Конспект урока по технологии СДО
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Череповская Майя Анатольевна

Конспект урока русского языка по технологии СДО в 6 классе по теме "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherepovskaya_konspekt_uroka_imya_prilagatelnoe.docx114.86 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 6 класс. Имя прилагательное. Череповская М. А.

МБОУ «Разъезженская средняя общеобразовательная школа» Ермаковского района Красноярского края.

Цели урока:

  1. Образовательно-развивающие цели:

1.1.Применение обучающимися опорных понятий: самостоятельная часть речи, имя прилагательное, качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные, синтаксическая роль имени прилагательного.

1.2. Развитие у обучаемых универсальных учебных действий:

  • познавательных: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выдвижение гипотез и обоснование; выявление и формулирование проблемы;
  • регулятивных: определение познавательной цели, самооценка результатов учебного труда;
  • коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.3. Развитие у обучающихся специальных (предметных) умений: формулировать определение используемых на уроке лингвистических понятий: самостоятельные части речи, имя прилагательное, качественные имена прилагательные, относительные имена прилагательные, притяжательные имена прилагательные, распознавать имена прилагательные в тексте.

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование у обучаемых мировоззрения на основе выявления философских категорий: причина – следствие, общее – особенное – единичное.

2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижений на уроке, нравственно-этическое оценивание действий одноклассников.

Заявка на оценку (8 учащихся):

«5» - 21 балл и более

«4» - 17-20 баллов

«3» - 12-16 баллов

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность обучающихся

  1. Оргмомент.
  1. Знакомство учащихся с заявкой на оценку, критериями оценивания.

2. Учитель предлагает обучаемым запланировать, какую оценку они хотят получить в конце урока.

1 мин.

Фиксируют на полях тетради запланированную оценку.

  1. Постановка познавательной цели.

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на протяжении последних уроков?

-Сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя прилагательное (повторение и обобщение знаний)».  

- Для начала давайте вспомним структуру определения любого понятия.

-Вспомните, что такое имя прилагательное.

-Назовите в определении понятия «имя прилагательное» родовой и видовые признаки.

        

Ярмарка понятий

Знаете, что такое ярмарка?

Там есть товар, продавец и покупатель. Я сегодня продавец, а вы покупатели. Перед вами понятия, которые нужно купить, т. е. раскрыть по содержанию.

Понятия:

1. Что такое самостоятельная часть речи?

2.Что называется степенью сравнения имён прилагательных?

3.Что такое качественные имена прилагательные?

4. Что такое относительные имена прилагательные?

5. Что такое притяжательные имена прилагательные?

- Еще раз обратите внимание на тему урока и попробуйте сформулировать цель нашего урока.

4 мин.

1 балл за определение понятия

1 балл за верное определение родовых и видовых признаков

6 мин.

1 балл за каждое понятие

- Имена прилагательные.

- Структура определяемого понятия: определяемое понятие = родовой признак + видовые признаки

- Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей?

- Родовой признак: самостоятельная часть речи; видовые признаки: обычно обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей?

Ребята отвечают на вопросы, используя структуру содержания понятия: Определяемое понятие = родовой признак + видовые признаки.

1. Самостоятельная часть речи – часть речи, которая имеет значение, может отвечать на различные вопросы и является в предложении его членом.

2. Разряд имени прилагательного – это деление имён прилагательных по лексическому значению и грамматическим признакам.

 3. Качественные имена прилагательные – лексико-грамматический разряд имён прилагательных, обозначающих внешние признаки предмета.

4. Относительные имена прилагательные - лексико-грамматический разряд имён прилагательных, обозначающих признак предмета через отношение к другому предмету.

5. Притяжательные имена прилагательные - лексико-грамматический разряд имён прилагательных, обозначающих принадлежность какого-либо предмета определённому лицу или животному.

Цель урока – повторить, что такое имя прилагательное и обобщить всё, что мы о нём знаем.

Цель урока - повторить морфологические признаки имён прилагательных, их синтаксическую роль.

Цель урока - вспомнить правописание –Н- и –НН- в суффиксах имён прилагательных.

  1.  Работа по теме урока.

Прочитайте выразительно художественный текст Георгия Алексеевича Скребицкого.

Барсучонок

    Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Как же он забавен! Зверёк был очень толст. Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» - заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», - ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану.

  (По Г.Скребицкому.)

Задание 1.  Охарактеризуйте выделенные жирным шрифтом слова с помощью таблицы, заполните её (таблица пустая).

А. Индивидуальный труд.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное

Общее грамматическое значение (цвет, вкус, принадлежность кому-либо и т.д.)

Вопрос

Непостоянные/

постоянные признаки

Синтаксическая роль

Барсучья мордочка

Принадлежность барсуку

Чья?

Притяжательное имя прилагательное,

Ж.р., ед.ч., И.п.

В предложении является определением

Он забавен

Внешний вид

Каков?

Качественное имя прилагательное, положительная степень сравнения, краткое

М.р., ед.ч..

В предложении является сказуемым

В. Фронтальная проверка.

С. Самооценка по критериям учителя.

5 мин.

4 балла за верно выполненное задание, 1 ошибка – 3б., 2 ошибки – 2б., 3 ошибки – 1б, более 3 ошибок – 0б.

Задание 2.

В каждой строчке найдите лишнее из слов, взятых из текста. Докажите, что оно является лишним.

  1. Короткий, барсучья, светлая, серебристая
  2. Любопытными, забавный, тёмные, кожаному

Правильный ответ записать на доске. Пояснить выбор.

- Посчитайте баллы и занесите на поля. Поднимите руки, кто выполнил правильно всё задание.

2 мин.

1 балл за каждую строчку

2 балла за верное доказательство

1. барсучий (слово «барсучий» - притяжательное имя прилагательное, а остальные слова – качественные имена прилагательные)

2. кожаному (слово «кожаному» - относительное имя прилагательное, а остальные слова – качественные имена прилагательные)

D. Фронтальная работа.

Задание 3.

С помощью карточки № 2 задайте вопрос – суждение выступавшему.

- Почему имя прилагательное «барсучья» - это притяжательное имя прилагательное?

- Как доказать, что имя прилагательное «кожаному» является лишним?

3 мин.

За каждый вопрос - суждение вы получаете еще по 2 балла

Ответ в виде умозаключения оценивается в 3

Поскольку притяжательные имена прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному и отвечают на вопрос чей? а слово «барсучья» отвечает на вопрос чей? и обозначает принадлежность животному, следовательно, оно является притяжательным именем прилагательным.

- Поскольку имена прилагательные любопытными, забавный, тёмные обозначают качество предмета, которое может быть в большей или меньшей степени, а слово кожаному не обозначает качество, которое может проявляться в большей или меньшей степени, то оно является лишним.

Задание 4. Составьте логическую схему. Определите критерий деления. Найдите в схеме место конкретным именам прилагательным из текста Г. Скребицкого, запишите в схему.

А. Индивидуальный труд.

В. Простая кооперация.

 - Обсудите в группах результаты самостоятельного выполнения задания. Не забудьте выбрать выступающего.

С. Сложная кооперация.

 - Слушайте внимательно выступающего от группы, сверяйте со своей личной работой, чтобы правильно оценить.

 - У кого есть возражения, дополнения?

D. Самооценка индивидуального труда по критериям учителя.

6 мин.

Верное построение логической схемы с указанием критерия деления имён прилагательных на виды – 4 б., без указания критерия деления – 3 б.

-за конкретные имена прилагательные –1б, всего – 8б.

Критерий деления 1: разряд по значению.

Критерий деления 2: по форме.

Задание 5.

С помощью карточки №6 докажите, что имя прилагательное кожаному является относительным именем прилагательным.

2 мин.

2 балла

-Поскольку слова, называющие признак через отношение к какому-либо предмету или к другому признаку, являются относительными именами прилагательными, а имя прилагательное «кожаному» обозначает отношение к материалу, то, следовательно, данное имя прилагательное является относительным.

Задание 6.

Перед вами предложения из текста:

  1. Зверёк был очень толст.
  2. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки.

Задание: Опишите выделенные слова по плану:

• часть речи

• вопрос, на который отвечает данное слово

• разряд по значению

• число

• род

• падеж

• роль в предложении

- Сравните слова толст и черные

по каждому пункту плана, используя конструкции карточки №3, общие и отличительные признаки. Сравнение начните с общих признаков.

4 мин.

За правильно выполненное задание – 3б., 1 ош. – 2б, 2 ош. – 1б.

За каждый признак по 1 баллу.

Толст- имя прилагательное, каков? качественное, ед. число, муж. род, в предложении является сказуемым.

Чёрные- имя прилагательное, какие? качественное, мн. число, Вин. падеж, в предложении является определением.

- Сравнивая слова толст и чёрные по морфологическому значению, можно сказать, что они относятся к одной части речи (имени прилагательному)

- Наряду с именем прилагательным толст, которое относится к качественному имени прилагательному, имя прилагательное черные также является качественным.

-Так же, как и слово толст, слово чёрный относится к мужскому роду.

-В отличие от имени прилагательного толст, которое отвечает на вопрос каков? имя прилагательное черные отвечает на вопрос какие?

- Если имя прилагательное толст относится к ед.ч., то имя прилагательное черные – к мн.ч.

-Если у имени прилагательного толст мы не можем определить падеж, то имя прилагательное черные относится к В.п.

- По сравнению с именем прилагательным толст, которое в предложении является сказуемым, имя прилагательное черными в предложении является определением.

Задание 8.

Перед вами шесть слов:

1) сонный 2) обеденный 3) куриный 4) авиационный 5) песчаный

6) глиняный

Разделите эти слова на две группы, установив закономерность правописания.

Заполните таблицу, записав ней общее название для каждой группы слов. Выпишите слова, которые вы отнесли к каждой группе (таблица пустая).

Как называется эта группа слов?

Какие слова относятся к этой группе?

Группа 1

Правописание –Н- в суффиксах имён прилагательных

Куриный, песчаный, глиняный

Группа 2

Правописание –НН- в суффиксах имён прилагательных

Сонный, обеденный, авиационный

А. Индивидуальный труд.

В. Фронтальная проверка.

С. Самооценка по критериям учителя

- Сформулируйте правило «Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных»

5 мин.

Правильно выполнено – 4б., названа только группа – 3б.,

распределены только слова – 2б.

Одна буква Н пишется в именах прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ан, ян, ин. Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный

Две буквы Н пишется в именах прилагательных, образованных от существительных с основой на н и мя с помощью суффикса н, а также с помощью суффиксов онн, енн.

Исключение: ветреный

  1. Обобщение темы урока. Определение степени достижения целей.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Сделайте вывод, достигли мы целей или нет.

4 мин.

- Была поставлена цель -  повторить что такое имя прилагательное.

Повторить морфологические признаки, синтаксическую роль прилагательных.

Мы повторили, что называется именем прилагательным.

 - Одна из целей урока – вспомнить морфологические признаки прил. Повторили, что прилагательные имеют постоянные и непостоянные признаки. Постоянные – разряд, для кач. прил. – полная/краткая форма, степени сравнения.

Непостоянные – падеж, число, в ед.ч – род.

Еще была цель - определить синтаксическую роль прилагательного в предложении. Мы выяснили, что в предложении прилагательное может быть определением и сказуемым.

Цель – вспомнить правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Мы это сделали.

  1. Самооценка. Рефлексия самооценки.

- Подсчитайте общее количество набранных баллов. Соотнесите его с заявкой на оценку и определите, на какую оценку вы можете претендовать.

- Сравните полученную оценку с той, которую вы запланировали в начале урока. Поднимите руки те, кто получил такую оценку, которую планировал. Молодцы.

- А теперь поднимите руки те, кто получил оценку ниже запланированной. Почему так получилось?

- Кто получил оценку выше запланированной? Как вы думаете, почему некоторым ребятам удалось получить оценку выше запланированной?

3 мин.

Каждый ученик определяет суммарное количество баллов, учитывая баллы, полученные за устные ответы и письменные работы.

Каждый ученик соотносит суммарное количество баллов с заявкой на оценку и определяет, какую оценку он заработал.

- Оценка получилась ниже, потому что были ошибки при выполнении заданий и устно редко отвечал.

 - Удалось получить оценку выше запланированной тем, кто был активным: отвечал на вопросы, выступал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.

Конспект урока по технологии 8 класс   Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

Конспект урока по технологии "Технология приготовления бисквитного и песочного теста"

Подробно описано о приготовлении песочного и бисквитного теста...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...