Мониторинг сформированносных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у обучающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности. Таким образом, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД. Учитель - главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка
- Корнева Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у обучающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности. Таким образом, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД. Учитель - главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Согласно требованиям ФГОС нового поколения происходит переход от передачи суммы знаний к активной деятельности по решению конкретных задач. Теперь готовность школьников к обучению на новой ступени образования оценивается не на основе знаний, умений и навыков (ЗУН), а на базе сформированности универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, другими словами, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетенций в любой предметной области.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
- Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, действие смыслообразования и нравственно-этического оценивания).
- Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция).
- Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем.
- Коммуникативные УУД включают в себя планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи.
Так что же дают универсальные учебные действия?
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
«умение учиться» во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.
- обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области. Как сформировать универсальные учебные действия? В настоящее время существуют разные педагогические технологии, методы и формы, помогающие формировать УУД. Вот лишь некоторые из них:
- проблемно-диалогическое обучение;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ;
- практико-ориентированные задания из реальной жизни;
- разновозрастное сотрудничество и др.
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду в школе, позволит создать условия для формирования УУД.
Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД - сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» - невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.
Цель мониторинга качества сформированности УУД - определить профиль коррекции, то есть выявить несформированные общеучебные и предметные умения и навыки для целенаправленной работы по их формированию, а также отметить те УУД, которые на данный момент станут опорными для обеспечения успешной предметной деятельности обучающихся.
При мониторинге результативности учебного процесса оценивают прежде всего следующие УУД:
- мыслительные (анализ. синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);
- информационные (умение сворачивать информацию - от текста к таблице, схеме; умение разворачивать информацию - описывать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т.д.);
- коммуникативные (умение работать в группе, в паре; грамотная устная речь; навыки смыслового чтения);
- организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, вести тетрадь; навыки самопроверки и самооценивания).
Критериев для мониторинга УУД разработано достаточно много. Я в своей работе использую критерии, формируемые при работе обучающихся с текстом. Эти критерии оформлены в виде таблицы (Приложение 1). Проверка осуществляется три раза в год в виде входного, промежуточного и итогового контроля. По результатам контрольной работы учитель оценивает каждого обучающегося по трем уровням овладения УУД (0 - не умеет, 1 - частично умеет, 2 - хорошо умеет). Затем учитель оценивает уровень подготовленности класса в целом (Приложение 2). Для проведения контрольных работ созданы контрольно-измерительные материалы (Приложение 3).
Литература.
- Мониторинг овладения обучающимися системой УУД в процессе работы с текстом на уроках русского языка / Капорцева С.Г., Лазаренко Н.Г. и др. // Русский язык и литература. Всё для учителя! — 2016. — №7. — С. 6-12.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
- Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 кл. – М., 2002.
Приложение 1
Проверяемые универсальные учебные действия (ученик (-ца) умеет)
5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | 8-й класс | 9-й класс | 10-й класс | 11-й класс |
1. Анализировать текст с точки зрения содержания (определять тему и основную мысль). | 1. Вычленять в повествовательных текстах элементы описания. | 1. Отбирать материал по одному источнику. | 1. Отбирать материал по двум и более источникам в соответствии с определённой темой и замыслом. | 1. Владеть приёмами компрессии текста, достаточными для создания сжатого изложения. | 1. Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров (быстро и осмысленно читать, выбирать главное). | 1. Формулировать одну из проблем исходного текста. |
2. Озаглавливать текст, составлять простой план готового текста. | 2. Излагать повествовательный текст, осложнённый описанием с творческим заданием (создание текста- повествования с элементами описания). | 2. Выборочно излагать текст-рассуждение. | 2. Кратко излагать содержание прочитанных или прослушанных текстов. | 2. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей. | 2. Излагать содержание прочитанного текста, выделяя элементы, отражающие идейный смысл произведения в форме плана, тезисов, конспекта. | 2. Аргументировать собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте. |
3. Подробно или сжато излагать текст-повествование в письменной форме с сохранением стиля. | 3. Создавать собственное высказывание в соответствии с темой, замыслом. | 3. Создавать текст-рассуждение (тезисы, доказательства, вывод). | 3. Строить текст публицистического стиля. | 3. Строить связное (тезисы, доказательства, вывод) аргументированное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста. | 3. Создавать высказывание, используя средства публицистического стиля, общественно-политическую лексику. | 3. Употреблять языковые средства в зависимости от речевой ситуации. |
4. Самостоятельно строить высказывание (повествование). |
Приложение 3.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5 класс
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море.
Наконец он решился и подошёл к краю скалы.
Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
(Г.И. Снегирёв)
Задания.
- Озаглавьте текст.
- Определите тему и основную мысль текста.
- Составьте план.
- Перескажите текст подробно.
- Выразите мысли и чувства по поводу прочитанного.
***
6 класс
Зимний парк.
Скрипит по ногами ослепительный снег. Идёшь по огромному парку и наслаждаешься красотой морозного зимнего дня.
На снегу видишь следы каких-то птичек. На красноватом стволе сосны мелькает чей-то хвост. Конечно, это белка. а говорят, что зимой жизнь в парке замирает. Клевета!
Вот синичка. Такая привычная городская жительница... Здесь, на этом сверкающем снегу, она кажется удивительной, сказочной птицей! А если уж прилетит стая снегирей и сядет на ветви деревьев, то парк превратится в волшебный сад, где на белых деревьях растут розовые яблоки.
(Из интернета)
Задания.
- Напишите подробное изложение, сохраняя стиль описания.
- Дополните авторское описание собственным, то есть добавьте элементы сочинения-описания.
***
7 класс
Они были идеальными.
Мне дали три письма. Просили узнать, где эти ребята и почему не заходят.
Я протянул Екатерине Ильиничне поблекшие, морщинистые конверты. Она надела очки, стала осторожно вынимать письма и одно за другим читать.
— Не заходят, говоришь? Как же могут они зайти, если обещали жизнью пожертвовать?
— Они все… погибли? — недоверчиво спросил я. — Все трое?
— Не трое! Их миллионы погибли… А буквы все те же!
Она помолчала.
— «С. Н.» Это Сережа Нефедов. Он! Не сомневаюсь… Художественная была натура! Цветы на подоконниках разводил. Он и рисовал хорошо! У меня есть его картина: «Неизвестная с портфелем». бывало, после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал девчонок от физических напряжений. Он им и каблуки приколачивал, если отрывались во время танцев. А как эти мальчики танцевали! Лучше, чем они были в жизни, вообще быть невозможно. Они были идеальными...
— В жизни она лучше была, по-моему.
На ее серовато-увядшие щеки пробился румянец. Письма в руках дрожали, как от озноба.
— «В.Б.» Это Володя Бугров… У меня сохранилась его тетрадка. Он решал в ней задачки, которых я лично решить не могла. Говорил правду… Считал, что если производственные и спортивные нормы надо выполнять, то уж человеческие тем более! Всегда в очередь становился, никого не расталкивал, а оказывался все равно впереди. Академиком был бы… Сколько будущих академиков не дожили даже до института!
Нет идеальных? А мои мальчики? А мои ребята?! Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Стеснялся своей фамилии: одной буквой отметился. Маленьких обожал! И этого тоже стеснялся: украдкой, за школой, первоклассников на санках катал. Мама его уборщицей в школе работала. Так он, бывало, за нее после уроков полы мыл. Этого не стеснялся! Девчонки идут, а он моет, трет. Ведра таскает… Нет идеальных? А Саша Лепешкин! И все трое погибли.
(по А.Г. Алексину)
Задания.
- Напишите выборочное изложение (например, об авторе одного из писем).
- Дополните изложение сочинением на тему «Такой народ не мог не победить».
***
8 класс
1. Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.
В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.
Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.
Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься!
2. Однажды (это было в конце сороковых годов), исследуя низовья реки Имана в Уссурийском крае, я нашёл гнездо болотной совы. Это гнездо, к моему искреннему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищённой кочке. Никто, за исключением лишь нескольких исследователей природы, не видел гнезда совы в таком странном месте. Да, редкостное это было зрелище! Насколько я помню, в гнезде лежали шесть беспомощных совят, по-видимому, таких же обжор, как и птенцы горихвосток. «Как это вас, бедолаги, угораздило, - сказал я, обращаясь к совятам, появиться на свет у такой нерадивой мамаши?» К предположению насчёт обжорства совят я пришёл, конечно, не случайно. Известно, что большинство сов ведут ночной образ жизни. Родители найденных мною совят, однако, вынуждены были нарушить свойственный совам образ жизни. Они охотились за мелкими грызунами: мышами-полёвками, землеройками – не только в ночное время, но, как мне удалось убедиться позднее, и большую часть дня. Очевидно, сильно подросшие совята – будущие хищники – нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное количество грызунов. Однако при достаточном количестве пище совы редко покидают гнёзда.
(Из интернета)
Задания.
- Из двух прочитанных текстов выберите один, необходимый для заметки о совах в школьную газету.
- Напишите текст публицистического стиля «О совах».
***
9 класс
О хороших манерах.
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши - вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим - к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».
И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
(Д.С. Лихачёв)
Задания.
- Напишите сжатое изложение, применяя полученные приёмы компрессии текста.
- Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого я считаю воспитанным человеком».
***
10 класс
Впервые слово биосфера ввёл в науку термин австрийский учёный Эдуард Зюсс в 1875 году. Однако учение о биосфере появилось только в начале XX века. Создал его русский учёный В.И. Вернадский. Он рассматривал биосферу как активную оболочку Земли, в которой обитают живые организмы. Деятельность всех живых существ вместе с человеком преобразует планету. Сам В.И. Вернадский считал своим предшественником в учении о биосфере французского натуралиста Жана Батиста Ламарка.
Биосфера включает три оболочки: воздушную - атмосферу, водную - гидросферу, твёрдую - литосферу. Область распространения основной массы живых организмов в литосфере не выходит за 10 метров от поверхности. Атмосфера заселена до 6 тыс. метров над уровнем моря. В воде жизнь распространена повсюду, вплоть до самых больших океанских глубин, то есть свыше 11 тыс. метров. По сравнению с размерами самой Земли биосфера представляет собой тончайшую плёнку.
Для существования биосферы необходимо непрерывное поступление энергии. её главным источником является световое и тепловое излучение Солнца. Энергия солнечного света накапливается в органическом веществе зелёных растений в виде энергии химических связей и может передаваться от одних организмов к другим.
(Из интернета)
Задания.
- Прочитайте текст, выделите в нём главное.
- Кратко сформулируйте основные положения текста в виде тезисов.
- Создайте текст публицистического стиля о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
***
11 класс
Наедине с толпой.
Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. Наедине с толпой.
Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в сегодняшнем городе.
Редкая поездка по столице обходится без метро. Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. Плотный паренёк, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. Богатырское движение! Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.
По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. Известно, что стоять надо справа, проходить слева. Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».
Вышли на платформу. Приближается поезд. Нам предстоит сесть в вагон. Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.
О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...
Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.
(По З.С. Паперному)
Задания.
- Сформулируйте одну из проблем исходного текста.
- Аргументируйте собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".
Автор: Белоногова Н.И....
Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"
Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....
Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся
Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся...
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)
Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского язык
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского язык...