Урок-экскурсия "В галерее Януса"
материал по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок - экскурсия «В галерее Януса».
Знакомство с понятием антитезы.
Цели урока: Дать понятие литературного приёма – антитезы, её возникновения.
Формировать умение мыслить творчески посредством метода сравнения.
Воспитывать внимательное отношение к слову, которое отражает жизненные противоположности.
Оборудование урока: репродукции В.М.Васнецова «Несмеяна»
В.В.Пукирёва «Неравный брак»
Словарная работа: галерея, Янус.
Ход урока
Слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами отправимся в галерею Януса, где подробно познакомимся с новым литературным приёмом.
- Откройте тетради и запишите тему урока: В галерее Януса.
- Словарная работа: галерея –
- Что же это за таинственный приём? Для этого попробуйте разгадать литературно-художественную загадку.
Этап 1. Демонстрация слайдов с репродукциями.
- По какому принципу сгруппированны эти картины? (противопоставление)
- На какое языковое явление похоже? (на антонимы)
- Что такое антонимы? (Это слова с противоположным значением)
Антонимы бытуют в языкознании, а в литературе это явление называют противопоставлением – др. словами – антитеза.(запишите «анти» - против, «тезис» - положение) Антитеза – противопоставление.
Антитеза – это не просто противопоставление слов, это противопоставление явлений, характеров, свойств.
- Давайте послушаем, как звучит это противопоставление в английской народной песенке в переводе С.М.Маршака:
мальчики и девочки
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из чего сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из чего сделаны девочки.
- Что противопоставляется в песне? Какое начало подчёркивается в девочках, какое – в мальчиках? (В мальчиках – воинственное начало, ершистый и колючий характер; в девочках – мягкость и нежность.)
Вывод: антитеза – противопоставление характеров.
- Как возникла антитеза?
Этап 2. Возникновение антитезы.
Слово учителя. Когда человек начинал осмысливать мир, упорядочивать его и осознавать себя в этом мире, именно тогда у него появились сначала понятия верха и низа, затем неба и земли, суши и воды, света и тьмы, дня и ночи, холода и жары, правого и левого, севера и юга, мужчины и женщины; потом молодости и старости, сна и яви, богов и людей. Вспомним хотя бы греческий миф о сотворении мира. (Читает ученик)
«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. Всё вышло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землёй, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь – Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак – Эреб и тёмную ночь – Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет – Эфир и радостный светлый День – Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и День».
- Какие антитезы нам встретились в этом мифе?(День и ночь, небо и земля, море и земля, мрак и свет.)
Основатель нашей галереи – римское божество по имени Янус. (Изображение на слайде.)
- Кто такой Янус? Янус – двуликий римский бог. Это бог начала и конца, входа и выхода, восхода и заката, прошлого и будущего, молодости и старости. Именно поэтому он изображался двуликим (одно лицо принадлежало юноше, другое - старику). В некотором смысле Януса можно назвать прародителем антитезы. Потому-то он и стал основателем уникальной галереи.
Этап 3. «Фольклорные антитезы».
Демонстрация картины «Несмеяна». (слайд)
- В чём проявляется антитеза? Что противопоставляется на этой картине.(Несмеяна и смеющийся народ.)
- Какие ещё сказки с использованием антитезы вам известны? («Крошечка-хаврошечка», «Царевна-лягушка»)
- Попробуйте найти соответствия началу каждой пословицы. (слайд)
Злой плачет от зависти, а чёрта не гневи
Сладко естся, добрый от радости
Богу молись, а плохо спится
Вывод: все эти антитезы построены на борьбе добра и зла.
Этап 4. «Литературные антитезы».
- Какие произведения вам знакомы? Как в них используется приём антитезы?
«Сказка о мёртвой царевне» - скромность и кротость царевны и самовлюблённость и гордыня царицы; басня «Волк и ягнёнок» - сила и слабость; «Гадкий утёнок» Андерсен – доброта и бескорыстие утёнка-лебедя и сварливость, корыстолюбие, примитивность всего птичьего двора.
- Какие жанры литературы тут представлены?(Сказка, басня) Давайте рассмотрим антитезу в стихотворении В.Высоцкого «Песня о друге».(Включается фонограмма песни.)
- Где в этой песне антитеза? Какие слова её выражают? В чём видит автор родственность души друга? А в чём он ощущает чуждость человека?(Антитеза здесь выражена словами «друг-чужой». Другом автор считает того человека, который не боится трудностей, умеет подавлять в себе страх и слабость, всегда приходит на помощь – человека на которого можно во всём положиться. Чужой – тот, кто не способен на всё это.)
- Взгляните и на полотно, построенное на антитезе. В чём она выражается?(Ответы учеников)
Раздать на каждый стол текст песни.
- Эта русская народная песня созвучна одному из полотен представленных на выставке, «Неравному браку» В.В Пукирёва.
У церкви стояла карета
(текст песни)
- Какое настроение создаёт эта песня и почему? (печаль, сочувствуем молодой девушке) Песня, как и плотно Пукирёва, построена на антитезе. Какими словами она передана? Вспомните, в каком лит. произведении вы уже встречались с подобной ситуацией.(В романе А.С.Пушкина «Дубровский», когда Машу Троекурову насильно выдают замуж за князя Верейского)
Вывод: Что же ждёт дальше героев этой невесёлой картины? Ответ не может быть однозначным, п.ч. мудрый Янус утверждает, что всякое начало приближает нас к концу, будущее со временем становится прошлым, старость обязательно приходит на смену молодости, счастье оценимо только в сопоставлении с несчастьем. Эти истины были открыты ещё древними людьми – недаром римляне поклонялись двуликому Янусу. Значит, это знакомство с коллекцией Януса не прошло для нас даром и показало ещё раз, какое сложное явление – жизнь, в которой постоянно борются и сталкиваются противоположности, и как велико могущество слова, которое умеет отразить этот вечный спор и борьбу.
Домашнее задание: прочитать Л.Н.Толстой «После бала» и найти в произведении антитезу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".
Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...
Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...
Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"
Данный материал предназначен для закрепления....
Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)
Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...
Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"
познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...
Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...
урок- экскурсия "Виртуальная экскурсия по Германии"
урок- экскурсия в 9 классе...