В помощь учителю. Местоимение
материал по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Огромна роль моя!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!
Высказывания и стихи о местоимении
Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета… они, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру знаменательные слова.
А.Реформатский
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
П.Чесноков
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
Веселые рифмы
Мое стихотворение –
Про местоимения…
Утром - так заведено-
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет – Он придет:
Тоненький, смущенный,-
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной.
Срок прошел – плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна! (Е.Кач)
Вместо имени предмета
Говорим мы слово: ЭТО,
ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –
Всем известные слова.
Это, без сомнения,
Слова – МЕСТОИМЕНИЯ.
С вами,
Все для вас,
О вас.
Нам,
О них,
У них,
У нас.
С тем
И с этим,
С ним
И с ней –
Кто из вас прочтет скорей?
Отделяй МЕСТОИМЕНИЯ
От ПРЕДЛОГОВ без сомнения!
ОН, ОНА, ОНИ и МЫ.
ЭТОТ, ТОТ, у НАС был ТЫ.
С ВАМИ, ВЫ, о ВАС и Я –
Что же это за слова?
Это, без сомнения, члова- МЕСТОИМЕНИЯ.
Как названье дать словам:
Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
НАШ, и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЕ и Свой?
Это, без сомнения,
Всё МЕСТОИМЕНИЯ! (В.Волина)
В отрицательном местоимении
Знай: под удареньем не,
А ни – без ударения!
Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
Два слова – помни! – никогда.
Никем – ни с кем.
-Запомнил?
-Да! (в.Волина)
Жило-было НИЧТО.
Не умело НИЧЕГО,
Взад-вперед оно ходило
И НИ С КЕМ не говорило.
НИКОГО не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это НИЧЕГО
И сказать-то
НЕ-ЧЕ-ГО! (И.Михайлова)
Завелся озорник у нас.
Горюет вся семья.
В квартире от его проказ
Буквально нет житья.
Никто с ним, правда, не знаком,
Но знают все зато,
Что виноват всегда во всем
Лишь он один – НИКТО! (Б.Заходер)
Стихотворение Л. Кэрролла из сказки «Алиса в Стране чудес»
Я знаю, с ней ты говорил
И с ним, конечно, тоже.
Она сказала: “Очень мил,
Но плавать он не может”.
Там побывали та и тот
(Что знают все на свете).
Но, если б делу дали ход,
Вы были бы в ответе.
Я дал им три, они нам – пять,
Вы шесть им посулили.
Но все вернулись к вам опять,
Хотя моими были.
Ты с нею не был вовлечен
В такое злое дело,
Хотя сказал однажды он,
Что все им надоело.
Она, конечно, сгоряча:
“Не спорь со мной напрасно”.
Да, видишь ли, рубить с плеча
Не так уж безопасно.
Но он не должен знать о том,
(Не выболтай случайно).
Все остальные не при чем,
И это наша тайна.
Разряды местоимений
Вставьте местоимения в пословицы. Определите разряд местоимений, морфологические признаки.
…человек в работе узнается.
…природа просыпается весною.
Доброе братство дороже… богатства.
…овощу свое время.
Слова для справок: всякого, каждый, всякому, вся.
«Самый внимательный»
Учитель читает стихотворение, ученики выписывают местоимения, определяют их разряд. О каком местоимении идет речь в стихотворении?
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так.
Перво-наперво решительно
Скажет вам моя семья,
Что, конечно, Именительный –
Это я и только я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня
И не зря. Падеж Родительный
Для кого? А для меня!
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне,
И дают подарки,
Дательный –
Это значит – только мне!
Не смотрите подозрительно
У меня родня – броня!
И запомните: Винительный
Не касается меня.
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!
Нет, друзья, падеж Творительный
Сотворен совсем не мной!
Ждете, видимо, Предложного?
Новых данных обо мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне! («Русский язык в школе»)
Помогите Незнайке переделать предложения, чтобы стал понятен смысл.
В нашей квартире небольшая узкая кухня и две большие комнаты. Маме не нравится это.
В такую ночь невозможно уснуть.
Чего-нибудь придумаем.
Эстафета «Кто быстрее?»
Составьте предложения
2 команды.
1 команда
у ее
около их
позади его
к ее
2 команда
у нее
около них
позади него
к ней
Поставьте ударение в местоимениях самого и самого. Запишите предложения, позволяющие увидеть разницу между этими словами.
Игра «Говорите по-русски».
Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Предложение правильных вариантов.
В адрес нас были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения.
Люди типа меня любят работать.
В честь тебя устроили вечер.
Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.
Игра «Волшебный букет»
Учитель подходит поочередно к ученику и предлагает взять цветок из его букета (бумажные цветы). На обратной стороне каждого цветка указано местоимение. Необходимо быстро назвать разряд местоимения. Если правильно – цветок остается у ученика, неправильно – ученик дарит его кому-нибудь из одноклассников. Побеждает тот, у кого больше окажется цветов.
«Сигнальные карточки»
С помощью сигнальных карточек определите, к какому разряду относится местоимение: относительное или вопросительное.
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но , увы:
Я плавать – не могу!
Мы вам ее, она нам их,
Вы им обратно нас.
Он с нею, к нам опять для них,
А мы с ним – к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех,-
Все это тайной быть должно
Для нас от вас и всех…
Прочитайте стихотворение, попробуйте сказать, о чем идет в нем речь, кто действующие лица, какие события описываются.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,
А он ей раз!
А тут как раз
Она ползла.
А он как даст ему
Со зла!
Она им раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Ее он спас;
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино! (А.Барто)
Попытайтесь заменить местоимения соответствующими частями речи.
Не знаю Кто
Жили-были
Не знаю Кто
Не знаю с Кем.
Раз пошел
Не знаю Кто
Не знаю зачем,
Повстречал
Не знаю Кого,
Попросил
Не знаю Чего
И не дал
Не знаю Кому
Не знаю Что,
Не знаю Почему.
Тут заплакал
Не знаю Кто:
Пожелал Ты
Не знаю Что,
И пошел
Не знаю Кто
Не знаю Куда.
Это было
Не знаю Где,
Не знаю Когда. (С.Маршак)
Королевство Нигде
В стране Нигде давным-давно –
Наверное, лет сто –
Живет король – сам Всёравно,
С ним верный пес Никто.
Там королеву звать Ничуть,
Ей тоже сного лет.
Спроси ее о чем-нибудь,
В ответ услышишь: «нет!»
Живет гофмаршал Никакокй
Вблизи от Никого.
Из гальки выстроен морской
Высокий дом его.
Кухарку Ольгу Никогда
Здесь держит Никакой.
На кухне пенная вода
Вскипает день-деньской.
Кухарка варит сладкий звон,
Пождаривает вздох.
Попробуйте, как сладок он,-
Клянусь, обед неплох!
Готов он вовремя всегда.
И вот несут его
В дворец шикарный Никуда,
На стол для Никого.
И если кот Ничей сожрет
Вдруг чей-то аппетит,
То Никакой как заорет –
И Никому влетит.
- Полста ударов дать ему
За то, что воровал!-
И Никакой идет в тюрьму
Никто – в сырой подвал.
Но чаще вежлив и терпим
Гуманный Всёравно.
В стране Нигде довольны им
Давным-давным-давно.
И сам, бывало, допоздна –
У входа в Никуда
(Случалось в наши времена!)
Бродил я иногда.
Молчало море. Никакой
Стоял невдалеке.
Он Никого одной рукой
Держал на поводке. (Т.Рик)
«О чем речь?»
Прочитайте высказывания психолога Д.Карнеги. Попробуйте определить, о чем идет речь.
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Ее нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ее кому-нибудь не отдали. (Улыбка.)
Выпишите местоимения, определите их разряды, морфологические признаки.
«Полминутки для шутки».
Песенка о притяжательных местоимениях
Выпишите местоимения, определите разряды. Какие местоимения употреблены неверно? Исправьте ошибки.
Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.
Папа к ним подошел,
Крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса
Весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать:
«Отойди от будки:
Детям нужно наполнять
Ихние желудки».
Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий:
«Слушать я уже устал
Ейные упреки.
Детям всё прощают тут,
Дети хрюшками растут.
И такая дребедень
Происходит каждый день».
И у нас во дворе
Слышал я однажды,
Как ребята говорят:
Ихний, ейный, кажный.
Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,
Их, его и ее
Говорить вам нужно.
Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам.(А.Хайт)
Определите падежи местоимений.
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила…
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю! (А.Пушкин)
Помогите Винни Пуху сделать смысл песенки понятной.
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом.
Мне захотелось кое с кем
Потолковать о том о сем.
Я рассказал им, что, когда
И почему, и отчего,
Сказал, откуда, и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах, то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров».
И «ну и ну», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!» (Б.Заходер)
Распределите местоимениям отыскать свои дома.
Отрицательные Неопределенные
Однажды кто-то зачем-то взял что-то в каком-то месте. Его-то и искали почему-то за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали они, что никогда ни в каком месте никто ничего не брал.
«Кто самый внимательный?»
Найдите все местоимения. Объясните правописание местоимений..
Три черных собаки на чем-то сидели,
Три черных собаки куда-то глядели,
Три черных собаки увидели что-то,
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался. (А.Хургин)
«Лото «Личные местоимения»
Учащиеся тянут карточки со строчками из произведений. Необходимо найти местоимение, определить лицо, падеж.
Вот этот стол – сосновый стол –
К нам из лесу пришел.
Мне хорошо, колосья раздвигая,
Прийти сюда вечернею порой.
Ласточка с весною в гости к нам летит.
Солнце жарче припечет,
Небо дождь на нас польет.
Конь несет меня лихой.
А куда? Не знаю!
Мы сегодня в лес пойдем
За зеленой елкой.
Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем.
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Чего тебе надобно, старче?
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой.
В темнице там царевна тужит,
А серый волк ей верно служит.
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
На текст нечаянно пролили чернило. Помогите восстановить текст, используя определительные местоимения.
Почти пациенту было позволено пользоваться бассейном. …..мир, фантастический, нереальный, был изображен в новелле. ………… гигантский цирк – загадка для ребенка. ……….. телеграмма была послана с вокзала. Блеснули крыльями пчелы, и ..цветок шелохнулся им вслед.
Определите морфологические признаки вставленных местоимений.
Определите разряды и падежи местоимений.
Меня, не к кому, себя, вашего, оно, какой? таков, нашими, нечего, тому, тобой, наши, у кого-нибудь, кое над чем, мое, такому, ни о чем, ни перед какими, о своих, вами, таков, некоторому, что, моего, что-либо, ничей, столько, этого.
Орфоэпическо - орфографический диктант
Н… у кого он н… о чем не спрашивал.
Дома у нас н…кого не было.
Прошло с тех пор н…сколько лет.
Ему н… к чему было придраться.
Отец н… в чем не отказывал.
У него я не мог н…чему научиться.
Девушки ходили как н… в чем не бывало.
Учитель предлагает тему, а учащиеся должны записать шесть – семь существительных, называющих предметы, имеющие отношение к данной теме, а затем согласовать их с неопределенными местоимениями.
Примерные темы:
- Компьютер
- На уроке.
- Лыжня.
- Транспорт.
- Мода.
«Графический диктант» ( записываются только названия падежей через запятую)
Определите падеж возвратных местоимений в данных фразеологизмах.
Сдерживать себя, вбивать себе в голову, давать себе отчет, держать при себе, замыкаться в самом себе,
Знать себе цену, не по себе, ничего себе, портить себе кровь, развязывать себе руки, рвать на себе волосы, себе дороже. Выдавать себя с головой, выше себя не прыгнешь, оставлять позади себя, приходить в себя.
Составьте текст, используя эти фразеологизмы.
«Эстафета «Кто быстрее?»
Просклоняйте местоимения.
Вариант 1
И. мы
Р.я
Д.ты
В.он
Т.вы
П.(о) он
Вариант 2
И. ты
Р.оно
Д.они
В.вы
Т.мы
П.(обо) я
Прочитайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.
Два друга много дней шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.
Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто(нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это.
Местоимение как часть речи
«Интеллектуальный марафон»
- Какие разряды местоимений различаются только значением? (Относительные и вопросительные.)
- В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
- Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н (у нее, от нее). Почему нет н в местоимениях следующих примеров?
- За ее домом начиналось поле. У его стола стояла книжная полка.(В данных конструкциях притяжательные местоимения. Предлоги относятся к существительным.)
- Какие местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего.)
- Какие местоимения имеют форму только одного падежа? (Некто.)
- Какая ошибка допущена учеником?
Учитель: Приведи пример трения.
Ученик: Человек скользит на льду. Чтобы не скользил, его посыпают песком.(Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)
- Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он-но.)
- Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ((Оно, тот.)
- Смягчи конечное с у имени существительного 2-го склонения, и ты получишь определительное местоимение. (Вес – весь.)
- Какое местоимение нужно добавить к другому, чтобы получилось название больших плодов? (Ты-к-вы.)
- Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
- Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы.)
- Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я. Всегда говорит о себе, но в алфавите последнее.)
- Какие местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.)
- Какие местоимения различаются в косвенных падежах только ударением? (Сам, самый.)
- Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам и числам? (Свой.)
- С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н? (Благодаря, вопреки.0
- В середине каких местоимений пишется ь ? (Сколько, столько, чья, чье, чьи.)
- Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)
- Какое местоимение требует чистоты? (Мой.)
- Какое местоимение является помощником прилагательного? (Самый.)
- Какие местоимения, дружа с частицами, недолюбливают предлоги? (Отрицательные.)
«Аукцион»
Лот достается тому, кто вспомнит больше выражений на заданную тему.
- Запишите как можно больше существительных, прилагательных, образованных от числительных.
- Запишите как можно больше фразеологизмов с местоимениями.
Перфокарта
Замените выделенные слова фразеологизмами, в состав которых входят местоимения.
Чувствовать себя неловко не в своей тарелке
Привязался искренне –
Жизнь идет как обычно –
Встречался часто –
Человек скрытный –
Бежать очень быстро –
Рассердился внезапно -
Допишите местоимения в слова.
Своевременный, всеобщий, …любие, …мирный, …стоимость, …вольный, …довольство, …деятельность, …сторонний, …образие, …чувствие, …любивый.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение ВЫ; если вы смогли самостоятельно изучить материал, но работать в паре вам не понравилось, вы рассчитываете только на свои силы, возьмите местоимение Я; если вы продуктивно работали самостоятельно и в паре, то возьмите местоимение МЫ. Выбранные вами местоимения закрепите на «Пике знаний»: у его подножия расположите местоимение ВЫ, на середине – местоимение – Я, а в самом верху местоимение Мы. Спасибо за урок! Удачи вам в покорении «Пика знаний»!
Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). (Цицилина Т.Н.)
Шарады
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом - столик школьный твой. (Пар-та.)_
Первый слог – личное местоимение,
Второй – детская болезнь.
А целое – тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен,
И поднимают, когда он не нужен. (Я-корь.)
Начало – буква в слове «плот»,
Конец – местоимение.
А середина – пара нот.
Все вместе – поощрение. (Премия.)
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о)
Темы для грамматических сказок
- О себялюбивом Местоимении СЕБЯ.
- О Местоимениях-собственниках.
- О любопытных Местоимениях.
- О нелюбопытных Местоимениях.
- Об определенной роли дядюшки Дефиса в жизни Неопределенных Местоимений.
- О бесхарактерных Местоимениях, в чью жизнь вторгся безжалостный предлог.
- О том, как отрицательные герои не устояли перед решительным предлогом.
- О нехорошем, отрицательном герое многих историй.
- О коварной частице, ставшей приставкой, постоянно меняющей лицо.
- О Местоимениях-критиках, которые умеют каждому определить его место.
- О Местоимениях, которые больше всего на свете любят поучать, указывать и обличать. (По В.Волиной)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь учителю. ГИА по руссскому языку. Подготовка к написанию сжатого изложения.
В папке содержится материал для подготовки к написанию сжатого изложения в 5-6, 7-8 классах....
Интернет-сайты в помощь учителю английского языка
Представляю вашему вниманию список интернет-сайтов, призванных помочь преподавателю английского языка, ученикам, а также просто неравнодушным к английскому языку....
В помощь учителю технологии:ссылки
Даны все полезные ссылки на интернет источники,которые помогут учителю технологии в работе....
В помощь учителю технологии : нетрадиционные уроки
Можно применить и разнообразить свои уроки....
Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"
Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....
Методические материалы в помощь учителю истории и обществознания. Информационная поддержка учителя.
Интернет - помощь для учителей истории и обществознания....
Мастер-класс для учителей начальной школы «Нейропсихологические приёмы в помощь учителю начальной школы»
В каждом классе есть дети, испытывающие разного уровня сложности в обучении. Они могут талантливо проявлять себя на математике, делать интересные творческие проекты, но часто совершают «глупые&r...