Педагогический проект Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников
проект по русскому языку

Коньшина Наталья Анатольевна

Проект посвящен проблеме совершенствования орфографических умений и навыков при обучении русскому (родному) языку в старших классах средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников»

 

Выполнили

слушатели КПК по ДПП

Коньшина Наталья Анатольевна,

учитель  русского языка и литературы

МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района района

Курской области;

Медведева Татьяна Дмитриевна, учитель  русского языка и литературы

МКОУ «Косоржанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.И.Кононенкова»

Щигровского района района

Курской области

Курск 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

       Наш проект посвящен проблеме совершенствования орфографических умений и навыков при обучении русскому (родному) языку в старших классах средней общеобразовательной школы.

       На базовом уровне среднего (полного) общего образования цели обучения русскому языку определены следующим образом:

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации, информационных умений и навыков, а также навыков самоорганизации и саморазвития;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

     Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций как равноценных и одинаково значимых в учебном процессе. Огромную роль при этом выполняет работа, направленная на совершенствование навыков, связанных с усвоением норм современного русского литературного языка, в том числе и правописных. При этом необходимо учитывать, что правописные навыки являются важной составляющей каждого вида компетенций, и, следовательно, на данном этапе обучения родному языку этот факт должен быть определяющим в учебном процессе.

      Обучение  правописанию - это трудоемкий процесс в силу того, что сознательность навыка грамотного (в орфографическом отношении) письма во многом определяется прочными знаниями в области грамматики.

          Практика  показывает, что повторение орфографии и грамматики в 10-11 классах не только не вызывает у учащихся интереса, но иногда воспринимается ими негативно. Отсюда низкая орфографическая грамотность при выполнении тестовой и творческой части Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.

          Наиболее трудные правила русской орфографии (Например, «Правописание -Н и –НН в разных частях речи») дают достаточно высокий процент ошибочных написаний у выпускников школ (до 40% от общего числа ошибок). Слабо усвоены на базовом уровне орфографические правила, опирающиеся на грамматический анализ слова. В частности, установлено, около 50% учащихся плохо владеют грамматико-словообразовательными навыками: ошибаются при определении частей речи, неправильно выделяют морфемы в словах.

         Этот факт заставил нас задумываться о более эффективных формах и методах работы над грамматико-орфографическими умениями и навыками в старших классах. Мы разработали дидактический инструментарий для обучающихся по теме «-Н и -НН в разных частях речи»,  который поможет представить ранее изученный орфографический материал в системном виде на основе обобщения грамматических знаний и в то же время осуществить задачу совершенствования коммуникативных навыков учащихся.

           Анализ  сложившейся ситуации дает основание утверждать, что результативность орфографической подготовки выпускников может быть достигнута не только в процессе повторения и систематизации орфографического материала, но и при условии усиленного внимания к грамматической сути правила, организации системного повторения грамматики во взаимосвязи с развитием всех видов речевой деятельности. Это обеспечит целенаправленное формирование всех видов компетенций. Такой подход в обучении может обеспечить активное повышение грамотности в широком смысле этого слова, то есть умения связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию - устному и письменному.

           Сказанное подтверждает актуальность темы нашего проекта, направленного на создание в рамках компетентностного подхода такого дидактического инструментария по совершенствованию орфографической зоркости, который будет интенсивно способствовать становлению функциональной грамотности выпускников средней (полной) общеобразовательной школы, их активному речевому развитию.

Раздел 1. Общие положения

Наименование проекта  Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников

Краткое наименование проекта «Дидактические материалы»

Предпосылки реализации проекта 

            В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проекта протокол от 3 сентября 2018 №10). Поручением  Президента РФ «О создании системы учительского роста», Госсовет от 23 декабря 2015г, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы», Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Государственной программой Курской области «Развитие образования в Курской области» на 2014- 2020 гг (утв. Постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 №737-Па),  Комплексом мер по модернизации общего образования Курской области в 2013 году и на период до 2020 года» (утв. Постановлением Администрации Курской области от 15 февраля 2013 г. № 64па), Планом мероприятий («Дорожная карта») комитета образования и науки Курской области по внедрению в Курской области национальной  системы учительского роста на 2018-2020 гг., Комплексом мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими результатами, Региональным планом мероприятий по реализации в Курской области, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на 2016 - 2020 гг., требованиями ФГОС СОО  школа должна обеспечить условия для получения знаний по предметам. Не исключением является русский язык. Учитывая, что это один из основных школьных предметов, учитель должен не только сформировать знания по предмету, но и обеспечить выработку навыков и максимальный уровень развития ключевых компетенций: коммуникативных, учебно-познавательных, общекультурных и других.

          Одной из трудных тем в курсе русского языка является правописание –Н- -НН- в разных частях речи. Системное изучение этой темы начинается в 6 классе с изучения правописания –Н- -НН- в именах прилагательных, существительных,  продолжается в 7 классе изучением правописания –Н- -НН- в причастиях, наречиях,  затем навык отрабатывается в течение реализации всей программы по русскому языку (вплоть до 11 класса). Следует обратить особое внимание на тот факт, что задания подобного типа включены в содержание материалов ЕГЭ. (задание 15)

           Изучение нового материала строится на установлении внутрипредметных связей. Это особенно важно, поскольку новые лингвистические знания основываются на том материале, который был изучен ранее. Правописание -Н- -НН- в причастиях и наречиях соотносятся с правописание -Н- НН- в прилагательных и существительных. Вследствие этого представленный материал включает задания на различение букв Н в разных частях речи: существительных, прилагательных, причастиях, наречиях, а также в кратких формах этих частей речи. Такой подход оправдан в силу того, что одним из принципов русской орфографии является морфологический принцип.

Срок начала и окончания проекта. Данный проект рассчитан на 2 года (10-11 класс). Необходимо актуализировать, совершенствовать и обобщать знания обучающихся по теме «-Н и -НН в различных частях речи» в урочной и внеурочной деятельности.

Исполнители проекта Коньшина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Защитенская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

Медведева Татьяна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Косоржанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.И.Кононенкова» Щигровского района Курской области

Разработчик паспорта проекта

Коньшина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Защитестнская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

Раздел 2. Содержание проекта

Цель проекта: повышение орфографической компетентности старшеклассников с помощью разработанных дидактических материалов по теме «Одна и две буквы Н в частях речи»

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип

показателя

Базовое

значе-ние

Период, год

2019-2020

2020-2021

 

Увеличение мотивации обучающихся при изучении русского языка

основной

100%

76%

82%

 

Повышение качества знаний по теме «-Н и -НН в разных частях речи»

аналитический

100%

67%

84%

 

Результативность выполнения задания 15 ЕГЭ по русскому языку

аналитический

 100%

 73%

 92%

 

 

Удовлетворенность родителей образовательным процессом

 косвенный

100%

60%

85%

 

Результаты проекта

          Успешная реализация педагогического проекта «Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников»     позволит    улучшить      результативность     учебной   деятельности    и  повысить рост личностных достижений учащихся. Мы делаем ставку на

- увеличение мотивации обучающихся при изучении русского языка;

- совершенствование навыка работы с заданиями различного уровня по данной теме;

- повышение качества успеваемости в старших классах;

- повышение качества сдачи ЕГЭ по русскому языку;

- развитие коммуникативной компетентности обучающихся;

- снятие психологического напряжения при выполнении тестовых заданий по теме «-Н и -НН в разных частях речи»;

- рост достижений участников образовательного процесса в конкурсах, проектах, олимпиадах.

Нами созданы следующие дидактические материалы:

  • таблицы;
  • схемы;
  • кластеры;
  • разработана серия уроков по теме «-Н и -НН в разных частях речи»;
  • подобраны упражнения на совершенствования орфографической зоркости по данной теме;
  • КИМы

           Весь представленный дидактический материал по теме «Одна и две буквы Н в частях речи» может служить пособием для учителей общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС СОО и использоваться на разных стадиях работы по данной теме:

  • актуализации знаний обучающихся;
  •  систематизации и обобщении полученных знаний;
  • при закреплении изученного;
  • при проведении контроля.

        Следует заметить, что содержание заданий носит не только тренировочный, но и развивающий характер. В них предусмотрены задания на развитие логики, мышления,  обогащение словарного запаса, культуры речи, углубление знаний по предмету.

Идея проекта

         Чтобы повысить орфографическую компетенцию старшеклассников необходимо решить ряд задач:

  1. Создать дидактический инструментарий для совершенствования орфографической компетенции обучающихся старшей ступени.          

        Дидактический материал будет способствовать совершенствованию орфографической компетентности старшеклассников. Обучающиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (языковая и коммуникативная компетенции): оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, соблюдать в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка, совершенствовать способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.

  1. Повысить интерес старшеклассников к русскому языку.

          Предполагается повышение  познавательного интереса старшеклассников к изучению русского языка.          Старшеклассники научатся осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа (культуроведческая компетенция).

  1. Повысить результативность обучения.        

          Разработанный дидактический материал будет способствовать повышению личностных, метапредметных и предметных результатов. Качество сдачи ЕГЭ станет выше.      

Описание модели функционирования результатов проекта

        Разработанный дидактический материал поможет выпускнику школы привести в систему ранее изученный материал по теме «-Н и -НН в разных частях речи», успешно овладеть письмом в разных сферах общения, повысить функциональную грамотность старшеклассника, совершенствовать коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенцию.

       А это значит, что выпускник школы достигнет показателей развития интеллектуальной сферы, достаточной для организации своей дальнейшей учебной деятельности и будет готов к формам и методам обучения, применяемых в ВУЗах. Удовлетворены будут все субъекты образовательного процесса: обучающиеся, педагоги, администрация школы, родители.

Реестр заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны

Ожидание  от реализации проекта

Обучающиеся

Повышение сформированности УУД, широкие возможности для поступления в ВУЗы.

Педагоги

Повышение квалификации, выполнение государственного задания, обмен опытом.

Администрация школы

Повышение качества образования, рейтинга ОУ

ВУЗы

Увеличение количества хорошо подготовленных абитуриентов

Родители

Удовлетворённость образовательным процессом

Раздел 3. Этапы и контрольные точки

№ п/п

Наименование

Тип

(завершение этапа / контрольная точка результата / контрольная точка показателя)

Срок

1

Паспорт проекта

 Пакет дидактических материалов по теме «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников утвержден

контрольная точка показателя

сентябрь-октябрь 2019 г.

2

Проект подготовлен и готов к реализации

контрольная точка результата

ноябрь 2019г -апрель 2020 г.

3

Проект завершен

завершение этапа

Май

2020 г.

Раздел 4. Бюджет проекта

Успех нашего проекта определяют ресурсы, используемые при его  реализации. В данном проекте были определены следующие ресурсы:

   1) Кадровые: педагоги общеобразовательной организации;

   2) Административные: куратор проекта;  

   3) Информационные: информационная база проекта; Интернет-ресурсы;  методическая и научная литература;

   4) Материально-технические: техническое оборудование общеобразовательной  организации; расходные материалы, канцелярские принадлежности;

   5) Финансовые: бюджетное финансирование; средства спонсоров; внебюджетные  средства.

№п\п

Мероприятие

Цена (тыс. руб)

Финансирование

1.

Оплата труда

Местный бюджет

Куратор проекта

5,0

Проектная группа

10,0

2.

Организационные мероприятия

Местный бюджет

Проведение дискуссионных площадок по разработке проекта

2,0

Организационные расходы

1,0

3.

Расходные материалы

Внебюджетные средства

Канцелярские расходы

2,0

Расходные материалы для оргтехники

6,0

4.

Транспортные расходы

1,0

Местный бюджет

5

Издание пособий  

Спонсорские средства

- типографские расходы  

15,0

Общая стоимость проекта

42,0

Раздел 5. Ключевые риски и возможности

       В  ходе  реализации  проекта  может  возникнуть  ряд  рисков.  Мы  выделяем  следующие  риски  и  комплекс  мер,  которые  могут  существенно  повлиять  на  ход  реализации   проекта.    

Риски

Меры по минимизации рисков

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта

  • разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов   проекта для всех субъектов образования;
  • проведение обучающих семинаров, мастер- классов, круглых столов для участников рабочих  групп;
  • индивидуальная работа с педагогами;
  • оптимизация процесса выполнения задания  рабочими группами для повышения  заинтересованности в промежуточных конечных  результатах.

Недостаточное финансирование проекта

Корректное формирование бюджетного проекта, планирование финансового резерва

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обощающая работа по теме «Правописание НЕ-НИ с различными частями речи»

Данный учебно-методичекий материал представляет собой несколько заданий , объединённых общей орфографической проблемой. Применим в качестве отдельной контрольной работы, части зачётной работы в 10-11 ...

проверочная работа после изучения темы "Правописание Н-НН в различных частях речи"

Материал проверочный работы можно использовать при подготовке к экзаменам в 9, 11 классах, а также на урок закрепления изученной ( повторённой) орфограммы в 8-9 классах....

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (14 вопрос) "Правописание н и нн в суффиксах различных частей речи

Данный материал используется как алгоритм размышлений при выборе правописания Н и НН в суффиксах различных частей речи...

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи

Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....

Дидактические карточки по теме: "Правописание Н-НН в разных частях речи"

Материал,представленный мною, поможет на уроках русского языка обобщить знания учащихся по данной теме....

Педагогический проект «Н и НН в различных частях речи» как средство совершенствования орфографической компетенции старшеклассников

Наш проект посвящен проблеме совершенствования орфографических умений и навыков при обучении русскому (родному) языку в старших классах средней общеобразовательной школы.Пакет дидактических материалов...

Разработка элективного курса «Практика письменной речи» как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении письменной речи старшеклассников

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограни...