Лингвистические разминки
методическая разработка по русскому языку
Лингвистические разминки как способ формирования положительной мотивации к обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingv_razm.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления: «Формирование положительной
мотивации к обучению»
Учитель русского языка и
литературы МКОУ СОШ №6
И.А.Тынчерова
В системе школьного образования учебный предмет «русский язык» занимает центральное место. Его ведущая роль определяется социальными функциями русского языка – государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и консолидации народов России, родного языка более 80 % граждан России. Процессы, которые происходят в нашей стране, не могут не отразиться на структуре и содержании школьного образования и проблем обучения русскому языку.
Изучение русского языка является важным не только потому, что он относится к числу учебных предметов, составляющих основу общего образования, но и по причине того, что он является средством общения. Я как учитель являюсь посредником в осуществлении связи между предметом и средством, и целью моей работы является то, чтобы научить учащихся свободной речевой деятельности и сформировать у них лингвистическую компетенцию. В этом мне помогают лингвистические разминки, с которых я начинаю почти каждый урок.
Такая « разминка» является средством формирования мотивации в изучении русского языка, создаёт ситуацию поиска ответа на вопрос, проблемную ситуацию, вносит в урок элемент игры. Но занимательность, игровой элемент не должны отвлекать от главного – изучения конкретной темы урока. Поэтому языковые задания я увязываю с текущим материалом урока. Игра наряду с трудом и ученьем – один из видов деятельности человека. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных и умственных способностей детей. Игра является также одним из средств формирования способностей школьников к творчеству. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными особенностями среднего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А.Н.Лука, «детские игры с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет потребности школьника в познавательной активности.
Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. Игра помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
Лингвистическую разминку на уроках русского языка я провожу в разных формах (названия заимствовала у других авторов).
Игра «Кто больше?». Учащимся надо подобрать как можно больше определений к существительному (яблоко, мяч, голос, глаза, работа и т.п. ). Побеждает тот, кто последним предложит определение. Повторяться нельзя, что быстро уменьшает количество играющих до 4–5 самых внимательных учеников.
По этому же принципу можно предлагать другие задания. Например, назвать действия одушевленного предмета (ворона летает, прыгает, каркает, клюет, дерется и т.п.), назвать предметы, обладающие этим признаком (горячий – чай, металл, сердце и т.п.). Подобные игры не только расширяют лексический запас, активизируют память, тренируют быстроту реакции, но и способствуют освоению такой нормы языка, как лексическая сочетаемость. Некоторые задания могут предварять подготовку к сочинению. Это наиболее распространенная и простая форма. Такие игры решают, как правило, предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, закрепление грамматических категорий. Эти игры занимают 5–7 минут и могут проводиться в любое время урока. Если их использовать в качестве «речевой разминки», то с них можно начинать практически каждый урок.
Игра «Третье (четвертое) лишнее». Основами для объединения слов в группы могут стать морфемный состав, морфологические признаки, лексическое значение, особенности написания и прочее. Например:
Найдите «третье лишнее».
1. Неизменный, утренний, доменный.
2. Резонный, сезонный, сенсационный.
3. Соловьиный, синий, воробьиный.
Это задание требует внимания к морфемному составу. «Лишними» будут слова утренний(суффикс -енн-, в остальных словах -н-), сенсационный (суффикс -онн-, в остальных словах -н-), синий (нет суффикса -ин-, как в других словах ряда).
Найдите «четвертое лишнее».
1. Любить, бить, давить, рубить.
2. Синеть, чернеть, петь, звенеть.
«Лишними» являются глаголы бить (относится к I спряжению) и звенеть (относится ко II спряжению).
Найдите «третье лишнее».
1. Горе, нагорный, горевать.
2. Переносить, переносица, носовой.
Здесь исключаются слова нагорный, переносить, т.к. их корни имеют другое значение.
Подобные задания вызывают интерес школьников, они охотно обсуждают другие версии, высказывают свои, не опасаясь, что их мнение окажется неверным, а вариант ответа нелепым и смешным. Практически к любой теме можно подобрать соответствующие примеры.
Игра «Найди ошибку». Данный вид заданий может быть использован при изучении языковых норм: орфоэпических, грамматических, стилистических, синтаксических. С одной стороны, дети слышат на уроках нормативную, корректную речь учителя, и от них требуется такая же; с другой — за пределами школы они слышат речь, в которой «есть все на свете» — от разговорных оборотов и просторечной лексики до самых грубых вульгаризмов. Предложенная нами методика позволит ненавязчиво, регулярно вести работу по формированию нормативной речи учащихся.
Например:
- «На дом мы получили задание написать рецензию О прочитанной книге». (Неправильный выбор предлога).
- У Ольги КАРИЕ волосы. (Нарушение лексической сочетаемости слова).
- В рассказе А.П.Чехова «Ионыче» рассказывается об Ионыче. (Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).
- Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. (Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики).
Игра «Корректор». На доске записаны предложения или текст с ошибками. Надо найти их и устранить, провести редакторскую правку.
· В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
· Петя ушиб колено ноги.
· Он написал свою автобиографию.
· Я был смущён от его замечания.
Таким образом, дидактические игры могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д. Ушинский. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний в начале урока, «разминки», необходимой по ходу урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал "Игротека. Лингвистическая разминка"
Дидактический материал" Игротека. Лингвистическая разминка"...
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Готовимся к ЕГЭ. Лингвистическая разминка № 1 в 10 классе
Выполнение заданий ЕГЭ А9, А10, А11, А20, В1. В2, В3 на материале одного предложения....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку "Лингвистическая разминка"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Лингвистические разминки на уроках русского языка в 8-9 классах.
Лингвистическая разминка - это 5 тестовых заданий по разным разделам русского языка, которые необходимо повторять в 8-9 класах, так как большую часть программы в них составляет "Синтаксис"....
Лингвистическая разминка в 9 классе
Лингвистическая работа к уроку русского языка по синтаксису...
Научная статья на тему "Лингвистическая разминка как структурный компонент урока русского языка"
Статья раскрывает возможности применения небольшой ежеурочной лингвичтической разминки для учащихся 5-9 классов на основе приведенных примеров....