Урок по русскому языку. Тема наречие. 7 класс.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Наречие как часть речи
Цели урока:
.дать понятие о наречии как о части речи;
.показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
.формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
. воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование:1)карточки с индивидуальными заданиями; 2) материалы презентации, выполненные в программе-------------
Межпредметные связи: связь с информатикой, литературой, историей.
Ход урока
1.Сообщение темы, цели урока.
1.Слово учителя:
На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам хорошо знакомы. Назовите их?
-Правильно, это глаголы, имена существительные прилагательные ,предлоги, частицы, междометия и, конечно, наречия.
Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.
2.Словарная работа.
- Обратимся к «Словарю русского языка» С.И.Ожегова.
-Запись на доске.
1.Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие)
2)Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда)
Объяснение нового материала.
1. «Будем знакомы» Знакомство с понятием наречие.
Слово учителя.
Самый трудный я, друзья,
И воспитать меня нельзя,
Знайте: с кем не поведусь,
Все равно не изменюсь.
(наречие)
Почему оно так называется?
-Давайте послушаем рассказ самого Наречия.
2. Выступление мальчика в роли Наречия ( или выразительное чтение текста)
- Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень –речь-. Он был известен еще в древнерусском языке.. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.
Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.
Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.
-Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?
3.Работа с иллюстрацией.
Наречие
Нарекать
РЕЧЬ
Речистый
Изречение
-Запишите однокоренные слова к слову наречие?
-Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?
4.. Работа с учебником. Чтение теоретического материала стр.-----
-Что не рассказал о себе господин Наречие?
-_Какие морфологические признаки есть у наречия?
Закрепление нового материала.
Предупредительный диктант.
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1.Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2.Наречие никогда не (изменяется).
3.У наречия никогда не бывает (окончания.)
4.В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).
2.Вопросы к наречию.
Задание. От глагола лепить поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.
Лепить (когда?) сегодня, утром.
Лепить (где?) здесь.
Лепить (как?) быстро, медленно.
Лепить(зачем?) специально.
-Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола? Чтобы лучше запомнить, повторите их несколько раз в следующем порядке:
Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Задание. Составьте и запишите 2 предложения, используя как можно больше различных наречии.
Тренировочные упражнения.
1. Работа с текстом.
Если вы спишите текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность.
Д-вным-д-вно части речи р-шили нав-сти порядок в своих г-р-дах и пр-гл-сили на помощ мудрую в-лшебницу М-рфологию. Чтобы р-бята не путали их, М-рфология пр-дл-жила каждой части речи выбрать в-просы, которые более всего ей подход-т. Существительное сразу выбрало самые к-роткие в-просы кто? и что?.Прилагательное в-жливо п-пр-сило в-просы какой? и чей?, гл-гол что делать? и что сделать?.Н-речие же поздно спохватилось и, запых-вшись, пр-бежало п-следним. Оно жадно переб-рало в-просы как? когда? где? зачем? и другие и, как ни ст-ралось, не м-гло выбрать по-ходящий. Тогда Морфология о-дала ему все в-просы, которые еще остались. Вот и расплач-вается теперь Н-речие за оп-здание и жадность.
2.Работа по вариантам. Диффиринцированный подход.
Вариант 1.
1.Укажите неверное утверждение.
А.Наречия могут обозначать признак признака, признак действия.
Б.Наречия изменяются по числам.
В.Наречия могут сочетаться с существительными.
Г.В предложении наречия бывают сказуемыми.
Ответ:(Б,В)
Вариант 2.
1.Какое определение наречия как части речи наиболее точно отражает сущность данной категории?
А.Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета.
Б.Наречие- это часть речи, включающая несклоняемые слова, которые обозначают признак действия или признак признака.
Ответ: (А)
3. «Наречия заблудились».Подберите к данным глаголам наречия. Составляем словосочетания.
Говорить – вслух, дружно, спокойно, вежливо, внятно.
Бежать- быстро, медленно, со страха ,вперед, назад, вниз, впереди.
4.Прочитайте и запишите пословицы, найдите наречия.
1.Бог высоко, а царь далеко.
2.В долг брать легко, да отдавать тяжело.
3.Береги платье снову, а честь смолоду.
4.Везде хорошо, где нас нет.
5.Больному все горько.
6.В болоте тихо, да жить там лихо.
7.Кошка с собакой дружно не живут.
Творческие задания.
1.Веселый рассказ.
Задание: Составьте небольшой юмористический рассказ по рисунку, используя наречия.
2.Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания) наречиями.
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
Как в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Битый час | долго |
Бок о бок | рядом |
Веки вечные | навсегда |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Занимательный материал к уроку.
Из истории слов.
Задание. Определите, как произошли наречия авось, навзничь.
1.АВОСЬ- наречие- «может быть» ( от него произошло существительное авоська).Исконно русское авоська- плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось.
(рисунок).
2.НАВЗНИЧЬ обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. лицом к земле, лицом вниз. Тот же корень ник, нич и в глаголе никнуть – склоняется вниз.
Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает лицом вниз, навзничь – лицом вверх.
Рисунок)
Разгадайте ребусы
Подведение итогов урока, домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Наречие – это неизменяемая часть речи. 2.Наречие никогда не изменяется . 3.У наречия никогда не бывает окончания. 4.В предложении наречие чаще всего является обстоятельством .
Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Д а вным-д а вно части речи р-шили нав-сти порядок в своих г-р-дах и пр-гл-сили на помощь мудрую в-лшебницу М-рфологию. Чтобы р-бята не путали их, М-рфология пр-дл-жила каждой части речи выбрать в-просы, которые более всего ей подход-т. Существительное сразу выбрало самые к-роткие в-просы кто? и что? Прилагательное в-жливо п-пр-сило в-просы какой? и чей?, гл-гол что делать? и что сделать?.
Н-речие же поздно спохватилось и, запых-вшись, пр-бежало п-следним. Оно жадно переб-рало в-просы как? когда? где? зачем? и другие и, как ни ст-ралось, не м-гло выбрать по-ходящий. Тогда Морфология о-дала ему все в-просы, которые еще остались. Вот и расплач-вается теперь Н-речие за оп-здание и жадность. Прилагательное в-жливо п-пр-сило в-просы какой? и чей?, гл-гол что делать? и что сделать?.
Говорить – Бежать-
.Прочитайте пословицы, найдите наречия. 1.Бог высоко, а царь далеко. 2.В долг брать легко, да отдавать тяжело. 3.Береги платье снову, а честь смолоду. 4.Везде хорошо, где нас нет. 5.Больному все горько. 6.В болоте тихо, да жить там лихо. 7.Кошка с собакой дружно не живут.
1.Бог высоко, а царь далеко . 2.В долг брать легко , да отдавать тяжело .
Составьте небольшой юмористический рассказ по рисунку, используя наречия.
Занимательный материал к уроку
Занимательный материал к уроку
Ребусы
Замените фразеологизмы наречиями Положа руку на сердце. У черта на куличках. Рукой подать. Как в аптеке. Как баран на новые ворота. На широкую ногу. Черным по белому.
Замените фразеологизмы наречиями. .Битый час. Бок о бок. Веки вечные. На вес золота. Душа в душу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 7 классе по теме:"Отличие союзов чтобы, зато,тоже, также от местоимений и наречий"
Разработка урока для учащихся 7 класса где даны примеры, после разбора которых учащиеся увидят отличие союзов: чтобы, зато, тоже , также от местоимений и наречий....
Урок по русскому языку в 7 классе на тему "Не с наречиями"
Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания НЕ с наречиями. На уроке используется технология дифференцированного обучения....
Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе по теме «Наречие».
Урок обобщения знаний по изученному материалу....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "В гостях у наречия "(Повторение изученного)
Проблемные вопросы , различные виды самопроверки, занимательный языковой материал- всё это делает урок интересным мотивирует ребят к изучению темы ....
Технологическая урока по русскому языку в 7 классе по теме "Способы образования наречий" (с презентацией)
Технологическая карта отражает основные этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке важен индивидуальный подход к ученикам: применяется индивидуальное опережающее задание, которое затем д...
Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Морфологический разбор наречия"
Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой час...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)
Урок русского языка в 7 классе по теме «Повторение темы «Наречие»» УМК Л.М.Рыбченковой (2-й урок)Цель деятельности учителя: обобщить знания по теме «Нар...