Использование информационно- коммуникационных технологий на урока русского языка и литературы. Работа с электронными модулями.
компьютерная программа по русскому языку
В материале излагается принцип работы с электронными модулями и системой Plicers на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moduli_ftsior.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование модулей ФЦИОР и системы Plichers на уроках литературы
В старшей школе уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с большим привлечением иллюстративного материала.
Современный урок — урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника.
Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.
ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного .
Необходимость использования электронных образовательных ресурсов(ЭОР) сегодня очевидна многим, потому что они
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
- активизируют познавательную деятельность учащихся;
- развивают творческий потенциал учащихся;
- осовременивают урок.
ЭОР может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле знаний, умений и навыков.
- Использование Электронных образовательных модулей Федерального центра информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР) на уроках литературы. ЭОР нового поколения представляет собой интерактивные мультимедийные продукты, обеспечивающие все компоненты учебного процесса, объединяющие модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Электронные образовательные модули Федерального центра информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР) используются следующим образом: информационные модули – при освоении нового материала; практические – при отработке навыков, умений; контрольные – при проверке знаний учащихся. Работа с модулем предполагает обеспечение каждого обучающегося персональным компьютером, такой урок может проводится в кабинете информатики.
Первое, что следует сделать – зайти на сайт fcior.edu.ru Затем найти нужный тематический элемент и выбрать необходимый тип электронных учебных модулей (ЭУМ).
На примере урока литературы в 10 классе можно рассмотреть использование трех типов электронных учебных модулей: ЭУМ информационного типа, ЭУМ практического и ЭУМ контрольного типа. Тема урока – «Философская лирика Ф.И.Тютчева». По данной теме можно предложить несколько видов работы
- Работа с информационным модулем может осуществляться в качестве демонстрационного материала, также может быть организована самостоятельная работа учащихся, с последующим составлением таблиц, составлением конспекта.
- Работа с ЭУМ практического типа позволят проанализировать стихотворения, заучивать стихотворения наизусть.
- Работа с ЭУМ контрольного типа позволяет осуществить проверку усвоенных знаний, причем данный модуль имеет три уровня сложности, поэтому контроль будет носить дифференцированный характер.
- В качестве иллюстративного материала по данной теме можно также использовать аудиофрагменты записей музыки и декламации стихотворений.
В приведенной ниже таблице представлены перечень используемых ЭУМ и ссылки на Интернет—ресурсы.
Использование системы Plichers на уроках
русского языка и литературы.
Как с помощью всего одного смартфона быстро провести опрос всего класса?
Три года назад я начала осваивать работу с приложением Plickers, которое позволяет проводит фронтальные опросы с помощью одного мобильного телефона. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом и помочь разобраться с его работой — чтобы любой учитель любой школы сразу мог начать использовать Plickers. В приложении за два года появился ряд замечательных нововведений:
- появились папки для группировки вопросов;
- появилась возможность добавлять картинку к вопросам;
- реализована функциональность очереди.
- КАК РАБОТАЕТ PLICKERS?
Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребёнку выдаётся по одной карточке.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ С PLICKERS
- один мобильный телефон у учителя под управлением iOS или Android с установленным приложением Plickers;
- набор карточек с QR-кодами (о них поговорим чуть ниже);
- проектор с открытым сайтом Plickers в режиме Play now. Проектор в целом необязателен, но очень полезен, особенно для создания «вау-эффекта».
ЧТО НЕ НУЖНО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ PLICKERS
- наличие мобильных телефонов у детей.
КАРТОЧКИ
Карточки представляют собой простые распечатанные бумажки. Идеально — на картоне, в этом случае они прослужат дольше.
Сама карточка квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задаёт вопрос, ребёнок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени (для считывания используется технология дополненной реальности). Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отложенного анализа.
Макеты карточек доступны для скачивания на официальном сайте. Есть 5 различных наборов. В любом наборе каждая карточка уникальна и имеет свой собственный порядковый номер. Это позволяет, например, выдать карточку конкретному ученику и отслеживать при необходимости его успехи, сделав опрос персонифицированным. Если же вы не хотите знать результаты конкретного ученика, карточки можно раздавать случайным образом.
Вот доступные на сайте наборы:
- Standard (стандартный): на один лист А4 влезает 2 карточки, всего — 40 различных карточек. Для 99% школ этого хватит, так как количество учащихся явно меньше 40.
- Expanded (расширенный): то же самое, что и выше, только карточек 63.
- Large Font (большие шрифты): варианты ответов A, B, C, D на карточках написаны существенно большим шрифтом. Это подходит, например, для маленьких детей, которым сложно читать мелкие буквы. Но в то же время это сделает более лёгкой возможность подсмотреть ответ соседа.
- Large Cards (большие карточки): то же, что и стандартный набор, но сами карточки больше размером и на один лист помещается ровно 1 карточка. Всего их тут 40.
- Large Cards Expanded (большие карточки, расширенный набор): Large Cards плюс Expanded = 63 большие карточки размера А4.
Ещё раз повторимся: для обычной школы стандартный набор является оптимальным выбором.
Как создать класс в Plickers
Самый простой способ — называть классы по их реальному названию. Если у вас есть деление на группы, для каждой группы имеет смысл создать отдельный класс: 9а-1, 9а-2 и так далее.
После того, как классы созданы, возвращаемся в библиотеку (ссылка «Library» сверху) и добавляем вопросы в очередь к нужному классу. Для этого в интерфейсе вопроса (кнопка Expand в правом нижнем углу вопроса) есть кнопка «Add to Queue»
Добавления вопроса в очередь к классу
Очередь — это последовательность вопросов, которые вы хотите задать указанному классу на ближайшем уроке. После того, как вопрос задан, он исчезает из очереди. Разумеется, на следующий урок его можно добавить опять в очередь, если это необходимо. Эта концепция станет более понятной чуть ниже.
Итого, что у нас имеется на данный момент:
- Мы создали папки и вопросы в них.
- Мы создали классы, которым мы хотим задать вопросы.
- Мы добавили вопросы в очереди соответствующим классам.
Это — подготовительные шаги. Они займут в первый раз некоторое время, но в дальнейшем вам нужно будет только обновлять базу вопросов и составлять очередь. С опытом это будет занимать максимум несколько минут перед уроком.
Теперь переходим непосредственно к процессу опроса
Для опроса очень желательно иметь проектор с подключенным к нему компьютером. На компьютере открываем сайт Plickers, логинимся там и нажимаем на ссылку сверху «Play now». Это специальный режим показа вопросов, которым можно управлять с вашего мобильного телефона. Собственно, сейчас нам и потребуется мобильный телефон.
В мобильном телефоне открываем приложение Plickers. На стартовом экране вам предложат выбрать класс:
После выбора класса вам будет показана очередь вопросов, которую мы задали ранее. Заметьте: вопросы можно создавать непосредственно из приложения, нажав на этом экране кнопку Create. Также, если вы вдруг забыли добавить какой-либо вопрос к очереди, из приложения доступна библиотека, содержащая все вопросы.
Нажимаем на первый вопрос. Вот тут впервые происходит «магия»: как только вы выбрали вопрос на вашем мобильном телефоне, он автоматически отображается на проекторе через режим Play now. То есть вам не нужно находиться у компьютера и переключать что-либо — всё управление ведётся с телефона.
Дети читают вопрос и поднимают карточки с вариантами ответа. Учитель нажимает кнопку Scan внизу экрана и попадает в режим сканирования ответов.
В этом режиме достаточно просто навести телефон на учеников — приложение автоматически распознает QR-коды всех учеников сразу. При этом можно не бояться «считать» один код несколько раз — Plickers учтёт только один, самый последний ответ. Поэтому, кстати, ученик спокойно может поменять своё мнение «на ходу» — всё это учтено разработчиками программы. В приложении сразу же показывается базовая статистика распределения ответов. Справа внизу имеется кнопка для очистки статистики. Кнопка-галочка по центру внизу завершает данный вопрос и возвращает учителя в очередь вопросов. Далее — повторяем операцию для остальных вопросов.
На этом, собственно, основная инструкция и заканчивается. Кратко резюмируем последовательность действий:
- Создаём вопросы.
- Создаём классы.
- Добавляем вопросы в очереди классов.
- Открываем на компьютере сайт Plickers на вкладке Play now
- Выводим через проектор.
- Раздаём детям карточки.
- Открываем мобильное приложение Plickers.
- Выбираем класс.
- Выбираем вопрос.
- Сканируем ответы.
- Повторяем пп. 9-10 с остальными вопросами из очереди данного класса.
- Анализируем результаты статистики.
КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ PLICKERS?
1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС В КОНЦЕ УРОКА.
Цель — понять, что дети усвоили за урок, а что нет.
2. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС В НАЧАЛЕ УРОКА ПО ПРЕДЫДУЩЕМУ УРОКУ И/ИЛИ УРОКАМ.
Цель — понять, что усвоилось, а что нужно повторить.
3. A/B-ТЕСТИРОВАНИЕ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА.
Цель — выяснить, как лучше рассказывать детям тот или иной материал. Берём два класса (или две группы). Рассказываем им один и тот же материал, но по-разному. В конце урока проводим фронтальный опрс и сравниваем результаты.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТОВ / ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ.
При правильной подготовке проверочные работы можно проводить в формате Plickers. Результаты будут доступны сразу, без необходимости проверки и/или наличия смартфонов / компьютеров у детей.
5.АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ В ДИНАМИКЕ.
Результаты можно и нужно показывать администрации, которая может контролировать процесс усвоения знаний учащимися. Plickers позволяют реализовать непрерывный мониторинг знаний детей, который отнимает не более нескольких минут от урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.
Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....
«Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...
Роль использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
В статье содержится материал, расрывающий роль ипользования ИКТ в деятельности учителя-словесника....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использовании на уроках русского языка и литературы информационно-куммуникационных технологий....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Курсовая работа об использовании информационно-коммуникационных технологий....
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы...
Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...