План работы с одаренными детьми
календарно-тематическое планирование по русскому языку

Цель: создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_odarennymi_detmi.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с одаренными детьми

Цель: создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых учащихся.

Задачи:

- умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие учащихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

План работы с  одаренными детьми разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития образовательного учреждения и является основой для работы с одаренными детьми. Он направлен на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям.

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения. Цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные особенности учащихся.

-принцип учета возрастных возможностей. Важно соблюдать соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

Формирование положительной мотивации к учению

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми

Признание коллективом педагогов того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Методы работы:

Исследовательский

частично-поисковый

проблемный

проективный

синектика

Формы работы:

занятия исследовательской деятельностью;

участие в конкурсах;

участие в интеллектуальных марафонах;

научно-практические конференции;

участие в олимпиадах;

работа по индивидуальным планам;

урочная и внеурочная деятельность

факультативы.

Содержание курса

Тема 1. Принципы построения речи(4ч)

Создание сообщений на данную тему, с данной целью, для данной аудитории. Её компоненты –подбор материалов, композиционно-логическое оформление речи, использование фактического материала.

Смысловые пласты нашей речи: определенность мыслей, последовательность изложения, доказательность аргументов, обоснованность выводов. Предупреждение логических ошибок. Факты как средство аргументирования.

Эмоциональная наполняемость речи. Учёт состава аудитории в образовательном ,профессиональном, демографическом отношении. Осознание ситуации речи: повод, место и время устного выступления.

Членение речи на вступление, основную часть и заключение. Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к её решению, опора на причинно-следственные связи, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.

Способы развития общих положений речи:

  1. объяснение;
  2. сравнение и противопоставление;
  3. иллюстрации (развёрнутый пример);
  4. частный случай (неразвёрнутый пример);
  5. статистика;
  6. ссылка;
  7. повторение.

Тема 2. Виды речей. (4ч)

Спонтанная и подготовленная речь. Информирующие и убеждающие речи. Доклад. Инструкция.

Полемический диалог, дискуссия. Спор, диспут, беседы (основные понятия). Основные принципы ведения полемики.

Тема 3. Ударение. (1ч)

Ударение в наиболее частотных словах, функционирующих в нашей речи (гражданство, договор, созыв, намерение, обеспечение и т.д.).

Тема 4. Интонационные характеристики синтаксических единиц.(4ч)

Интонационная законченность простого двусоставного предложения. Интонация перечисления при однородных членах предложения. Интонационное оформление обращения. Интонационно-смысловое членение предложения с вводными словами и словосочетаниями.

Интонация прямого вопроса. Интонация разделительного вопроса. Пауза, её значение.

Интонационные характеристики сложносочиненных предложений с сопоставительно-противительными союзами. Интонационно-смысловые отношения в сложносочиненных предложениях с разделительными союзами. Роль сложноподчиненных предложений в ритмике речи.

 Тема 5. Тропы. (5ч)

Языковая категория, соразмерность и сообразность как определяющая в выборе отдельных лексических единиц в речи.

Использование синонимов, многосторонне характеризующие предмет. Антонимы. Антитеза.

Градация. Повтор слова и его грамматические видоизменения. Сравнение. Метафора. Эпитет. Аллегория. Олицетворение. Гипербола. Литота. Перифраз.

Тема 6. Фигуры речи. (4ч)

Общение, его функции и средства выражения. Риторический вопрос. Вопросно-ответный ход публичной речи, его функции. Риторический диалог.

Прямая речь в устном выступлении.

Инверсия.  Умолчание. Афоризм и его роль в публичной речи.

Тема 7. Фразеологические единицы. (3ч)

Фразеологизм как средство речевой выразительности. Разговорно-бытовые фразеологизмы в публичной речи как средство яркой эмоциональной характеристики.

Авторское обновление фразеологизма и его стилистический эффект. Пословицы и поговорки. Крылатые слова.

Взаимопроникновение разговорных и книжных слов в лексическом оформлении лекции, доклада и других форм современной устной речи.

Штамп и стереотип современной речи.

Тема 8. Текст как целое и его элементы. (3ч)

Типы текстов и функциональные стиле речи. Общая характеристика Текста, его основных элементов: название корпуса текста (ключевых слов, образов). Концовки. Композиционно-смысловые «участки» текста (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) с точки зрения неизбежности из представительства в тексте.

Структура текста. Авторское «я» и возможностей его выражения в тексте. Выяснение позиции автора и проблема выбора типа повествования. Различные виды авторского самовыражения как мотивация появления в тексте специфических элементов: отступлений (философских, лирических, риторических, параллельных текстов, текстов в тексте) и пр.

Тема 9. Стили речи. (7ч)

Стилевые черты разговорной, научной, официально-деловой, художественной и публицистической речи. Отличие разговорной речи от научной, официально-деловой, публицистической и художественной (непосредственность общения, простота содержания, отсутствие предварительного речевого материала). Значение обстановки общения, интонации, темпа говорения, мимики и жестикуляции для разговорной литературной речи.

Стилевые черты научной речи. Значимость точности, доказательности, аргументированности и строгой системности для изложения научных проблем. Лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности научного стиля, их подчиненность целевой установке.. Мотивация жесткой нормативности и терминологизированности научной речи. Прагматизм, лаконизм, отвлеченно-обобщенный характер, логичность,, объективность как стилевые черты научного стиля.

Стилевые черты официально-деловой речи. Сфера употребления официально-деловой речи, ее особенности, приоритетность письменной формы. Типы деловых бумаг. Лексико-морфологические и синтаксические характеристики официально-делового стиля, специфика использования в нем профессиональной терминологии, сокращенных слов.

Мотивация безобразности и нейтральности деловой речи, её стандартизованности.

Стилевые черты художественной речи. Образность, экспрессивность и эмоциональность как основные характеристики художественной речи. Эстетическая функция языка и специфика использования в художественном стиле выразительных средств всех уровней. Проявление многозначности слова прямого и  переносного значений, синонимии и антонимии в создании художественных образов. Статус образности художественной и научной речи, его мотивация. Место языковых средств других стилей, его специфика.

Стилевые черты публицистической речи. Роль публицистической речи в формировании общественно-политической мысли. Публицистический стиль как пример языковой функции воздействия. Устная и письменная формы публицистической речи (выступлений, докладов, статей и т.д.). Соотношение разностилевых элементов (художественных, научных, разговорных и пр.) в публицистической речи, их подчиненность функции воздействия.

Специфика логики изложения  и эмоциональной выразительности письменных произведений публицистического стиля.

Призывность, образность, экспрессивность, логичность как стилевые черты публицистической речи. Разновидности тона речи (доверительный, объективный, торжественный, изобличающий и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...