Основные этапы подготовки учащихся к сочинению – рассуждению (задание 9.3)
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Основные этапы подготовки учащихся к сочинению – рассуждению (задание 9.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_oge.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое СХЕМА-карта? Это мыслительная карта, которую можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Поэтому составление схемы-карты позволяет ученикам успешно справиться с заданием 9 .3 .
Заглянем в словарь… В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка» ПАТРИОТИЗМ – м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный , отечественный, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отчий, отчиный . С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка» ПАТРИОТИЗМ , -а, м. преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. п. русских воинов. // прил. патриотический, - ая,-ое . Большой энциклопедический словарь ПАТРИОТИЗМ — (греч. patris — родина, patriotes — соотечественник), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям С.А.Кузнецов «Большой толковый словарь русского языка» ПАТРИОТИ́ЗМ -а; м. [от греч. patris - родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе. П. во время войны. // Преданность, приверженность чему-л. Местный п. «Словарь военных терминов» Сост. А. М. Плехов , С. Г. Шапкин. ПАТРИОТИЗМ - преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
Ознакомимся с темой сочинения Как нужно понимать значение слова ПАТРИОТИЗМ ? Сформулировать и прокомментировать данное определение. Написать сочинение-рассуждение на тему: « ПАТРИОТИЗМ — это...», взяв в качестве тезиса данное определение. Аргументируя тезисы, привести 2 примера-аргумента, подтверждающих рассуждения: один пример-аргумент из прочитанного текста, а второй — из жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов . Сочинение нужно писать аккуратно, разборчивым почерком .
Структурные элементы сочинения: 1. ТЕЗИС (определение слова) - широкое толкование предложенного слова. 2. КОММЕНТАРИЙ - сужение толкования до объяснения ключевых слов, которые отражены в предложенном для анализа тексте. 3. Скрепа (логический переход) . ПРИМЕР 1 (из текста). 4. Скрепа (логический переход) . ПРИМЕР 2 (из жизненного опыта). 5. Обобщить сказанное. Не забывать, что все части должны быть взаимосвязаны!!! Композиция сочинения-рассуждения 9 .3
Как начать? Дать толкование слова, т. е. объяснить слово более широко (можно использовать схемы-карты ). Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимной симпатии, общих интересах и увлечениях. Начать с вопроса и ответа на данный вопрос. Что такое человечность ? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Начать с чьего-либо высказывания и его комментирования. Что такое сострадание ? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия. Жизненные ценности у каждого свои: у одних – материальные, у других – нравственные. Кому-то нужны деньги, машины, украшения, власть… Но большинству людей важнее нравственные ценности: дружба, любовь, счастье, здоровье близких, родная земля, честь, человеческое достоинство…
Что писать в комментарии Поясняя предложенное для сочинения слово, остановиться на каком-то одном ключевом словосочетании, которое раскрывается в тексте. На мой взгляд, нравственные ценности нельзя заменить материальными, ведь дружбу, любовь, добрые отношения между родными не купишь ни за какие деньги . Именно любовь и забота друг о друге лежат в основе благополучной семьи, а дружба позволяет преодолеть любые преграды. Докажем данный тезис примерами из предложенного для анализа текста А.Г. Алексина и своего личного опыта.
Как связать тезис и комментарий? Использовать вводные конструкции: Я считаю, что … Думаю, что… На мой взгляд, … Уверен (уверена), что … ),
Как связать комментарий и аргументы? Можно связать комментарий и аргументацию такими предложениями: Чтобы подтвердить сказанное, нужно проанализировать предложенный текст, использовать жизненные наблюдения. Попробовать разобраться в смысле этических понятий. Чтобы доказать свою точку зрения, нужно обратиться к прочитанному тексту и жизненному опыту. В подтверждение своей точки зрения нужно привести доказательства .
Как ввести в сочинение аргументы? Есть несколько вариантов: ВАРИАНТ 1. Аргумент 1: В тексте Ф.И.О. можно найти аргумент, подтверждающий мою мысль. Так, в предложении № … Аргумент 2: Проявление (чего?) мы встречаем и в повседневной жизни. Например, …
ВАРИАНТ 2. Аргумент 1: В подтверждение сказанному возьмём предложение №… В нём говорится о том, что… Аргумент 2: Конечно, в окружающей жизни мы часто встречаем примеры, подтверждающие высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как… Как ввести в сочинение аргументы?
ВАРИАНТ 3. Аргумент 1: Начать аргументацию вышеизложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста. Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт. Как ввести в сочинение аргументы?
Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте? 1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: жизненная история, произошедшая с учащимися, их друзьями, родителями или знакомыми. 2. Это обращение к прочитанной книге или фильму по данной теме. 3. Это обращение к известным историческим фактам . 4. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению . В таком случае, его необходимо процитировать (не более 4 строк).
Как завершить сочинение? Речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы: Рассмотрев два аргумента , мы пришли к выводу: … – самая важная жизненная ценность. Нет ничего лучше уверенности в том, что ... никакие деньги не заменят! Таким образом , мы можем сделать вывод: … – настоящее (чувство). Только любовь и забота близких, верное плечо друга позволяют человеку чувствовать себя уверенно. Думаю , мы убедились, что … – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Всё сказанное убеждает нас в том, что … Подводя итог сказанному , можно сделать вывод: … необходима в современном мире, потому что… НЕЛЬЗЯ ЗАКАНЧИВАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЦИТАТОЙ!!!
9 .3 . Стоит задуматься: что такое (кто такой)---------------------------------------------------------------------------------------- Я думаю, ______________________________ - это ______________________________ В качестве доказательства этого утверждения я приведу пример из прочитанного текста. В предложении __________ (имя автора) пишет о том, что __________________________________________________________________________ Это доказывает моё утверждение, что _____________________ - это ________________. Примеры, подтверждающие мою точку зрения можно привести из жизни. ____________________________________________________________. Рассмотрев приведённые мной примеры, можно прийти к выводу о том, что ___________________ - это __________________________________________________.
Спасибо за внимание! Желаю успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс
Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...
Методика подготовки учащихся к сочинению-рассуждению
Хочу показать некоторые моменты работы по развитию речи учащихся средних классов, совершенствованию творческих навыков школьников. Это всё понадобится им в 11 классе, когда они должны будут, свободно ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Система подготовки учащихся к сочинению-рассуждению(часть С ЕГЭ )
Методы и приемы , используемые на уроках русского языка для подготовки учащихся к заданию С ЕГЭ...
Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»
Открытый урок развития речи в 9 классе по теме: "Что такое человечность"...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.
В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2) ОГЭ по русскому языку
материал представляет собой презентацию по подготовке написания сочинения-рассуждения в 9 классе...