, неумело
И чаще, как бы, невпопад.
- Скажите, о чём вы задумываетесь , слушая такую речь?
( речь идёт о словах-паразитах в речи)
Ведущий 2:Да, Все мы часто, к сожалению, слышим такие выражения и слова, как: так сказать, ну, в общем, это, это самое, короче говоря, вот, как бы, как его, типа и т.д. Это и есть слова-паразиты, которые загрязняют нашу речь. О человеке, их употребляющем, хочется сказать: «Сказал так много, но ничего не сказал».
Ведущий 1 : Позвольте же начать нашу дискуссию о современной культуре речи.Команды прошу получить первое зпдание.
Конкурс № 1.1) Запишите как можно больше синонимов к следующим словам-паразитам ( в течение 1 мин): типа , как бы, это самое, собственно, так сказать, понимаешь, перфектно , да не вопрос, без проблем , по ходу ,тема .
Команды сдают выполненное задание и получают жетоны с колич. баллов ( от 11-ти)
-Можно ли избежать употребления этих слов в вашей речи?(ответы детей)
Ведущий 2 :«Хеллоу, пипл! Я Бил , и в эфире программа “Шоу- Ньюс” – шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в “Шоу- Ньюс” мы перетрем о ...
Приходилось слышать ? подобными словами начинаются выпуски многих теле - и радиопрограмм .
Ведущий 1 : Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает?
( за ответы получают жетоны )
Ведущий - 2: Что же такое сленг? (за ответы получают жетоны)
(То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык.)
-Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? ( за ответы получают жетоны )
(Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников.)
Конкурс № 2 «Домашнее задание».(Учащиеся проводили опрос в школе и в соцсетях «Нужен ли вам сленг? Как часто вы его используете в речи ? Почему мы его употребляем ?»)
Ребята озвучивают результаты исследования , делают выводы (баллы начисляются исходя из активности команды и глубины исследования от 10б. )
Ведущий1 : Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Он составил небольшой список непонятных слов. Поможем ему?
Конкурс № 3: Замените сленг на синонимичное нормативное выражение
(в течение 1 мин)
Я торчу от этой песни – она мне нравится.
Ловлю кайф – получаю удовольствие.
Понтово - получаю удовольствие.
Прикол - шутка.
Отпад – замечательно.
Тащиться – быть в восторге.
Выделываться – вести себя вызывающе.
(за ответы получают жетоны с указанием баллов от 6б. )
Ведущий 1: Вот видите всё у вас получилось .Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
Учитель: А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? (ответы ребят не оцениваются)
Учитель : читает стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» Слайд №1 Портрет А.А.Ахматовой , звучит “Ожидание” Ф. Шуберта)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Слайд . Портрет И.С.Тургенева
Ведущий: Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт.(Слайды: портреты И.С.Тургенева и его рукописи ) .
Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.
Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова: (Слайды : текст стихотворения в прозе «Русский язык»)
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!”
Пауза.
-Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей , дискуссия)
А могут ли произведения, написанные на сленге , стать великими? Почему? (ответы детей)
- Считаете ли Вы, что наш язык меняется не в лучшую сторону?
- Важен ли для Вас русский язык?
- Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?
Учитель .Ребята, давайте послушаем произведения русских классиков , поучимся у них .
Конкурс №4 : «Домашнее задание» . Литературные композиции.
Учащиеся 9 класса Козлова Анастасия и Горпениченко Влад читают стихи А.С.Пушкина - «Письмо Татьяны к Онегину » и « Письмо Онегина к Татьяне» ;
Учащийся 11 класса Лютый Евгений читает стихотворение С.А.Есенина «Письмо к матери» .(сопровождение-музыкальный видеоролик с портретами поэта и его матери)
Ведущий 1 : Заключительное слово :
Размышляя сегодня над вопросами, мы пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Нет ни одного языка столь же богатого , эмоционального, умеющего живописать окружающее.Вы,конечно же обратили внимание на множество плакатов с цитатами о нашем языке и читали высказывания лингвистов ,писателей , деятелей культуры . Сколько в них любви , восхищения , благоговения перед русским языком ! Сегодня мы обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, которые калечат язык .Некоторые же порой гордятся тем, что могут “круто” разговаривать , не понимая всего ужаса происходящего .
Ведущий 2 : Живя в великой стране, богатой своими культурными традициями , нужно стремиться к сохранению нашего главного достояния - русского языка! Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.
Итоги и награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/11/picture-91416.jpg)
Внеклассное мероприятие по «Основам православной культуры» 8-9 класс
Сформировать представление о материнском подвиге....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/23/picture-524264-1422027920.jpg)
Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся старших классов «Ох, счастливчик!»
Данное мероприятие уместно провести во время недели иностранных языков в школе. Оно построено по принципу телевизионной версии игры «Кто хочет стать миллионером»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/16/picture-736773-1452920100.jpg)
Внеклассное мероприятие по теме «Культура речи». 5 класс
Внеклассное мероприятие «Учимся говорить правильно, точно, выразительно» 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492376-1412527813.jpg)
Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)
Диагностика звуковой культуры речи (старший дошкольный возраст)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-40023-1477070969.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»
Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....
Внеклассное мероприятие "Конкурс знатоков англоязычной культуры"
Мероприятие предназанчено для обучающихся 7-11 классов и представляет собой интеллектуальную игру двух команд. Во врмя подготовки ответов команд проходит концерт с номерами в форме песен, стихов и инс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/14/picture-939087-1502675748.jpg)
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе: «Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по экономике и культуре речи в 10 классе:«Думайте сами, решайте сами: владеть или не владеть?»...