Подготовка к написанию сочинения по картине И.В. Шевандроновой "На террасе"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Пузанова Ольга Сергеевна

Урок развития речи в 8 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине И.В. Шевандроновой "На террасе"" разработан в виде презентации, которая поможет обучающимся самостоятельно сформулировать цели урока, активизировать мыслительную деятельность, расширить словарный запас и развить образное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 8_klass_sochinenie_po_kartine_shevandronovoy_-_kopiya.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к написанию сочинения по картине И.В Шевандроновой «На террасе»» Учитель Семёновского филиала МБОУ «Куйбышевская СОШ» Пузан ова О.С.

Слайд 2

ЗАГАДКА Пристройка с крышей на столбах Ведёт из дома в сад. Пить чай привык я там в гостях, Бывать там летом рад. Что это?

Слайд 3

Терраса

Слайд 4

Толковый словарь Кузнецова ТЕРРАСА –ы; ж. [ франц. terrasse] Горизонтальная или слегка наклонная площадка, образующая уступ на склоне местности, естественного происхождения или устроенная искусственно. Соорудить террасу. Летняя пристройка к жилому дому в виде площадки с крышей на столбах. Пить чай на террасе.

Слайд 5

-Исконно русское это слово или заимствованное? -Каких ещё авторов (составителей) толковых словарей вы знаете? -Давайте посмотрим значение слова «терраса» в этих словарях. -Совпадают ли значения по разным словарям? - Подберите синонимы к слову «терраса» -Давайте обратимся к словарю синонимов и посмотрим, какие ещё существуют синонимы у этого слова. -Составьте предложение со словом «терраса». -Какие художники изображали террасу на своих полотнах? Вспомните одно из этих произведений живописи.

Слайд 6

А.М. Герасимов «После дождя» («Мокрая терраса»)

Слайд 7

Не менее известна и картина Ирины Васильевны Шевандроновой « На террасе »

Слайд 8

Сформулируйте цели сегодняшнего урока

Слайд 9

Цели: 1.Обучающие: -формирование умения составлять описание и рассказ по картине, -формирование умения подробно описывать изображенное на картине, -обучение составлению плана сочинения; 2. Развивающие: -развитие воображения учащихся, -активизация у учащихся мыслительной деятельности, - развитие интереса к художественной живописи, -расширение словарного запаса у учащихся, -употребление в речи средств выразительности; 3. Воспитывающие: -воспитание любви к книге, -воспитание интереса к художественной литературе, -воспитание культуры труда.

Слайд 10

Сегодня наш урок будет посвящен работе над репродукцией картины «На террасе» художника Ирины Васильевны Шевандроновой . Работая над сочинением, мы должны будем рассказать о художнике и описать картину. Какой тип речи мы будем использовать? Итак, ключевые слова в нашей работе - это описание и повествование. Давайте вспомним, что это за типы речи. Работа по вопросам: -Какие типы речи вы знаете? -Чем описание отличается от повествования и рассуждения? -Что можно описывать? -Какую роль в русском языке играют имена прилагательные? -Как называется картина, на которой изображена наружность человека? -Что такое портрет в литературном произведении? -Чей портрет мы опишем на картине И.В. Шевандроновой «На террасе»? -О чём мы расскажем в сочинении?

Слайд 11

Ирина Васильевна Шевандронова

Слайд 12

Ирина Васильевна Шевандронова (1928-1993) Заслуженный художник России. Р одилась в Москве, училась сначала в Московской средней художественной школе, в 1947-1953 гг. - в МГХИ им. В.И. Сурикова у В.Г. Цыплакова. В 1963 году Ирина Шевандронова была удостоена звания «Народный Художник РСФСР». Работы Шевандроновой хранятся в Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге и более 20 музеях России.

Слайд 13

Детская тема - отличительная черта творчества художницы, что позволило ей занять особое место в отечественном искусстве. Вот как она сама говорила об этом : « Меня и так прозвали детской художницей. Это справедливо. На детей я просто не могу смотреть равнодушно, уж очень они пластичны в каждом движении, уж очень непосредственны в живой реакции на все».

Слайд 14

Работы Ирины Васильевны

Слайд 15

Дипломная работа художницы - картина «Дети в сельской библиотеке» - считается одним из лучших жанровых произведений советской живописи 50-х годов.

Слайд 16

Не менее известна и другая работа художницы « На террасе ».

Слайд 17

Работа с картиной -Каков сюжет картины и композиция? (Композиция картины очень проста: на переднем плане – мальчик-подросток, взобравшийся на подоконник террасы и читающий с увлечением книгу; на заднем плане – густо зеленеющий сад). – Почему картина названа «На террасе»? Что хотел сказать автор? -Опишите портрет главного героя ( Подросток в одной руке держит книгу, а другой поддерживает первую в локте, чтобы удобнее было читать. Ногами он уперся в подоконник, спиной облокотился на раму окна. Его поза говорит, что ему удобно. Быть может, он уже не первый раз так устраивается с книгой в руках. О дет он в темно-синие брюки, голубую рубашку. Ее он не застегнул, а рукава закатал. Наверное, на улице очень тепло, даже жарко. Светлые, с рыжиной, волосы свободно обрамляют одухотворенное лицо. У мальчика прямой нос, брови такого же цвета, что и волосы. Губы плотно сжаты. Возможно, он читает очень серьезную книгу. Или с героями, с которыми герой путешествует, углубившись в чтение, случилась беда. Подросток не шевельнется. Он замер, увлеченный книгой)

Слайд 18

-Опишите вид за окном террасы, используя метафоры, сравнения, олицетворения и эпитеты. ( Такое ощущение, что деревья за окном террасы густой толпой подошли к самому окну, как будто тоже хотят прочесть то, что так увлекло героя. Листочки на деревьях одобрительно качают головами, радостно шелестят, наблюдая за подростком. И ни один листик не шелохнется, чтобы не мешать герою, не отвлекать его от такого интересного занятия – чтения. -Какова идея картины? ( в безграничной любви художника и его героя к русской природе и литературе) -Какова палитра художника? ( Разнообразна палитра художника. Он использует теплые (зеленый, светло-коричневый, жёлтый) и холодные (белый, голубой, синий) тона).

Слайд 19

Творческая работа Сочиняем синквейн - пятистрочное стихотворение 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных , описывающих тему синквейна. 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы. 4 строка – предложение или фраза (отношение к теме синквейна). 5 строка – существительное (ассоциация или синоним к первой строке)

Слайд 20

Творческая работа Сочиняем синквейн - пятистрочное стихотворение Подросток Серьёзный, увлечённый Сидит, читает, размышляет Чтение - вот лучшее учение! Чтец Картина Тёплая, одухотворённая Изображает, вдохновляет, учит Поражает светом, чистотой Шедевр

Слайд 21

Лексическая работа Подбираем синонимы картина – холст, художественное полотно, образец живописи, шедевр искусства. художница - творец, живописец, мастер кисти, создатель (автор) картины, Ирина Васильевна. написала – нарисовала, изобразила, описала, представила, запечатлела, создала. мальчик – подросток, юноша, школьник, ученик, главный герой (персонаж) картины, Саша (или другое имя). колорит – цветовая гамма, палитра.

Слайд 22

План. I . Вступление. Творчество И.В. Шевандроновой. II . Основная часть. 1) Главный герой. 2) Вид за окном террасы. 3) Колорит карти ны. III . Заключение. Настроение, которое создает картина… Составление плана

Слайд 23

Рефлексия АНКЕТА 1. На уроке я работал (активно/пассивно). 2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен). 3. Урок для меня показался (коротким/длинным). 4. За урок я (не устал/устал). 5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже). 6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"

Представлена презентация и вспомогательный материал  к уроку  "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Подготовка к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом».

Конспект урока по подготовке к написанию сочинения по картине А.А.Пластова «Летом». Поможет обучению учащихся  правилам сбора и систематизации материла,  редактированию текста....

Конспект урока по развитию речи "Подготовка к написанию сочинения по картине Евгения Широкова «Друзья»

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Е.Широкова "Друзья".Задачи : 1.устной и письменной коммуникации у учащихся.                ...