ФГОС, методические приемы на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Агаева Деляш Григорьевна

Методические приемы на уроках русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

«МКУ УО КАЛРМО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ Казенное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« МКОУ Средняя общеобразовательная школа №4 имени Джамбинова З.Э»                                                                                                  

                                                                               

«Методические приемы при реализации ФГОС на уроках

русского языка и литературы»

                         

                       Выполнила:

                        Агаева  Деляш Г. Учитель:

                         русского языка и литературы

2021

Цель моей работы:

- показать моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающее реализацию  творческого развития учащихся на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО;

Объект развитие творческой самостоятельности и решения проблемных ситуаций у учащихся в образовательной области «Филология».

Предмет организация проблемного и развивающего обучения, в процессе которого развивается творческая самостоятельность и навыки самообразования учащихся. 

     

 Задачи:

1.  Создать благоприятную и мотивирующую на учебу психологическую атмосферу, способствующую формированию у учащихся устойчивого интереса к учению, творческой самостоятельной инициативы.

2. Использовать различные методические приемы развивающего обучения для развития творческих способностей учащихся и самостоятельной активности.

3. Способствовать развитию у учащихся навыков анализа текста, построения самостоятельного мотивированного высказывания.

4. Создать ситуацию успеха при выполнении творческих работ на уроках русского языка и литературы.

5. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, ориентированных на современные формы обучения.

6.  Осуществить отбор методов и приёмов работы с учащимися с учётом специфики предмета

« Русский язык и литература».

    

 Ожидаемый результат: 

– способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром;

- формирование конкурентоспособной личности, имеющей активную жизненную позицию и глубокие, прочные лингвистические, языковедческие, литературоведческие знания;

-  высокий уровень сформированности учебно-интеллектуальных умений и навыков, способов учебной деятельности

- совершенствование работы по самообразованию, высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса; взаимная ответственность за результаты деятельности.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

  • мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
  • целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
  • осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
  • коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  • взаимопроверка, взаимоконтроль;
  • рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

•  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

 • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

 •  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

 • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

 •    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    время сбережение и здоровье сбережение;

•    в центре внимания урока — дети;

•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

•     урок должен быть добрым.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения, поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения.

В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

  • Принцип диалога
  • Принцип сотрудничества
  • Принцип сотворчества
  • Принцип личного примера

Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. На этом и строятся методические приемы, используемые мною.

При использовании на уроках русского языка и литературы приемов развивающего обучения используются следующие подходы в обучении:

- исследовательский подход;

-коммуникативный или дискуссионный подход.

Процесс развивающего воздействия мною подразделяется на три уровня:

-мотивационный (позиция хочу);

-информационный (позиция знаю);

-операционный (позиция умею).

На мотивационном уровне реализуется этап инициирующий, проектировочный, проблемный. На информационном уровне реализуется преобразующий этап. На операционном уровне – созидающий, диагностический этап. Все это показывает сформирован21ность компетенции и компетентности способностей школьника.

Этапы решения проблемы

   

Американский ученый Дьюи Джон сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

 “Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

Для реализации ФГОС на уроках нужно решить следующие  методические задачи:        

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;

б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Решить этот вопрос можно используя приёмы создания проблемной ситуации.

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

     Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими

   Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.  

Еще одна постановка проблемы на уроке- это сообщение темы с мотивирующим приемом, которое заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом ,либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, репродукции картин, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Примеры создания проблемных ситуаций:

  1.  Предлагается фраза «Тяжело в учении – легко в бою".

-Слышали ли вы это высказывание раньше?

-Кому оно принадлежит?

-Согласны ли вы с высказанной мыслью?

-О чем мог говорить Суворов?

-Применимы ли эти слова к другим жизненным ситуациям?

Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова. Возникает коллизия, формулируется проблема.

  1. Создание проблемной ситуации:

- на доске два словосочетания, сравните их дедушкин шарф, мой шарф

Запишите их в тетрадь,

- из каких частей речи состоят данные словосочетания?

-где главное, где зависимое слово?

-определите разряд прилагательного дедушкин

-знаете ли вы притяжательные прилагательные?

-  на какой вопрос отвечает слово мой?

- указывает ли на чью-то принадлежность?

-как вы думаете, с чем нам сегодня необходимо познакомиться? (С притяжательными местоимениями).

-тогда какова тема и цель сегодняшнего урока? (Тема: Притяжательные местоимения. Цель: познакомиться с притяжательными местоимениями, вывести их признаки)

3. Урок по повести Л.Н.Толстого «Детство»:

Слово учителя:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить ее, не лелеять воспоминаний о ней?»

-Сегодня, дорогие ребята, у нас урок-мастерская по повести Л.Н. Толстого «Детство». В этой повести автор считал, что детство – главная пора в жизни человека и, судя по его словам, самая счастливая! Вы прочитали повесть «Детство».

-Какие вопросы у вас возникли при чтении повести? Что бы вы хотели обсудить?

Основными методическими приемами в своей работе считаю следующие:

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

            Приём  “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример.

Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

Литература. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

Инсерт (чтение с пометами)

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Составление кластера

Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Муму», на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

Синквейн

Слово «синквейн» в переводе обозначает « пять строк».

Форма написания  по алгоритму:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
  2. Во второй строке - два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета.
  3. Третья строчка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

  1. Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающих личное отношение автора к описываемому предмету.
  2. В пятой строке – одно слово, синоним к первому, характеризующее суть предмета.

                             

 Пример синквейна:

            Фразеологизмы

Яркие, красочные

Называют, изображают, не изменяются

Не чуя под собой ног

Образность

Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Герасим

добрый, трудолюбивый

заботится, любит, работает

не должен страдать из-за жестокости людей

человек

Приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»

Этап «Знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» - формулирование цели;

«узнал» - соотношение новой и старой информации;

«научился» - осознание результативности деятельности.

Верные – неверные утверждения

Предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии выясняем, какие утверждения были верными.

Работа с текстом

Приём составления плана (для более глубокого осмысления текста).

Приём составления граф - схемы. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры, символические изображения, рисунки и их соединения.

Приём тезирования – формулирование основных тезисов, положений, выводов текста.

Приём логического запоминания: самопроверка по вопросам, пересказ в парах с опорой на конспект, подготовка докладов и т.д.

Чтение с остановками

Открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?

Работа в парах

Театрализация

Проектная и исследовательская деятельность

Создание учащимися литературных произведений и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для урока русского языка и литературы

Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро...

системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы

доклад учителя русского языка к педагогическому совету на тему "Системно-деятельностный подход к обучению школьников по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"...

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: Гендерное обучение. Методические приемы обучения мальчиков русскому языку и литературе.

Работа в классах, где обучаются только мальчики, побудила меня заинтересоваться специальной литературой по этой теме и искать новые формы работы на уроке и во внеурочное время....

Реализация ФГОС "второго поколения" на уроках русского языка и литературы в 5 классе (выступление на заседании педагогического совета)

В выступлении отмечаются  особенности урока русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС "второго поколения", его отличия от традиционного урока, основные этапы подготовки и проведения ...

Выступление на флэш-семинаре "Инновационные приемы на уроках русского языка и литературы"

Я - учитель русского языка и литературы. Мне повезло: ведь я занимаюсь любимым делом. Я люблю работать творчески. Мне нравится что-то искать, находить, открывать новое для себя, придумывать самой и уч...

Активные методы и приемы на уроках русского языка и литературы.

Наверное, каждый преподаватель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования?», &la...