Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку.
статья по русскому языку (9 класс)

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление. Кокурина Н.А.67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кокурина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ им.Г.И.Марчука р.п.Духовницкое

Духовницкого района  Саратовской области»

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку.

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей

мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Русский  язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

 С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме  мало  грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся, проверяют все виды компетенций:

  • лингвистическую;
  • языковую;
  • коммуникативную.

Для успешной сдачи ОГЭ важны многие факторы.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

- Психологический настрой учащихся.

- Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

- Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе подготовки к ОГЭ.

-  Работа   с   текстом. 

- Создание банка тестовых заданий. 

- Работа с классным руководителем, администрацией школы, родителями.

Психологическая устойчивость выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации. Считаю очень важным условием успешной подготовки к экзамену, а затем и сдачи его, создание благоприятной атмосферы, положительной мотивации учащихся. Я стараюсь внушить детям уверенность в том, что им по силам успешно сдать экзамен. Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.

Без сомнения, у каждого педагога есть свои пути, позволяющие совершать восхождение с обучающимися  по образовательной лестнице. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации – процесс длительный. Начинать работу нужно как можно раньше.

Я начала  основную подготовку к ОГЭ в 8 классе.  Ученики были ознакомлены с формой экзамена, узнали о сайтах, на которых можно работать.  Завели тетради для теоретического материала.  Весь 8 класс мы работали на Решу ОГЭ.

Детально начали готовиться к экзамену  в 9 классе. На первых уроках  я провела мониторинг знаний. А потом уже, исходя из этих данных, построила индивидуальную и групповую работу. Я разделила класс на 2 группы.                      В Контакте создали группу по подготовке к ОГЭ.  Ребятам очень нравится работать в этой группе.  Индивидуальные консультации я провожу 2 раза в неделю, но дистанционно ребята могут в любое время задать вопрос и получить ответ.

Я  провела большую работу по созданию материалов для подготовки к экзамену. Мной были распределены по номерам  все задания из ФИПИ.  Скомплектованы  117 тестов. Все задания из ФИПИ вошли в эти тесты. В своей работе я применяю различные виды тестов: с выбором ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Началась кропотливая работа по подготовке.

В течение всего времени  провожу мониторинг выполнения ребятами определённых видов заданий и заполняю таблицы на каждого ученика. Такой вид работы позволяет отслеживать недочёты и успехи в подготовке обучающихся к экзаменам.

Система работы над сжатым изложением.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем,  являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов:

1.        Слушание текста.

 Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста.  Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.

2.        Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.

3. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение текста. Уточнение абзацев.

4.  Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы текста.

5.      Сжатие исходного текста                                                                                 6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

 Готовясь к изложению, мы изучили приемы сжатия, термины: микротемы, ключевые слова. Сжали предложенные на ФИПИ тексты.

Пишем изложение по требованиям экзамена.  Изучили  критерии оценки этого вида работ.

Работа над тестовыми заданиями 2-8

 Тестовых заданий с выбором ответа семь.  Эти задания включают всю школьную программу по всем разделам русского языка. Сложность заключается в том, что нужно выбрать не один ответ, а несколько. Трудность вызывают у учащихся № 2,3,5. Нужно знать всю орфографию, синтаксис и пунктуацию. Слабым учащимся трудно дается №6, работа с текстом. Работа над этими номерами проводится ежеурочно.  Ученики ведут словарь, где записывают все ответы по №8: синонимы, антонимы, фразеологические обороты.  Разобрали все задания №4 из ФИПИ.

Этапы работы над сочинением  9.3.

( сочинение – рассуждение о каком – либо ценностном понятии)

Задание 9.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:

  • перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
  • сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;
  • завершить вступительную часть пояснениями к определению;
  • перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
  • завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

Подготовка по  этому виду работ началась с изучения критериев оценки работы.  Знание критериев позволяет избежать ошибок в построении текста сочинения, поможет ученику объективно оценить  собственную работу.

 Изучили план написания сочинения. Записали формулировки определений к указанным понятиям. Определения стараемся учить. Затем создаем банк  аргументов из жизни. Учимся писать сочинение. Советую почитать сочинения на сайте: http://umoslovo.ru/index.php/sochinenie-oge-9-3 

В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Подготавливая обучающихся к экзаменам,  проводим родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого выпускника. Я создала для родителей памятку, в которой проинформировала, когда проходят консультации, в какой день и какие виды работ ученики должны выполнить и сдать на проверку,  на каких ресурсах интернета мы занимаемся дополнительно.

Системный подход при подготовке обязательно принесёт результаты. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик и при поддержке родителей.

Считаю очень важным, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ  – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но для успешной подготовки к ОГЭ учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.     

        

Используемые материалы.

  1. Методические рекомендации.
  2. Сайт ФИПИ
  3. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/meropriyatia/doklad_osobiennosti_orghanizatsii_podghotovki_uchashchikhsia_9_kh_klassov_k_sdac

    

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система непрерывной актуализации знаний при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен – это современная форма        государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволя...

«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»

       Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема н...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Теория к написанию изложения и сочинения...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы).

Работа рассказывает о пошаговой подготовке девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку...

Выступления на школьном МО "Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"

quot;Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"...

Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Статья является обобщением опыта работы по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ  по русскому языку и литературе,  итоговому сочинению....

Статья "Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Знание только тогда становится знанием,когда оно приобретено усилиями своеймысли, а не памятью.Л.Н.Толстой....