Времена глаголов
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Николаева Ольга Евгеньевна

Конспект урока для 7 класса коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagolov_docx.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема « Времена глаголов»

7 класс

Тема: Времена глаголов.

Цель: Систематизация и обобщение знаний о временах глаголов.

Задачи:

Обучающие: Закрепление материала  «времена глагола»; совершенствовать орфографические навыки учащихся.

Развивающие: учить обобщать и систематизировать полученные знания; совершенствовать навыки самостоятельной работы, применяя самоконтроль и взаимоконтроль; развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать.

Воспитывающие: способствовать формированию мотивации учащихся к учебной деятельности, воспитание познавательного интереса к предмету; помочь учащимся осознать значимость каждого ученика в образовательном процессе.

Здоровье сберегающие: режим дня.

Оборудование: Индивидуальная карта.

УУД:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свои предположения; анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины;

Личностные:  осознание алгоритма учебного действия; cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; формирование внутренней позиции школьника;

умение оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя  ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действием партнёра;  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ход урока

Этап урока, приёмы работы над произведением

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Организационный момент

Повторение ранее изученного

Подготовка к изучению нового материала

Работа над новым материалом

Динамическая пауза

Закрепление

Активизация нового материала

Словарная работа, уточнение словаря

Самостоятельная работа

Обобщение

Рефлексия

Домашнее задание

Итог урока

 (На доске фото с кадрами из х/ф «Сказка о потерянном времени)

- Назовите фильм-сказку.Что теряли герои сказки?

- Как были наказаны дети, теряющие время понапрасну?

- Мы, в отличие от героев сказки, сегодня на уроке, будем находить время. Но прежде, повторим всё, что знаем о глаголе. (1-2) пункты.

Повторим то, что мы знаем о глаголе

(на доске алгоритм ответа)

Глагол это…

Обозначает

Отвечает на вопросы…? И…?

Изменяется по…, …, …

И временам:…….время

                     ……..время

                     ……..время

- Прочитайте слова кукушки, которые являются главной мыслью произведения.

(Тот кто понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)

- Назовите глаголы в предложении.

- определите грамматические признаки глаголов(число, род, лицо)

(Учитель записывает ответы детей)

- послушайте отрывок из произведения Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», по мотивам которого был снят фильм.

«Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, плохо учился. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работаю. Да и как работаю – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?

- Кому принадлежат эти слова?

- Почему Петя Зубов превратился в старика?

- Задайте вопросы к выделенным глаголам. Одинаковы ли они?

- Назовите глагол, который отвечает на вопрос; что делал?

- Назовите глагол, который отвечает на вопрос; что делаю?

- Назовите глагол, который отвечает на вопрос; что будет  делать? Что сделал?

(Распределение карточек со словами соответственно вопросам)

- Оказывается, что у глаголов можно определить время.

Время глагола

Прош. вр.

Наст. вр.

Буд.. вр.

Что делал?

Что делает?

Что будет делать?

- Произнесём заклинание, которое позволит правильно найти время.

Как вы думаете. Могут ли глаголы терять своё время и получать новое?

Учился – учусь – буду учиться.

Работал – работаю – буду работать.

Играл – играю – буду играть

Вывод: один и тот же глагол можно употребить в разных временах.

Игра: «Времена глаголов»

- Я называю глагол. Если этот глагол в прош. вр. – ставите руки на пояс, если в наст. вр. – поднимаете в вверх,а в буд. вр. – вытягиваете вперёд.

- Прочитайте пословицы.

Пословицы:

Время не ждёт.

Потерял минуту, потеряешь час.

- Определите время глаголов в пословицах самостоятельно, опираясь на схему.

Проверка.

- Каким ребятам обычно не хватает времени ни на что: ни на выполнение домашних заданий, ни на уборку своей комнаты…

- Оказывается режим – от фр. «управлять».

-  Чем надо научиться управлять, чтобы успеть выполнить много дел в течении дня?

- Чтобы управлять временем, надо всего лишь научиться выполнять режим дня (чередование труда и отдыха в определённом порядке).

- Опираясь на схему «Времена глаголов», составьте свой режим дня. Для этого глаголы в неопределённой форме употребите в том времени, которое указано в индивидуальной карте.

Проверка.

- Повторим всё, что знаем о глаголе.

(На доске алгоритм ответа)

Глагол это…

Обозначает…

Отвечает на вопросы…? И…?

Изменяется по…, …, …

И временам:…….время

                     ……..время

                     ……..время

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что такое рехим, и для чего надо соблюдать режим дня?

Стр. 144 упр. 191

Ответ учеников.

Постарели.

Учащиеся на индивидуальной карте пишут ответы.

Чтение пословицы с доски

Параллельное чтение с индивидуальной карты.

Пете Зубову.

Понапрасну терял время.

Учился

Работаю

Закончится

Не ждёт – наст.вр.

Потерял – прошед.вр.

Потеряешь – буд.вр.

Тем, которые не соблюдают режим.

Временем.

Упражнение в употреблении глаголов в форме заданного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Время глагола

Презентация для уроков русского языка в 5 классе....

Конспект урока по методике В.Д.Шадрикова по татарскому языку на тему "Прошедшее неопределенное время глагола" для 4 класса по учебнику Р.З.Хайдаровой

Тема:  "Билгесез  үткән заман хикәя фигыль"Максат:  1. Билгесез  үткән заман хикәя фигыль кушымчалары белән таныштыру;       билгеле үткән заман хикәя фигыльлә...

Времена глагола. Настоящее время. 5 класс

Урок на тему "Времена года. Настоящее время" направлен на повторение , углубление знаний пятиклассников о временах глагола. На уроке необходимо научить учащихся образовать форму настоящего времени от ...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»)...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»

Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...