Способы передачи чужой речи.11 класс.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)
Данную презентацию можно использовать в качестве материала при проведении дистанционного урока.. Есть материалы на повторение (подготовка к ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_peredachi_chuzhoy_rechi.pptx | 654.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4 Повторение сведений о предложениях с прямой речью Подумав (не) много капитан сказал Кажет.. ся все ра .. счита ..но взвеш …но и оцен …но . 2) Ему не стоит терять врем..ни (по) пустому замет..л отец.
5 Чужая речь может передаваться с помощью : Прямой речи Косвенной речи Вводных слов 4. Дополнения с предлогом О
6 Заполняем таблицу §66-68 Способ передачи чужой речи Пример Прямая речь Косвенная речь Вводные слова, предложения Дополнение с предлогом О
7 Проверяем! Способ передачи чужой речи Пример Прямая речь Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». Косвенная речь Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. Вводные слова, предложения По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. Дополнение с предлогом О Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения.
8 Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите в предложениях способ передачи чужой речи. 1. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят самая голосистая птица соловей. 4. Птицы помощники леса прочитали мы в учебнике.
Определите в предложениях способ передачи чужой речи. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей . 4. «Птицы – помощники леса», - прочитали мы в учебнике. Дополнение с О СПП с косвенной речью Вводная конструкция Прямая речь
Прямая речь – это точная передача чужого высказывания Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения.
А : « П» . 4) « П », - а 2) А : « П! » 5) « П !» - а А : « П? » 6) « П ?» - а 7) « П, - а, - п ». 8) « П, - а. - П». 9) « П ? – а. – П». 10) « П ! – а. – П». Оформление прямой речи на письме
Найдите предложения с прямой речью . Выпишите их, расставьте знаки препинания . 1. Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 2.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 3.Учитель спросил ребят о том кто из них дежурит. 4.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 5.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 6.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 7.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня. 1 4 5 7
Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). СРАВНИТЕ 1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!» 2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза.
Особенности косвенной речи. Косвенная речь оформляется в виде придаточного предложение , которое относится к глаголу- сказуемому, находящемуся в главной части СПП. Местоимения стоят только в форме 3-го лица (он, она, оно, они - в разных падежах) Косвенная речь передаётся только содержание чужой речи , поэтому сама чужая речь может существенно отличаться от прямой речи. Косвенная речь не передаёт стилистические особенности прямой речи, а лишь её основной смысл. В косвенной речи не используются обращения, междометия, эмоциональные частицы. Если необходимо в косвенной речи передать дословно какие -ту часть выражения, то на письме эти слова выделяются кавычками. ( Н.Некрасов писал, что он «лиру посвятил народу своему»)
Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво. Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно. Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта.
Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала. Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России . Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами . Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». Я не заметил, что находится ли он в комнате . Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
Цитата - это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли.
1) Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. «Язык народа, - писал В.И.Даль , - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка» 2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы . Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас». В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри».
3) Если предложение-цитата приводится не полностью , то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Чехов справедливо полагал: «для интеллигентного человека …. дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать» 4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся . Стихотворение М.Цветаевой начинается так : Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь.
Найдите неправильный способ цитирования. А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца». 2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её». 3) По словам А.Т.Твардовского , Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца». 4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…». 3
22 Самостоятельно знакомимся с теорией Прочитайте § 66, 67, 68 и ответьте на вопросы: 1.Какие части выделяются в предложениях с чужой речью? 2. Что мы называем прямой речью? 3. Что мы называем косвенной речью?
23 Вставьте в предложения 1,2 слова автора, к предложениям 3,4 подберите прямую речь. Составьте схемы. Копаясь в старых бумагах, я нашел интереснейшие письма. Где начинается наша река? Надо обязательно добраться до ее истоков 3) --- удивленно сказал охотник, разглядывая на лапке птицы кольцо. 4) Остановив ребят, направляющихся в сторону болота, старик предупредил ----.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы передачи чужой речи. Способы цитирования.
Когда мы слышим, как человек говорит, или читаем написанный текст, мы воспринимаем авторскую речь. В авторскую речь может быть включена речь другого человека...
«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера...
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....
Русский язык. Способы передачи чужой речи. Цитирование (8 класс общеобразовательной школы)
Урок с использованием информационных технологий (применении на уроке интерактивной доски, персонального компьютера, сканера, документ-камеры)Цели:Обучающие:-формирование навыка постановки знаков препи...
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Конспект урока "Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи". 11 класс/второй курс СПО...
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Сценарий урока в 11 классе при повторении способов передачи чужой речи....
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....