Заметка о кодификации
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку
Данная статья посвящена спорам языковедов о кодификации русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zametka_o_kodifikacii.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Споры языковедов о кодификации русского языка сводятся к обсуждению двух основных проблем: несоблюдения закрепленных языковых норм и неясности норм определенных слов или групп слов. Причиной первой проблемы, помимо низкого уровня грамотности, является дезориентация людей в языковом пространстве художественной литературой, СМИ, произведениями музыкального искусства, рекламой и даже специализированными учебными пособиями.
Нередки случаи как орфографических, так и орфоэпических ошибок в СМИ, причем по уровню сложности они близки к знаменитой фразе А.П.Чехова "Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа". И если образованные люди только усмехнутся, к примеру, на неверное ударение в речи политика, то дети и подростки могут принять ошибку за норму, что приведет к росту речевой безграмотности. Дезориентировать может и литература, причем как современная, так и классическая. Так, например, в некоторых стихотворениях поэтом могут быть изменены орфоэпические нормы ради соблюдения ритма и рифмы, или же нормы могут быть устаревшими. На мой взгляд, к такому стихотворному произведению необходим комментарий с указанием нормы. Эта мера необходима для школьников. Конкретный пример: в стихотворении О.Э.Мандельштама "Silentium" есть такие строки:
"Да обретут мои уста первоначальную немОту,
Как кристаллическую ноту..."
Но современная норма произношения - немотА. Разумеется, отличие ударения в стихотворении от современного нормативного не снижает ценность произведения, но, по моему мнению, на это стоит обращать внимание школьников.
Существует проблема с учебными пособиями. Массово выпускаются тетради со справочными материалами, в которых есть грубые ошибки. Если же обратиться к специализированным изданиям - словарям, то здесь могут быть расхождения. Так, например, Большой толковый словарь под ред.Кузнецова в слове "заплесневеть" определяет единственно верное ударение на второй слог, а Русский орфографический словарь Российской академии наук под ред. Лопатина выделяет ударение в этом слове как вариативное.
Таким образом, ни литература, ни СМИ, ни учебные пособия не могут быть неоспоримо авторитетными источниками в орфографически или орфоэпически трудных языковых ситуациях. Русский язык остро нуждается в единой системе языковых норм, однако очевидно, что полностью кодифицировать язык невозможно ввиду его быстрого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заметка Не так страшен ЕГЭ
Публикация в "Учительской газете" от 28 апреля 2009 года...
Заметка о посещении открытого урока в Коломне по духовному краеведению
Заметка о посещении открытого урока в Коломне по духовному краеведению "Равноапостольные Кирилл и Мефодий - просветители славян"...
Заметка "1 марта - день борьбы с наркоманией".
Заметка в районную газету о проведении пресс-конференции с учащимися на тему "Наркотики; жизнь или смерть?...
Полезная заметка для родителей
Заметка о навыках полноценного питания, которые закладываются в раннем детстве....
Заметка в школьную газету МУЗЕЙ ИСТОРИИ ШКОЛЫ
В год 25-летия школы, 28 января 2005, в ГОУ гимназии №1504 был открыт Музей истории школы. Идея создания такого музея в нашей школе зрела давно и теперь она воплощена в жизнь!...
Заметка "По ком звонят колокола сегодня?"
Заметка, написанная в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом мероприятии в школе, посвящённом экологическим проблемам планеты Земля....
Заметка о кодификации
Данная статья посвящена спорам языковедов о кодификации русского языка....